Медный всадник — памятник Петру I в Санкт-Петербурге: история, значение, интересные факты
Главное о Медном всаднике — знаменитом памятнике Петру Великому: кто и когда создал скульптуру, где она находится и что символизирует.
 
 
И, озарён луною бледной,
Простёрши руку в вышине,
За ним несётся Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжёлым топотом скакал.
А. С. Пушкин, «Медный всадник»
Один из ключевых символов Петербурга невозможно обойти стороной — вы неминуемо доберётесь до него, если будете гулять вблизи Эрмитажа и Исаакиевского собора.
На самом деле «Медный всадник» — неофициальное название, которое прижилось после одноимённой поэмы Пушкина, где одна из ключевых ролей отведена ожившей скульптуре. Подробнее об истории памятника, его художественных особенностях и связанных с ним легендах рассказываем в этой статье.
Кто создал скульптуру и какое у неё значение
После восшествия на престол в 1762 году Екатерина II стремилась укрепить свою легитимность, особенно в глазах дворянства и населения. Одним из решений было сформировать образ преемницы Петра Великого, реформатора и основателя Санкт-Петербурга. Строительство памятника в честь Петра I должно было в этом помочь.
Екатерина II издала указ об установке монумента. Выбор пал на французского мастера Этьена Мориса Фальконе, ученика и соратника Вольтера, мастера классицистической школы. Фальконе создал много скульптур, был знаком с работами французских и итальянских мастеров, и это соответствовало вкусам петербургской элиты того времени.
Мастер приехал в Россию в 1766 году, с ним прибыла ассистентка Мари-Анн Колло — она спроектировала голову Петра I. На разных этапах к работе подключались и российские мастера: скульпторы Фёдор Гордеев, Юрий Фельтон, литейщик Емельян Хайлов.

Изображение: Фелиш Альберт / Wikimedia Commons
История создания Медного всадника и его особенности
Работа над скульптурой заняла более десяти лет — торжественная презентация памятника состоялась в 1782 году, её приурочили к столетию вхождения Петра Великого на престол. Основной задачей было не только создать выразительный художественный образ, но и справиться с техническими трудностями, связанными с отливкой огромной бронзовой статуи и её установкой.
Высота памятника составляет более десяти метров, из которых половину занимает массивный каменный постамент.
Композиция
Скульптура Петра I выполнена в стиле классицизма с элементами барокко. Композицию составляет фигура императора верхом на коне, поднявшемся на задние лапы и топчущем змею (метафора решительной победы над противниками реформ). Фальконе был вдохновлён идеей показать Петра I верхом на вздыбленном коне, устремлённого вперёд. Такая динамика в монументальной скульптуре была редкостью на тот момент.
Важная особенность этой работы — анатомическая точность фигур и внимание к деталям: напряжённые жилы на лошадиных ногах, орнамент на одежде императора. На складке плаща скульптор оставил авторскую подпись: «Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин, 1778 года».
Пётр изображён без стремян и седла — так скульптор подчеркнул уверенность и отвагу императора. Его правая рука вытянута вперёд — этот жест символизирует руководство, движение и предвосхищение будущего. Плащ развевается на ветру, как будто император скачет.

Фальконе долго не удавалось самому спроектировать голову Петра, и эту работу поручили Мари-Анн Колло. Она сделала гипсовую модель, используя для портрета прижизненную маску, снятую с лица Петра I. Голову императора украсил лавровый венец. Работа Колло была столь точной и выразительной, что Екатерина II утвердила её без изменения.

Сложностей было много. Когда утвердили гипсовую модель, настало время приступать к отливу самой статуи — вопреки народному названию, из бронзы. При этом нужно было сделать низ более массивным, чтобы фигура была устойчивой. На поиски мастера, который справится со сложной схемой отлива, ушёл год, и в конце концов это смог сделать литейщик пушек Емельян Хайлов.
Но как памятник мог опираться лишь на две задние ноги и хвост коня? Ответ нашёлся — в качестве дополнительной точки опоры использовали фигуру змеи, которая вьётся под копытами.
Постамент
Постамент Медного всадника в виде утёса выполнен из массивного гранитного монолита. Этот огромный камень весом около 2 тонн был найден вблизи Лахты — он откололся от скалы после удара молнии и получил название «Гром-камень».
По приказу императрицы камень доставили в Санкт-Петербург. Для транспортировки сконструировали специальный механизм с платформой и системой блоков, рычагов и канатов, а сам процесс перемещения занял несколько месяцев — по суше и воде. Попутно скульптор частично обрабатывал камень, и к моменту доставки глыба весила около 1,6 тонны.

Изображение: Wikimedia Commons
Перед торжественным открытием постамент памятника украсили с одной стороны надписью на русском языке: «Петру Первому Екатерина Вторая, лета 1782». А с другой — на латыни: «Petro primo Catharina secunda MDCCLXXXII» — вновь подчёркивая преемственность власти между Петром и Екатериной и общность их целей.
Где находится Медный всадник
Памятник Петру I расположен на Сенатской площади в историческом центре Санкт-Петербурга, недалеко от Невы, напротив Исаакиевского собора. Такое местоположение было выбрано неслучайно: памятник обращён лицом к реке, к западному направлению, символизируя «окно в Европу», открытое Петром. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская».

Культурное и историческое значение Медного всадника
Памятник Петру Первому — один из символов Санкт-Петербурга, его неофициальный герб. Во времена Отечественной войны 1812 года и блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны его сохраняли с особым трепетом — укрывали мешками с песком, оберегали от разрушения.
Скульптура присутствует на открытках, туристических сувенирах, обретает новую жизнь в произведениях искусства, в кино и литературе. В поэме Пушкина этот памятник стал символом неукротимой воли государства и судьбы простого человека, попавшего под колёса исторических преобразований.

Изображение: Public Domain

Изображение: Public Domain
Легенды о Медном всаднике
С момента установки Медный всадник в Санкт-Петербурге стал источником множества легенд и мистических преданий — например, о том, что он охраняет город и что в случае опасности оживёт, чтобы спасти Петербург. Некоторые жители утверждали, что слышали в тумане скрип копыт по булыжной мостовой или видели тень всадника у стен Зимнего дворца в предрассветные часы.
Во время Отечественной войны 1812 года Александр I распорядился вывезти из Петербурга Медного всадника вместе с другими ценными объектами искусства, опасаясь наступления французов. Однако одному из высокопоставленных военных, майору Батурину, стал сниться повторяющийся сон, в котором памятник оживает, упрекает нынешнего императора и заявляет, что пока он (памятник) на месте — городу ничто не угрожает. Рассказ дошёл до Александра I, и тот, впечатлившись, отменил указ об эвакуации скульптуры. Памятник остался на своём месте, став символом защиты Петербурга.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
                     
                     
                                     
                                     
                                     
                                    