Джессика Уолш: 40 дней свиданий, 12 видов доброты и &Walsh
Рассказываем о смелых некоммерческих проектах, работе со Стефаном Загмайстером, Полой Шер и журналом Print.
Иллюстрация: Jessica Walsh / Annie для Skillbox Media
В 2015 году журнал Forbes внёс Джессику Уолш в список «30 креативных дизайнеров будущего моложе 30 лет». В 11 лет она увлеклась веб-дизайном, в 21 попала на стажировку к Поле Шер, в 25 — стала партнёром студии Стефана Загмайстера, в 32 — открыла собственное агентство.
30 октября Джессике Уолш исполняется 36 лет. Её работы отмечены множеством наград, а выставки проходили в музеях Америки, Германии, Франции и Австрии.
Рассказываем про:
- работу с журналом Print;
- сотрудничество со Стефаном Загмайстером;
- проекты «40 свиданий» и «12 видов доброты»;
- сообщество «Девушки, вино и дизайн»;
- студию &Walsh.
Детство и юность
Джессика Уолш родилась в 1986 году в Нью-Йорке в семье предпринимателей. Ей нравилось рисовать с детства, и родители, хоть далёкие от искусства, поддерживали это увлечение дочери. Они водили её на спектакли и в музеи Нью‑Йорка, покупали краски, кисти, наборы художника.
По воспоминаниям матери, когда Джессике было пять лет, она вместе с сестрой решила открыть свой маленький бизнес. Подошли к нему творчески: взяли камни, приклеили на их верхушки мох, завернули в плёнку и сделали этикетки «Волшебный мох для камней». Это изобретение они продали своим одноклассникам за деньги, которые тем давали на обед. Когда об этой истории узнали другие родители, в школе был большой скандал.
В школе Джессика увлеклась программированием и дизайном сайтов. В 12 лет она сделала сайт-учебник по HTML и CSS, куда также выложила собственные бесплатные графические шаблоны для блогов. Сайт стал очень популярным: в день его посещало около 15 000 человек. Джессика попробовала разместить на нём рекламу Google, которая появилась незадолго до этого, — и это принесло неплохую прибыль.
«Я никогда не думала, что смогу зарабатывать деньги на творческом хобби — всегда предполагала, что придётся работать на обычной работе в сфере бизнеса или финансов. Отчасти поэтому я и поступила в школу дизайна, чтобы сделать из этого карьеру».
Джессика Уолш
Уолш поступила в Род-Айлендскую школу дизайна, в которой большое внимание уделялось живописи, деревообработке и скульптуре. Поначалу это было непривычно для Джессики, работавшей в то время преимущественно в цифровой среде и с компьютерами. Однако именно это столкновение классического подхода и цифровых технологий сыграло большую роль в её развитии как дизайнера.
На первом курсе она проходила стажировку в Apple, и после окончания учёбы компания предложила ей работу графическим дизайнером. Спокойная жизнь в Калифорнии и высокая зарплата выглядели привлекательно, но Уолш решила, что в дизайн-студии в Нью-Йорке будет больше интересных дизайнерских задач и устроилась, пусть и с гораздо меньшей оплатой, на стажировку в Pentagram к своему кумиру — Поле Шер.
Чтобы оплатить аренду квартиры, начинающей дизайнерке приходилось работать по ночам и выходным и браться за внештатные фотопроекты. Это было тяжело, но, по её собственному мнению, она многому за это время научилась. Шер называла Уолш выдающейся стажёркой: «Джессика обладала энергией, решимостью и большим мастерством, а это три вещи, необходимые для успеха».
Журнал Print
В Pentagram не было открытых вакансий, поэтому после стажировки Пола Шер порекомендовала Джессику Уолш на должность помощника арт-директора в журнал Print.
Джессика пришла в журнал в 2008 году сразу после экономического кризиса. У издания сократили бюджет на приглашённых фотографов и иллюстраторов, а Уолш умела работать и с фотографией, и с иллюстрацией — она решила, что будет делать как можно больше самостоятельно.
