Медный всадник — памятник Петру I в Санкт-Петербурге: история, значение, интересные факты
Главное о Медном всаднике — знаменитом памятнике Петру Великому: кто и когда создал скульптуру, где она находится и что символизирует.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
И, озарён луною бледной,
Простёрши руку в вышине,
За ним несётся Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжёлым топотом скакал.
А. С. Пушкин, «Медный всадник»
Один из ключевых символов Петербурга невозможно обойти стороной — вы неминуемо доберётесь до него, если будете гулять вблизи Эрмитажа и Исаакиевского собора.
На самом деле «Медный всадник» — неофициальное название, которое прижилось после одноимённой поэмы Пушкина, где одна из ключевых ролей отведена ожившей скульптуре. Подробнее об истории памятника, его художественных особенностях и связанных с ним легендах рассказываем в этой статье.
Кто создал скульптуру и какое у неё значение
После восшествия на престол в 1762 году Екатерина II стремилась укрепить свою легитимность, особенно в глазах дворянства и населения. Одним из решений было сформировать образ преемницы Петра Великого, реформатора и основателя Санкт-Петербурга. Строительство памятника в честь Петра I должно было в этом помочь.
Екатерина II издала указ об установке монумента. Выбор пал на французского мастера Этьена Мориса Фальконе, ученика и соратника Вольтера, мастера классицистической школы. Фальконе создал много скульптур, был знаком с работами французских и итальянских мастеров, и это соответствовало вкусам петербургской элиты того времени.
Мастер приехал в Россию в 1766 году, с ним прибыла ассистентка Мари-Анн Колло — она спроектировала голову Петра I. На разных этапах к работе подключались и российские мастера: скульпторы Фёдор Гордеев, Юрий Фельтон, литейщик Емельян Хайлов.

Изображение: Фелиш Альберт / Wikimedia Commons
История создания Медного всадника и его особенности
Работа над скульптурой заняла более десяти лет — торжественная презентация памятника состоялась в 1782 году, её приурочили к столетию вхождения Петра Великого на престол. Основной задачей было не только создать выразительный художественный образ, но и справиться с техническими трудностями, связанными с отливкой огромной бронзовой статуи и её установкой.
Высота памятника составляет более десяти метров, из которых половину занимает массивный каменный постамент.
Композиция
Скульптура Петра I выполнена в стиле классицизма с элементами барокко. Композицию составляет фигура императора верхом на коне, поднявшемся на задние лапы и топчущем змею (метафора решительной победы над противниками реформ). Фальконе был вдохновлён идеей показать Петра I верхом на вздыбленном коне, устремлённого вперёд. Такая динамика в монументальной скульптуре была редкостью на тот момент.
Важная особенность этой работы — анатомическая точность фигур и внимание к деталям: напряжённые жилы на лошадиных ногах, орнамент на одежде императора. На складке плаща скульптор оставил авторскую подпись: «Лепил и отливал Этьен Фальконе, парижанин, 1778 года».
Пётр изображён без стремян и седла — так скульптор подчеркнул уверенность и отвагу императора. Его правая рука вытянута вперёд — этот жест символизирует руководство, движение и предвосхищение будущего. Плащ развевается на ветру, как будто император скачет.

Фальконе долго не удавалось самому спроектировать голову Петра, и эту работу поручили Мари-Анн Колло. Она сделала гипсовую модель, используя для портрета прижизненную маску, снятую с лица Петра I. Голову императора украсил лавровый венец. Работа Колло была столь точной и выразительной, что Екатерина II утвердила её без изменения.

Сложностей было много. Когда утвердили гипсовую модель, настало время приступать к отливу самой статуи — вопреки народному названию, из бронзы. При этом нужно было сделать низ более массивным, чтобы фигура была устойчивой. На поиски мастера, который справится со сложной схемой отлива, ушёл год, и в конце концов это смог сделать литейщик пушек Емельян Хайлов.
Но как памятник мог опираться лишь на две задние ноги и хвост коня? Ответ нашёлся — в качестве дополнительной точки опоры использовали фигуру змеи, которая вьётся под копытами.
Постамент
Постамент Медного всадника в виде утёса выполнен из массивного гранитного монолита. Этот огромный камень весом около 2 тонн был найден вблизи Лахты — он откололся от скалы после удара молнии и получил название «Гром-камень».
По приказу императрицы камень доставили в Санкт-Петербург. Для транспортировки сконструировали специальный механизм с платформой и системой блоков, рычагов и канатов, а сам процесс перемещения занял несколько месяцев — по суше и воде. Попутно скульптор частично обрабатывал камень, и к моменту доставки глыба весила около 1,6 тонны.

Изображение: Wikimedia Commons
Перед торжественным открытием постамент памятника украсили с одной стороны надписью на русском языке: «Петру Первому Екатерина Вторая, лета 1782». А с другой — на латыни: «Petro primo Catharina secunda MDCCLXXXII» — вновь подчёркивая преемственность власти между Петром и Екатериной и общность их целей.
Где находится Медный всадник
Памятник Петру I расположен на Сенатской площади в историческом центре Санкт-Петербурга, недалеко от Невы, напротив Исаакиевского собора. Такое местоположение было выбрано неслучайно: памятник обращён лицом к реке, к западному направлению, символизируя «окно в Европу», открытое Петром. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская».

Культурное и историческое значение Медного всадника
Памятник Петру Первому — один из символов Санкт-Петербурга, его неофициальный герб. Во времена Отечественной войны 1812 года и блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны его сохраняли с особым трепетом — укрывали мешками с песком, оберегали от разрушения.
Скульптура присутствует на открытках, туристических сувенирах, обретает новую жизнь в произведениях искусства, в кино и литературе. В поэме Пушкина этот памятник стал символом неукротимой воли государства и судьбы простого человека, попавшего под колёса исторических преобразований.

Изображение: Public Domain

Изображение: Public Domain
Легенды о Медном всаднике
С момента установки Медный всадник в Санкт-Петербурге стал источником множества легенд и мистических преданий — например, о том, что он охраняет город и что в случае опасности оживёт, чтобы спасти Петербург. Некоторые жители утверждали, что слышали в тумане скрип копыт по булыжной мостовой или видели тень всадника у стен Зимнего дворца в предрассветные часы.
Во время Отечественной войны 1812 года Александр I распорядился вывезти из Петербурга Медного всадника вместе с другими ценными объектами искусства, опасаясь наступления французов. Однако одному из высокопоставленных военных, майору Батурину, стал сниться повторяющийся сон, в котором памятник оживает, упрекает нынешнего императора и заявляет, что пока он (памятник) на месте — городу ничто не угрожает. Рассказ дошёл до Александра I, и тот, впечатлившись, отменил указ об эвакуации скульптуры. Памятник остался на своём месте, став символом защиты Петербурга.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!