Сказка о русском дизайне: как Александр Васин снимал клип для фильма «Лепота»
Делимся кейсом, в котором графический дизайнер записывает песню и снимает на неё видеоклип практически без опыта и бюджета.
Фото: Борис Бендиков
Этой осенью в прокат вышел фильм-исследование от Bang Bang Education «Лепота», для 39 глав которого российские дизайнеры и студии подготовили свои высказывания о русской визуальной культуре. Участники не скованы рамками жанра или стиля — все эпизоды разные, у каждого свой посыл.
Как сохранить культурную идентичность, когда вокруг процветает культ насмотренности? Мы перестали отказываться в дизайне от своего прошлого — или научились принимать его? Какие символы нулевых и десятых могут стать новой матрёшкой и ушанкой? Русский дизайнер для зарубежного рынка — это профессионализм, экзотичность или экономия?
Bang Bang Education
Нам очень понравился фильм, и мы попросили Александра Васина рассказать о съёмках своего фрагмента, для которого он собрал шуточную группу «Ижица» и спел с ней песню «Русский дизайн».
Александр Васин
Основатель студии Groza.design, руководитель детской дизайн-школы «ШУМ», вместе с Натальей Вельчинской проводит ежегодный международный фестиваль «Типомания».
Начало: «Расскажем вам сказку о русском дизайне»
В марте 2021 года к Александру обратилась режиссёр Наталья Климчук с предложением поучаствовать в фильме о корнях русской визуальности. «Техническое задание» звучало просто — нужно было подготовить ролик-высказывание, единственное условие — видео должно укладываться в две минуты.
В прошлых фильмах было очень много крутых эпизодов, и я понял, что мне не стоит тягаться с коллегами в жанре «говорит эксперт» — есть люди, которые умеют это делать намного лучше меня. И мне пришло в голову записать песню — такое наверняка никто делать не станет.
Александр Васин
Идея клипа была в том, чтобы под музыку изложить историю и боли русского дизайна, и ещё чтобы в нем были «красивые девушки».
Солистки были найдены быстро — Мария Дубровина и Полина Ларина отлично пели и уже участвовали в «трагикомической опере „Колобок“», которую Александр Васин делал для друзей. В фильме они предстают в образе вымышленной группы со смешным названием «Ижица», выбранным в честь одного из самых неудачных «псевдорусских» шрифтов. Но появилась проблема: если в брифе было чётко сказано о формате видео — две минуты, то песня «Русский дизайн» длилась четыре.
Я спросил Наташу Климчук: «А можно у меня будет песня?» Наташе понравилась идея. Тем более что я прислал первые четыре строчки, которые придумались почти сразу. Тогда я написал весь текст, спел его под гитару и снова отправил Наташе. «Ахаха, прекрасное. Саша, припев шикарный) Рыдаю», — таков был ответ.
Я переживал, что наша песня вместо двух минут длилась четыре, но благодарен Наташе и её коллегам, что они решили пойти мне навстречу и согласились на такой тайминг. После «утверждения эскиза» я пригласил девочек, и мы поехали записываться в студию.
Александр Васин
Запись песни: «Земля — русская, антиква — узкая»
Хотя у Александра музыкальное образование (и даже была школьная рок-группа), опыта звукозаписи у него не было. Поэтому первым делом он поехал к своему другу — дизайнеру Сергею Емельяненко, который помог с аранжировкой и сделал черновую запись. Бит синтезирован из ударов по клавиатуре и голоса Сергея. Он же сыграл и на балалайке.
Финальная запись проходила в домашней студии звукорежиссёра Петра Черниенко. Уже в процессе записи была добавлена электрогитара — на ней сыграл Александр, а также пригласили баяниста Сергея Максимкина — его инструмент усилил «надрыв» припева.
Подготовка к съёмкам: «В голове всё по Чихольду»
У Александра уже был опыт создания новостной дизайн-передачи «72 точки». Но клип — это немного другое.
Сначала я думал про съёмки на улице. Стало понятно, что это очень заморочено и довольно дорого — здесь не подойдёт любительская камера, нужна будет специальная съёмочная группа, ролик получится тяжеловесным.
Я минималист, как и полагается у дизайнеров, поэтому решил, что мне поможет любимый принцип «эффектно, но просто». Сначала я пообщался со знакомыми продюсерами, которые снимают большие фильмы, но понял, что на их ресурсах это будет очень дорого. Тогда я обратился к моему другу Борису Бендикову — фотографу, с которым мы вместе сделали множество проектов, — и спросил его, может ли он мне дать какие-то советы по съёмке клипов.
Александр Васин
Борис — фотограф, поэтому работает он именно в фотостудии. Но этот опыт помог подобрать студию для съёмки видеоролика.