В журнале Джессика работала над концепциями обложек и разворотов.
Одна из её работ — обложка с темой номера о молодых художниках «20 under 30» — посвящена начинающим художникам. Уолш придумала сделать неоновую надпись так, чтобы часть текста была обрезана, а потом сфотографировала её на чёрном оргстекле — отражение завершило недостающие фрагменты цифр. Обложка выглядела очень современно, но подсвечиваемая рамка и заметные переходники кабелей показывали, что это не 3D-графика, а намеренно имитирующий её физический объект.
Интерес к фотоиллюстрациям появился у Уолш ещё в художественной школе, когда она сочетала дизайн и фотографию и создавала яркие дизайн-сеты. Джессика признаётся, что обожала раскрашивать всё подряд и часто использовала краски, найденные предметы или даже свои руки в качестве элементов реквизита. Работая в журнале, она развивала этот многоцветный и немного сюрреалистичный стиль и, как она сама говорит, создавала себе имя в индустрии.
«Работа в Print стала лучшим событием в моей карьере, так как она дала мне возможность развить свой личный стиль».
Джессика Уолш
Sagmeister & Walsh
Джессике нравилась работа в журнале, но она всегда хотела работать в дизайн-студии — заниматься разработкой айдентики и стратегии брендов. Поэтому в 2010 году Уолш отправила своё портфолио известному дизайнеру Стефану Загмайстеру, чтобы услышать критику и получить совет по созданию собственного агентства. Студия Загмайстера был единственной, на которую она действительно равнялась и которой восхищалась, объясняя это «эмоциональным качеством работ».
Стефану понравился энтузиазм Джессики и то, как она работает. Он предложил ей сделать несколько проектов для его студии Sagmeister Inc., хотя изначально эта встреча не планировалась как собеседование — Джессика шла за советом, а Загмайстер не был заинтересован в новых сотрудниках.
Спустя два года Уолш стала партнёром студии, и её название изменилось на Sagmeister & Walsh.
Чтобы объявить о переименовании студии, Загмайстер и Уолш опубликовали провокационную фотографию обнажённых себя в офисе. Так дизайнеры воссоздали постер с полностью обнажённым Загмайстером, который он выпустил в 1993 году к открытию Sagmeister Inc.
Клиентами студии были такие бренды, как Levi’s, Adobe, Aïshti, Jay-Z & Barneys. Одним из любимых проектов Джессики стала работа с универмагом Aizone в Арабских Эмиратах, длившаяся несколько лет. Первые рекламные кампании были выполнены в чёрно-белом цвете, а одежду моделей заменяли монохромные узоры или вдохновляющие цитаты. Со временем оформление сменилось на цветное, но продолжало строиться на контрасте несочетаемого. На изображениях оживали психоделические и авангардные миры, дополненные оптическими иллюзиями.
Вместе Уолш и Загмайстер работали над ребрендингом Еврейского музея в Нью‑Йорке. Их задачей было соединить в новой айдентике исторический и современный контекст.
Они изучили происхождение звезды Давида и взяли за основу стиля принципы «сакральной геометрии» — согласно ей, Вселенная была создана в соответствии с геометрическим планом. Вдохновившись разными символами и формами — от цветка жизни до элементов тетраэдра, — дизайнеры разработали иконки, типографику, узоры и иллюстрации. В качестве основного цвета они выбрали синий, потому что это «важный цвет в еврейской истории». Основанный на историческом наследии, брендинг получился современным.
Джессика также принимала участие в двух важных проектах Стефана Загмайстера — о счастье и о красоте.
Читайте также:
В 2013 году дизайнеры открыли совместную выставку «Шесть вещей: Загмайстер и Уолш». К этому моменту Стефан уже четыре года исследовал феномен счастья, в результате выпустив об этом целый фильм несколькими годами позже. «Шесть вещей» стали промежуточным итогом этого исследования. На выставке были представлены шесть цитат в технике видеоарта — Загмайстер их выбрал из своего дневника, где пытался найти ответ на вопрос «Можно ли тренировать свой разум так же, как я могу тренировать своё тело?». Вместе с Джессикой они подобрали фразам физическое воплощение, собирая их из растений, воздушных шаров, куриных яиц и затем сняв процесс разрушения слов на видео.
