Дизайн
#статьи

Владелец театра кукол и автор фирменного шрифта Nivea: кто был первым графическим дизайнером

Рассказываем, чем занимался первый графический дизайнер Аддисон Двиггинс, за что критиковал коллег и где сейчас используют его работы.

Когда появился графический дизайн? В IV веке, когда древние египтяне научились печатать принты на тканях? С изобретением книгопечатания в Европе? Или, может, в конце XIX века, когда стала активно развиваться индустрия рекламы?

Ни древние египтяне, ни Гутенберг, ни модернисты не называли себя графическими дизайнерами. Впервые так себя назвал Уильям Аддисон Двиггинс в 1922 году — поэтому его и принято считать отцом профессии.

Двиггинс занимался иллюстрацией и каллиграфией, оформлял книги, писал теоретические труды и создал больше двух десятков шрифтов — многими из них дизайнеры пользуются до сих пор.

Немного о Двиггинсе

Американский дизайнер по образованию был иллюстратором. После обучения он решил открыть собственную типографию, но это не увенчалось успехом. Тогда Двиггинс (или WAD — как он сам себя называл по трём инициалам) начал карьеру в рекламе.

Изображение: Уильям Аддисон Двиггинс / The Metropolitan Museum of Art: The Architect & The Industrial Arts, 11th Exhibition of Contemporary American Design

С 1917 года Двиггинс стал исполнительным директором типографии Гарварда. В эти годы WAD издаёт критические брошюры о современном американском дизайне книг под псевдонимом Dr. Hermann Puterschein. Также он выпускает книгу с упрёком к коллегам — An Investigation into the Physical Properties of Books («Исследование физических свойств книги»). Работа была издана от имени вымышленного Бостонского общества каллиграфов.

Один из тезисов книги заключался в том, что массовое производство на печатных машинах пагубно сказалось на качестве дизайна. Свою точку зрения WAD выражал эмоционально и саркастично:

После этой публикации Двиггинсу предложили работу в издательстве Alfred Knopf, в котором он в дальнейшем оформил более 300 книг.

Активное развитие Двиггинса в книжном дизайне связывают с поставленным ему диагнозом — в 1922 году у него нашли смертельный по тем временам диабет. Последние годы жизни Двиггинс решил посвятить любимому делу вопреки тому, что реклама была более прибыльна. Но Двиггинса спас инсулин, который только начинали использовать: он прожил ещё более 30 лет и умер на 76-м году жизни.

Кроме книжного дизайна, в середине своей карьеры WAD занялся разработкой шрифтов. Первый был создан в 1929 году для студии Linotype, с которой Двиггинс работал до конца своей жизни. Периодически дизайнер возвращался к рекламе, но известен он именно книгами и шрифтами.

Книжный дизайн

Двиггинс был востребован и сотрудничал с разными издательствами, не только с Alfred Knopf. Он уделял огромное внимание типографике — иногда даже добавлял в книги краткое описание шрифтов, использованных в ней. А с тех пор, как WAD начал разрабатывать собственные шрифты, он часто выбирал именно их для работы над книгами.

Изображение: W. A. Dwiggins: A Life in Design / Letterform Archive

Одна из наиболее известных работ Двиггинса — оформление «Машины времени» Герберта Уэллса, изданной в 1931 году:

Вот иллюстрация Двиггинса к книге о Марко Поло:

Изображение: The travels of Marco Polo / The Printing House of Leo Hart / Ассоциация дизайнеров Eye on Design

А это дизайн обложки, иллюстраций и шрифта для книги о печати:

Изображение: The Power of Print / Mergenthaler Linotype Company / Ассоциация дизайнеров Eye on Design

Особенно Двиггинс прославился корешками своих книг. Он рисовал для них леттеринг и вручную создавал орнаменты по трафаретам.

Изображение: Letterform Archive

Шрифты

По контракту с Linotype Двиггинс разрабатывал около трёх полноценных шрифтов в год — так что он оставил в типографике внушительное наследие. Многие из его шрифтов до сих пор можно купить и использовать. А мы остановимся только на нескольких из них.

1. Metro

Гарнитура геометрических гротесков и знаковая работа Двиггинса.

Изображение: Nick Sherman / Flickr

Metro широко используется по сей день. Например, это фирменная гарнитура Nivea — логотип напечатан шрифтом Metro Black.

Изображение: Tutatamafilm / Shutterstock

2. Electra

Контрастная антиква, над которой Двиггинс работал почти десять лет. В наши дни Electra используют в логотипах, книгах и рекламе.

Изображение: официальный сайт сенатора США Теда Круза

3. Caledonia

Это результат переработки Двиггинсом другой гарнитуры — Scotch Roman.

Изображение: Jim Hood / Caledonia

Не только дизайн

Двиггинс известен не только благодаря своим достижениям в типографике,
но и из-за страсти к марионеткам. Он занимался резьбой по дереву и изготавливал кукол.

Двиггинс даже открыл собственный театр в гараже, собрал труппу и провёл первый спектакль в 1933 году. Со временем он построил отдельное небольшое здание, и театр полноценно функционировал. Сейчас марионеткам Двиггинса посвящена экспозиция в Бостонской публичной библиотеке.

Что почитать: книги от Двиггинса

WAD оставил после себя несколько теоретических трудов. В частности, его нашумевшая критическая работа An Investigation into the Physical Properties of Books, после которой Двиггинс получил оффер на дизайн книг, есть в открытом доступе — отсканированная с оригинала.

Двиггинс писал и о дизайне рекламы. Layout in Advertising («Вёрстка рекламы») — довольно объёмная работа, в которой WAD описывает собственный опыт работы. Кстати, в ней он тоже не обошёлся без критики — ругал существующие гротескные шрифты. В открытом доступе её нет — только оригинальные издания на Amazon. А ещё на Amazon можно найти сборник эссе Двиггинса MSS by WAD, переизданный в наши дни: автор делится размышлениями о графическом дизайне.

И, конечно, Двиггинс не мог не написать книгу о марионетках. Его Marionette in Motion («Марионетка в движении») посвящена конструкции кукол. Это небольшая работа, которая доступна для бесплатного чтения.

Изображение: Marionette in Motion: The Püterschein System Diagrammed / Detroit: Puppetry Imprints, 1939 / Letterform Archive
Освойте топовые нейросети за три дня. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована