Лаконичность и простота: известные проекты Ивана Чермаева
Прожектор Showtime, жёлтая рамка National Geographic и другие узнаваемые логотипы.
Иллюстрация: Wikimedia Commons / Annie для Skillbox Media
6 июня 1932 года родился американский дизайнер русского происхождения Иван Чермаев. В начале прошлого века его семья эмигрировала из Российской империи в Великобританию, затем переехала в Канаду, потом в США. Уже в Штатах формировались взгляды будущего дизайнера с мировым именем.
В детстве Чермаев составлял коллажи из подручных материалов ― это увлечение осталось с ним на всю жизнь.
Чермаев учился в Гарвардском университете, Институте дизайна в Чикаго и в Йельском университете. После этого он работал ассистентом Элвина Лустига, дизайнера обложек для книг, а также создавал обложки музыкальных альбомов в Columbia Records.
В 1957 году Иван Чермаев и Том Гейсмар основали компанию Chermayeff & Geismar, в которой разрабатывали логотипы и корпоративную айдентику. У них были минималистичные, яркие и часто абстрактные идеи.
Работая над новым проектом, Иван Чермаев узнавал тонкости работы компании-заказчика: изучал её историю, ценности, конкурентов. Собирал много информации, чтобы в итоге представить лаконичный, легко считываемый и при этом оригинальный продукт.
Расскажем о нескольких ярких проектах дизайнера и его агентства, которые актуальны даже спустя годы.
Showtime
Showtime ― американский телеканал премиум-сегмента. Агентство создало для него оригинальный логотип: дизайнеры разместили первые три буквы названия канала в круге ― они оказались словно в луче прожектора. В Chermayeff & Geismar посчитали это хорошей метафорой телевидения.
Идея, реализованная ещё в 1997 году, работает до сих пор: логотип вписывается в оформление соцсетей, приложения и других современных корпоративных атрибутов компании.
National Geographic
Именно в Chermayeff & Geismar сделали простой логотип с прямоугольником располагающего жёлтого цвета ― на основе рамки, которая всегда украшала обложки журналов National Geographic. Впоследствии бренд вышел за пределы печатного издания, и лаконичный символ с корпоративным шрифтом NatGeo Semibold вписался в оформление других продуктов компании.
Mobil
За более чем столетнюю историю американская нефтяная компания Mobil не раз кардинально меняла логотип: цветовую палитру, форму, детали оформления. Когда в 1964 году агентство Чермаева начало работать над айдентикой Mobil, компания использовала в символике красно-синие цвета и изображение пегаса.
Дизайнеры предложили минималистичное решение: в основе логотипа было лишь название компании в новом корпоративном шрифте без засечек Mobil Font. Ярким элементом в синей надписи стала красная буква O ― по замыслу, она должна усиливать концепцию дизайна, а также показать верное ударение (mobil, а не mobile, как могли бы произносить по ошибке).
При этом компания иногда по-прежнему использует изображение красного пегаса в оформлении корпоративной продукции.
The Museum of Modern Art (MoMA)
Над айдентикой MoMA агентство Чермаева работало в 1964 году. В основе логотипа ― типографика: он представляет собой название музея, набранное гротескной гарнитурой Franklin Gothic No. 2.
Впоследствии в Chermayeff & Geismar разработали брендинговое оформление для полиграфической продукции музея: рекламных баннеров и сувениров. Оно основано на повторяющихся узорах простых геометрических форм: квадрата, треугольника, круга.
С тех пор логотип не раз изменялся: в восьмидесятых годах в аббревиатуре появилась знаменитая маленькая «o» (причём по замыслу администрации музея, а не брендингового агентства), в 2004-м на смену Franklin Gothic пришёл корпоративный шрифт MoMA Gothic, в 2019 году ― MoMA Sans. Но дизайнеры, работающие над новой айдентикой музея, продолжают сохранять стиль, заданный агентством, ― это по-прежнему минималистичный гротеск.
Иллюстрация к статье New York Times
Далёкая от корпоративной айдентики, но социально значимая работа Ивана Чермаева: в 2001 году он создал иллюстрацию, сопровождающую статью в New York Times о трагедии 11 сентября.
На ней изображены лишь большие буквы U.S. (от аббревиатуры United States). Верхняя часть U оторвана от основания ― это метафора того, какой травмой стал теракт для американского сообщества.
Дизайнеру не потребовалось сложных визуальных деталей — он донёс важный посыл и без них.