После выхода «Счастливого фильма» в 2016 году было проведено несколько «Счастливых выставок», где Уолш была арт-директором. Стефан и Джессика хотели рассказать и показать, как выглядит счастье, и старались сделать своих посетителей счастливее.
«Счастливый фильм» с русским переводом выходил в кинотеатре 24_DOC.
Желание выяснить, что такое красота и как она влияет на жизнь, отразилось в книге «О красоте», выпущенной в 2018 году издательством Phaidon. В ней Загмайстер и Уолш, ссылаясь на исторически обоснованные аргументы и результаты опросов в «Инстаграме»* Стефана, доказывали, что красота, вытесненная в XX веке функциональностью, на самом деле имеет очень большое значение в повседневной жизни, а дизайн должен служить не только удобству.
На русский язык книга «О красоте» была переведена издательством «МИФ» в 2019 году.
Размышления дизайнеров получили продолжение в серии выставок «Красота». Собранный в процессе работы над книгой материал был дополнен интерактивными инсталляциями и объектами.
«40 дней свиданий» и «12 видов доброты»
В 2013 году Джессика Уолш и её хороший друг дизайнер Тим Гудман придумали романтический эксперимент — «40 дней свиданий».
Имея абсолютно противоположные проблемы в отношениях, Уолш и Гудман решили встречаться в течение 40 дней, чтобы проверить, смогут ли они влюбиться друг в друга. Каждый день дизайнеры должны были видеться и заполнять анкету, чтобы фиксировать все свои переживания, а раз в неделю посещать семейного психотерапевта. В специально созданном для проекта блоге они публиковали дневниковые записи о каждом свидании и дополняли их видеороликами и иллюстрациями.
Красивый по форме и откровенный по содержанию проект стал невероятно популярным — его сайт посетили более 25 млн человек. Спустя полтора года после окончания эксперимента вышла книга, рассказывающая о жизни после этих 40 дней. В ней были опубликованы дневниковые записи, которые Джессика и Тим вели ещё год после закрытия блога. Они также собрали в книге истории других людей о свиданиях и их размышления о любви.
Другой совместный проект Уолш и Гудман — «12 видов доброты» — опубликовали в 2016 году и посвятили развитию эмпатии.
Дизайнеры запустили эксперимент, «призванный открыть наши сердца, глаза и разум» и помочь стать более чуткими по отношению к другим. За основу они взяли программу «12 шагов», которая используется при лечении зависимостей, и в течение 12 месяцев практиковали специальные «12 шагов для борьбы с эгоизмом и апатией». Участвуя в добрых делах и исследуя свою эгоцентричную манеру поведения, они учились доброте и сочувствию.
Свои истории Джессика и Тим опубликовали на сайте проекта, дополнив их анимацией, видеороликами, письмами и фотографиями.
Финальным шагом эксперимента стало строительство «стены доброты» вокруг Башни Трампа в Нью-Йорке. С её помощью Джессика и Тимоти показали своё отношение к предложению Дональда Трампа, тогда ещё кандидата в президенты, выстроить стену на границе с Мексикой. «Исключение людей ведёт к дискриминации, ненависти и иногда даже терроризму», — так объясняли свою акцию дизайнеры. Встав рядом, люди держали в руках плакаты с буквами, из которых складывались слова «Стройте доброту, а не стены».
«Девушки, вино и дизайн»
Чем большего Джессика Уолш добивалась успеха и признания в дизайне, тем больше у неё появлялось хейтеров в социальных сетях. Уолш поражало, что многие из тех, кто её критиковал и отправлял злобные письма, были женщинами. По её мнению, это как раз одна из причин, почему женщины так редко занимают руководящие должности, — они не поддерживают друг друга.
