Дизайн
#подборки

5 знаменитых проектов Кении Хары

Как японский дизайнер вписал локальную культуру ― в мировую.

Иллюстрация: Kenya Hara / Yasuhiro Suzuki / Nippon Design Center / Good Design Award / Аня Макарова для Skillbox Media

Японский дизайнер Кения Хара родился 5 июня 1958 года. Он окончил Художественный университет Мусасино в Кодаире и изначально специализировался на графическом дизайне. Однако со временем круг его профессиональных интересов стал значительно шире, и сейчас он известен как организатор уникальных выставок и автор нескольких важных книг по теории дизайна.

С 1980-х Хара сотрудничает с японским дизайн-агентством Nippon Design Center, а в 1992 году он основал Hara Design Institute. Его студия работает с разными видами дизайна ― от брендинга до оформления книг и проектирования выставок.

Ещё одна важная часть биографии Хары ― работа арт-директором для производителя домашней утвари Muji. Особенность дизайна его продукции ― отсутствие логотипов и других ярких символов бренда. Однако производитель считывается благодаря самобытному, по-японски лаконичному стилю.

Японский минимализм ― особенность работ Кении Хары. Расскажем о нескольких знаковых проектах дизайнера.

Umeda Hospital

1998

В 1998 году Кения Хара разработал систему указателей для больницы Umeda, специализировавшейся на акушерстве и педиатрии. Дизайнер решил сфокусироваться на ощущении комфорта, уюта и безопасности для главных пациентов клиники ― женщин и детей.

Хара придумал новаторское решение ― указатели и вывески по его проекту наносились на чехлы из белой хлопковой ткани. Казалось бы, это не слишком практично, однако смысл был в том, что их легко снимать, регулярно чистить и заменять ― что максимально гигиенично.

Изображение: Kenya Hara / Nippon Design Center
Изображение: Kenya Hara / Nippon Design Center
Изображение: Kenya Hara / Nippon Design Center

Экспозиция Haptic & Senseware

2004

В 2004 году Кения Хара придумал концепцию выставки, посвящённой сенсорному восприятию в дизайне. В ней приняли участие 22 специалиста разных областей и создали серию арт-объектов.

Haptic в переводе с японского означает «тактильный» или «приятный на ощупь», и именно тактильность стала главной особенностью экспозиции. Разные материалы, текстуры ― при одном только взгляде на объекты возникает чувство, какие они на ощупь.

Традиционные японские тапочки дзори, словно покрытые мягким мхом, коробка сока ― пластиковая, но настолько реалистичная, будто она действительно сделана из упругой банановой кожуры. Так экспозиция показывает: нашими чувствами можно управлять с помощью дизайна.

Изображение: Shuhei Hasado / Nippon Design Center
Изображение: Shuhei Hasado / Nippon Design Center
Изображение: Shuhei Hasado / Nippon Design Center

«Архитектура для собак»

2012

Это один из самых известных проектов Кении Хары, он реализовал его также в команде с другими японскими дизайнерами. Участники сделали домики, лежанки, игровые комплексы для собак с учётом их породы и особенностей. По идее это должно создать для питомцев действительно комфортные условия в жилье, адаптированном под человека.

Так появились подиум с лесенкой (чтобы питомец мог подняться на один уровень с хозяином), уютный пушистый домик (под стать «плюшевой» породе бишон-фризе), деревянная лесенка с невысокими ступеньками для маленьких собак (её придумал сам Хара) и другие объекты. Некоторые из них сделаны как игровые пространства, где собака может бегать, прыгать, искать спрятанные лакомства.

Схемы этих объектов доступны бесплатно на сайте проекта, чтобы каждый мог самостоятельно собрать по инструкции домик или игровую площадку для питомца.

Фото: Kengo Kuma / Hiroshi Yoda / Nippon Design Center
Изображение: Kenya Hara / Hiroshi Yoda / Nippon Design Center
Изображение: Kenya Hara / Hiroshi Yoda / Nippon Design Center

Символика для Олимпийских игр в Токио

2020

Игры в Токио Кения Хара не оформлял, однако он принял участие в конкурсе дизайнеров, после которого опубликовал свой вариант олимпийской айдентики.

В основе эмблемы ― бело-красный шар, в цветах японского флага. Он должен был ассоциироваться со вспышкой, быть запоминающимся, тёплым, но лишённым рекламной яркости. А ещё напоминать биение сердца ― за счёт необычного принта и переходов цвета. Олимпийские кольца под логотипом изображены схематично ― тонким золотистым контуром.

Хара предложил, как можно использовать его логотип: в рекламных материалах, при оформлении спортивных локаций и даже в праздничном фейерверке.

Изображение: Kenya Hara / Nippon Design Center
Изображение: Kenya Hara / Nippon Design Center
Изображение: Kenya Hara / Nippon Design Center

Xiaomi

2021

В 2021 году Кения Хара участвовал в редизайне логотипа компании Xiaomi. Изначально презентация нового логотипа многих удивила ― изменения были минимальны и на первый взгляд бессмысленны. Логотип в виде квадрата со скруглёнными углами стал чуть «круглее», формы squircle ― гибрид квадрата и круга. Шрифт вписанного в него текста визуально также почти не изменился.

Однако по словам Хары, команда дизайнеров опиралась на математические расчёты в попытках найти идеальное соотношение круга и квадрата, чтобы он вызывал ассоциацию с понятием «живой» и отражал дух компании Xiaomi. Эта форма логотипа ― метафора гармонии природного и технологичного.

Логотип Xiaomi: справа старая версия, слева ― новая
Изображение: Xiaomi
Изображение: Xiaomi
Разные варианты оформления текста логотипа ― ключевая разница в изгибе буквы M
Изображение: Xiaomi

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована