Плакаты Коичи Сато: 8 работ для рефлексии о жизни
Этого дизайнера называют магом цвета и градиентов, а его творчество объединяет восточную философию и западную эстетику.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
После Второй мировой войны экономика Японии достигла рекордных темпов роста — более 15% в год, а страна заняла второе место в мире по объёму промышленного производства и ВВП. Вместе с экономикой расцвёл и коммерческий дизайн.
Японский художник Коичи Сато создавал плакаты, в которых объединил важный для восточной философии концепт пустоты, простоту и функциональность немецкого Баухауса, «бренные» мотивы гравюр укиё-э и эстетику живописи школы Римпа.
Работы дизайнера-философа не просто транслируют конкретную мысль или продают. Они дают зрителю пространство для размышлений и вовлекают во внутренний диалог, позволяют самостоятельно достроить образ и ощутить синестетический эффект.
«Новые музыкальные медиа»
1974

На плакате «Новые музыкальные медиа» дизайнер изобразил короб с рыбой. Контрастный цвет с размытым контуром внутри лотка создаёт ощущение парения объекта в эфирной среде. Если долго смотреть на изображение, может показаться, что рыба растворяется в коробке и создаёт вокруг себя энергетическое поле.
Коичи Сато раскрывает силу пустоты через создание ауры предметов и размытие контуров. В этой работе дизайнер впервые использовал приём градуировки цвета, который делает изображение воздушным и объёмным. Упрощённое, мало детализированное исполнение рыбы и природный мотив плаката отсылают к школе Римпа.

Читайте также:
«Супершкола»
1981

Для японской культуры пустота — не отсутствие формы, а мощный источник энергии и потенциала. В творчестве Коичи Сато пустота становится полноценным элементом композиции, при этом оставляет пространство для размышлений зрителя.
На плакате «Супершкола» стрелка взаимодействует с пространством в своеобразном движении: может показаться, что она образуется из пустоты и становится всё отчётливее.
Рекламный плакат для техники National
1986

Японцы считают, что в пустоте сливаются противоположности: утверждение и отрицание, добро и зло, мужское и женское. На рекламном плакате Сато использовал противопоставление естественного и механического: художник отобразил два визуально схожих свечения, однако одно естественное, лунное, другое — искусственное, экранное.
«Мыльные пузыри плыли по воздуху, они уплывали в космическое пространство»
1989

На плакате для мюзикла Сато изобразил отпечаток руки на заиндевевшем стекле. След становится окном в звёздное пространство и позволяет увидеть космос. Благодаря эффекту градуировки цвета художник создаёт иллюзию трёхмерного изображения и будто окунает зрителя в глубину плаката.
В этой работе Коичи Сато применил принципы гештальт-психологии:
- закон близости — пузыри расположены рядом друг с другом один над другим. Это создаёт ощущение движения вверх, так как мозг человека стремится к непрерывности восприятия;
- закон сходства — разноцветные и разноразмерные фигуры расположены на чёрном фоне. Так автор создал ощущение единого космического пространства;
- закон фигуры и фона — изображение состоит из двух частей, каждая из которых может восприниматься и как фигура, и как фон. Если сфокусировать внимание на космосе, фоном становится отпечаток руки. Если сконцентрировать взгляд на ладони, фоном кажется звёздное полотно.
«Плакаты из Японии»
1993

В работе для музея дизайна в Цюрихе Коичи совместил национальный код Германии и Японии за счёт использования цветов немецкого и японского флагов. На плакате нет конкретного образа, но при рассмотрении можно угадать красный солнечный диск с флага Японии. Контур фигуры постепенно скрывается за двухцветной расплывчатой дымкой.
Обложка на 10-летие журнала «Tategumi Yokogumi»
1993

Для юбилейного плаката Сато использовал графическое решение, в котором обилие цветов создаёт ощущение динамики и объёма. Яркие разноцветные пересекающиеся линии на тёмном фоне вызывают ассоциации с праздничной иллюминацией, лазерным шоу и фейерверками.
Простота форм и отсутствие сложных линий при выраженной динамичности картины — яркий пример интеграции Баухауса в плакаты с восточной философией.
«100 лет японской эмиграции в Мексику»
1997

Коичи часто использует архетипы и выражает через них сложные концепции. Так, на плакате «100 лет японской эмиграции в Мексику» традиционный для флага Японии красный круг символизирует не только восходящее солнце, но и единство народов.
Из фигуры «растёт» многоколючковая опунция — этот кактус изображён на гербе Мексики, и он очень важен для местного населения. По преданию, с произрастанием опунции связано основание Теночтитлана — города, на месте которого сейчас находится столичный Мехико. Логотип из символов разных стран отражает интеграцию культур.
Серия коробок

Серия плакатов создана при помощи аэрографа. Главным и единственным «героем» изображений стала коробка без крышки. С помощью градиентов Коичи Сато создал эффект иллюзии и оставил зрителю поле для размышлений.
Изначально коробки кажутся пустыми, но при длительном наблюдении за картинами цветное свечение создаёт ощущение присутствия некоторого содержимого внутри коробов. Какого — остаётся на усмотрение зрителя.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!