Приезжаем в эту студию, а там хромакейная комната. То есть все стены зелёные — на их фоне можно снимать людей, а затем этот зелёный в любой другой фон превращать. И эта техническая возможность сама родила жанр клипа: мы просто прыгаем на фоне этих стен, а потом подкладываем что-то на фон. Это как с дизайном: ты получаешь текст и картинки, у тебя есть формат — сам материал часто начинает диктовать художественное решение.
Александр Васин
Продюсером съёмок была Дарья Андреева, коллега Бориса с большим опытом в организации съёмочного процесса.
И Даша говорит: «Саша, у тебя есть раскадровка?» Я говорю: «А что это такое?» «Весь твой четырёхминутный клип надо нарисовать и указать, что будет происходить в каждом кадре». Я говорю: «Да? Я даже не знал про такое». В общем, я её послушался и всё нарисовал: где крупный план, где средний, на каких словах должны петь девочки, на каких я. Уже на съёмочной площадке я понял, что без этой раскадровки ничего бы не получилось.
Александр Васин
Реквизит: «Русский пункт аршином не мерен»
При создании клипа задача была уложиться не только в две минуты (которых стало четыре), но и в минимальный бюджет. Создать нужные образы помог стилист Александр Казначеевский — также друг Александра. Какие-то костюмы он подобрал из своих запасов, что-то одолжил у друзей, что-то было куплено.
А мы с моей женой Наташей прошлись по магазинам, набрали всякой бижутерии, ерунды всякой — ещё не было понятно, что нам может пригодиться. Девочки в клипе поют в таких смешных кокошниках — Наташа заказала на Ozon пластиковые подстилочки для кухни, на которые нужно ставить тарелки, чтобы не пачкать стол. Купили несколько штук, ножницами вырезали — и вот отличные головные уборы.
Александр Васин
Во второй части клипа на груди Александра можно увидеть огромную «татуировку» «Ижица». Чтобы её сделать, пригласили известного каллиграфа Наташу Торопицыну. Она заранее подготовила эскиз, а уже на съёмочной площадке перенесла надпись Александру на грудь чёрным маркером.
Съёмки и монтаж: «От голени до бедра полоса адидасова»
Благодаря раскадровке все примерно представляли, что нужно делать. Сначала Александр сидел за столом в строгом старомодном костюме (примерно в таком же образе он вёл «72 точки») и под фонограмму зачитывал рэп. Пришлось оперативно овладевать искусством липсинка, хорошо знакомым пользователям TikTok. Отдельно снимались девушки. Смена костюмов. Ещё одна смена. Весь процесс съёмки контролировали Борис Бендиков и режиссёр монтажа Арсений Надеев.
Хорошо, что и Боря, и Арсений тут же стояли и говорили: «А крупный план мы сняли? Вот, давайте. А теперь такой-то». То есть они, подхватив мой не то чтобы сценарий, но глобальную идею, оба как профессионалы смогли решить, что снимать, в каком порядке.
Александр Васин
Материал отсняли за один день. После этого исходники отдали на монтаж Арсению, в работу которого Александр почти не вмешивался: они вместе уже делали «72 точки», и в профессионализме Арсения было сложно сомневаться. Ролик был смонтирован за три дня.
Я в своей арт-директорской деятельности всегда доверяю тем людям, с которыми сотрудничаю. Это единственный способ спасти себя от бесконечной работы. Поэтому при создании «Русского дизайна» каждый в своей роли был максимально свободен. И Арсений всё сделал отлично. Моя корректура была минимальна, в целом весь монтаж — его произведение.
Александр Васин
К монтажу Александр подобрал картинки, иллюстрирующие тезисы — скандальная статуя Алёнки из Нововоронежа, облицованный сайдингом старинный храм из Архангельской области, булыжная мостовая и разные нелепости российской жизни. Их Арсений добавил в клип на постпродакшене.
Премьера: «Суровая роскошь — великолепно»
Предпремьерный показ фильма «Лепота» прошёл 16 июня в московском кинотеатре «Октябрь», в прокат же для широкой аудитории фильм вышел в рамках осеннего фестиваля Beat Film Festival и скоро будет доступен онлайн. История многовековой боли русского дизайна от Александра Васина закрывает фильм: «Сколько ж ещё не задизайнено?!»
Над клипом работали:
Александр Васин — музыка и слова
Мария Дубровина — вокал
Полина Ларина — вокал
Сергей Емельяненко — аранжировка, балалайка
Сергей Максимкин — баян
Пётр Черниенко — звукорежиссёр
Съёмки:
Арсений Надеев — режиссёр монтажа
Дарья Андреева — исполнительный продюсер
Борис Бендиков — супервайзер
Демид Погорелов — камера
Павел Семёнов — свет
Александр Казначеевский — стиль
Ольга Глазунова — визаж
Наташа Торопицына — татуировка
Специальная благодарность Анастасии Кудрявцевой и Яну Зисману
Читайте также:
- Интервью с Александром Васиным: «Типомания» — это страсть к буквам, страсть к коммуникациям
- О новостях в картинках — проекте Александра Васина #1day1news1picture