Космические логотипы: от «Роскосмоса» до Virgin Galactic
Стрелы, звёзды, орбиты, «червяк» и глаз. Смотрим на логотипы крупнейших космических корпораций.
скриншот из игры resident evil village / capcom
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин вышел в открытый космос и облетел планету. Вот уже более полувека мы следим за космическими миссиями и наблюдаем в небе за пролётом МКС и запуском спутников SpaceX.
Айдентика космических корпораций гораздо менее известна, чем их достижения. Смотрим на самые интересные логотипы и узнаём их историю.
Корпорация «Роскосмос»
Первые структуры по освоению космоса в СССР были созданы в 1955 году. Спустя пять лет их объединили в Главное управление ракетного вооружения. После распада Советского Союза организация стала называться Российским космическим агентством, а с 2004 года — «Роскосмосом». Именно это ведомство можно считать правопреемником в вопросах полёта человека в космос.
Практически четыре десятилетия логотипа у организации не было. Он появился только в 1992 году. Через 12 лет, в 2004-м, провели первый редизайн: сохранилась красная стрела, но логотип стал выглядеть более современно. Текущему логотипу три года — его создали в 2018 году. Неизменная красная стрела — символ ракеты, эллипс — орбита Земли.
Международная космическая станция
Международная космическая станция (МКС) — продолжатель дела станции «Мир», затопленной в Тихом океане в 2001 году. Сегодня МКС, запущенная в 1998 году, используется для космических миссий 14 стран, на её борту работают космонавты из России, США, Канады, Японии, а также те из них, кто входит в Европейское космическое агентство. Основное назначение станции — это научные исследования.
О логотипе МКС нет никакой информации, но, вероятно, он не менялся с момента запуска аппарата. Отдельные эмблемы готовятся для миссий и экспедиций на МКС. Например, следующий вылет ALPHA в этом году осуществит французский астронавт ESA. Он отправится на миссию на корабле SpaceX Crew Dragon, который будет прикреплён к МКС в течение шести месяцев, прежде чем вернётся на Землю.
Космическое агентство NASA
Главное космическое агентство США под названием National Aeronautics and Space Administration (NASA) основали в 1958 году. Из самых громких миссий агентства — первая высадка человека на Луну, исследования Марса марсоходом Curiosity, а также отправление в межзвёздное пространство станции Voyager 1. Последняя примечательна тем, что на её борту находится пластина Golden Record — специальный позолоченный диск с информацией о том, где искать человечество в космосе.
Эмблему, которую сейчас использует Американское космическое агентство, разработали в 1959 году. В 1975-м логотип обновили — этим занималась студия Danne & Blackburn. Эта версия просуществовала до 1992 года. В народе этот логотип прозвали червяком, но изменили его не просто так — в изображении 1959 года хватало деталей, и поэтому его было сложно наносить.
Однако в 1992-м федеральное ведомство вернуло круглый символ, решив, что он более аутентичный и напоминает о главном достижении NASA — высадке человека на Луну. Тем не менее именно «червяк» прижился в массовой культуре как символ американской космонавтики. Правда, с 1992 года он использовался только на мерче и в медиа.
В 2020 году американские космические силы официально возродили этот символ — он появился на ракете. Именно этим логотипом брендировали SpaceX Falcon 9 Илона Маска с астронавтами NASA на борту.
Европейское космическое агентство ESA
Европейское космическое агентство European Space Agency (ESA) существует с 1975 года. Оно занимается преимущественно метеорологией, телекоммуникациями и навигацией. В будущем организация планирует расширяться и начать курировать пилотируемые полёты.
Логотип агентства лаконичен, но не лишён шарма: синий круг символизирует Землю, а небольшая круглая точка — спутник на её фоне. Теперь пара слов о текстовом наполнении: буква «Е» здесь означает «Европейский», а остальные три символа неизменны для всех европейских стран, поддерживающих программу. На первой версии логотипа считывались орбиты и положение оси Земли, но со временем предпочтение отдали упрощённой и более строгой версии.
Что немаловажно, надпись на логотипе не может использоваться отдельно от входящего в него символа — они могут публиковаться только вместе.
Космическое агентство Великобритании UK Space Agency
Долгие годы космонавтика Великобритании была слабо развита: за время существования Национального космического центра Великобритании BNSC запустили всего один спутник — и ни одного пилотируемого корабля.
В 2010 году BNSC расформировали, создав вместо него новую госорганизацию — UK Space Agency. Открытие агентства связано со стремлением британцев всерьёз заняться космосом и увеличить долю в мировой промышленности.
Нередко в государственных ведомствах предпочитают сохранять преемственность визуального стиля, но британцы выбрали для UK Space Agency кардинально отличающийся символ, который был специально разработан студией Folio Creative. Логотип получился на редкость удачным: устремлённая вверх стрела подана как часть государственного флага, ведь и он, и полёты в космос — гордость страны.
Японское агентство аэрокосмических исследований JAXA
Японское агентство аэрокосмических исследований Japan Aerospace Exploration Agency (JAXA) — сравнительно молодая госструктура. Её создали в 2003 году, объединив три узкоспециализированных ведомства: NASDA — практическая космонавтика, ISAS — научные миссии и NAL — воздухоплавание.
Сегодня агентство привлекает Mitsubishi Heavy Industries к разработке своих ракет, ведёт научную деятельность и является важным участником МКС. История логотипа насчитывает почти 20 лет — он не менялся со времён создания организации и, конечно же, отсылает к яркому свечению звёзд и стремительности взлёта ракеты.
Компания SpaceX
Это крупный частный производитель космической техники с собственным космодромом. Она была основана в 2002-м миллиардером и основателем компании Tesla Motors Илоном Маском — пожалуй, наиболее известной медийной персоной в космической отрасли (помимо Юрия Гагарина и Нила Армстронга, конечно же). Цели у SpaceX самые серьёзные — например, создание единственного на сегодняшний день возвращаемого грузового космического корабля Dragon 2. А вершиной своей работы компания видит отправку человека на Марс. За первым пролётом в ночном небе линейки из 11 спутников Starlink, затаив дыхание, следил весь мир.
Современный логотип компании разработала американская студия RO Studio, которая создавала айдентику и для других проектов Маска — например, для компании электромобилей Tesla и серии ракет-носителей Falcon. Первая эмблема, созданная на пробу в 2002-м, практически никому не известна, поскольку была не очень удачной. И уже в том же году студия из Нью-Джерси предложила новый логотип, который сегодня знает весь мир.
Частное космическое агентство Virgin Galactic
Это дочерняя компания холдинга Virgin Group Ltd, основанного Ричардом Брэнсоном. Она существует с 2004 года. Virgin Galactic ставит перед собой достаточно амбициозную цель — агентство хочет запустить космические пассажирские полёты.
За время существования компании её символ претерпел уже несколько малозаметных модификаций, но глобально не изменился. Пожалуй, это наиболее специфический логотип: несмотря на использование всё того же круга (здесь он символизирует глаз, смотрящий внутрь Космоса), он достаточно сложно воспроизводим на печати, поскольку сочетает в себе и фотофрагмент, и мелкие элементы с отсылкой к шестидесятым, и современное шрифтовое решение.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!