Такая ситуация вдохновила Джессику на создание в 2015 году проекта Ladies, Wine & Design, направленного на поддержку женщин женщинами в индустрии дизайна. В этом профессиональном сообществе женщины могут знакомиться, обмениваться идеями и делиться опытом в креативной индустрии. Организаторы проводят бесплатные мастер-классы, встречи, устраивают конференции. Проект начинался со встреч в квартире Уолш, а сейчас он существует в более чем 285 городах мира.
У Ladies, Wine & Design в России есть отделения в Москве, Санкт-Петербурге и Томске. Московское отделение делает аудиоподкаст, выпустив уже три сезона.
&Walsh
В 2019 году Джессика Уолш объявила о создании собственной студии &Walsh, в которой планировала сосредоточиться на брендинге и дизайне рекламы. При этом она не прекратила сотрудничать с Загмайстером — под брендом Sagmeister & Walsh они продолжают работать над выставочными и некоммерческими проектами.
Открытие собственной студии — исполнение давней мечты Джессики и доказательство самой себе, что женщины тоже могут руководить креативными агентствами.
«У меня много привилегий в этой жизни. Я белая цисгендер в гетеронормативных отношениях. Моя семья смогла обеспечить мне образование, не оставляя меня в долгах. Я сделала карьеру, которую действительно люблю. У меня была невероятная возможность сотрудничества с потрясающими творческими людьми, вдохновляющими меня работать над проектами, которые стали для меня вызовом и позволили добиться успеха. В следующей главе моей карьеры я полна решимости использовать эти привилегии, чтобы продолжить приносить пользу миру и нашему невероятному сообществу».
Джессика Уолш,
из манифеста к открытию студии &Walsh
В основе фирменного стиля &Walsh гладкий извилистый амперсанд. Этот типографический символ подчёркивает совместную природу студии и её клиентов, а не просто намекает на отсоединении студии от Sagmeister &Walsh. Для создания знака студии было подготовлено более 1200 разных амперсандов, и для каждого нового проекта или сотрудника студия готовит новый: «Амперсанд — один из самых красивых типографских символов, и нам придётся постоянно изобретать его форму».
Одна из первых работ &Walsh — разработка фирменного стиля ресторана египетской уличной еды Zooba, который открывался в Нью-Йорке.
Для этого проекта Джессика специально летала в Каир, чтобы вдохновиться геометрическими узорами, цветными плитками и росписью на стенах. Уолш решила создать броский дизайн и альтернативный логотип арабской вязью, который бы отражал идентичность заведения, но при этом связывал его с нью-йоркской аудиторией. В работе команда использовала современные узоры и иллюстрации, а для создания шрифта сотрудничала с художником-каллиграфом из Египта.
Сейчас студия продолжает разрабатывать айдентику для разных компаний и сервисов, а также для мероприятий, сериалов и социальных сетей.
Многие сотрудники &Walsh — женщины. Открыв собственную студию, Джессика не просто присоединилась к тому 0,1% агентств, основанных женщинами, как это объясняет она сама. Она решила, что будет реализовывать принципы равенства в &Walsh и давать одинаковые возможности для всех в учёбе, творческом росте и продвижении по карьерной лестнице.
В 2020 году Уолш нарисовала эмодзи для дизайнеров. Этот стикерпак должен был помочь дизайнерам передать своё настроение в изоляции, а также просто порадовать и разрядить обстановку во время пандемии.
По словам Джессики, ей всегда был близок сюрреализм, а в детстве её любимой книжкой была «Алиса в Стране чудес». Сегодня её вдохновляют работы Дали, Магритта, Эрнста и таких современных художников, как Джеймс Таррелл или Маурицио Каттелан. Она признаёт, что в некоторых её работах есть доля сюрреализма, но чаще этот подход она выбирает для себя.
Полтора года назад Джессика перенесла неприятное заболевание, временно приковавшее её к постели. Но, как говорит сама, сейчас она снова полна сил. Она продолжает заниматься дизайн-проектами, а также ведёт TikTok своей студии, где показывает работу &Walsh изнутри и отвечает на присылаемые ей вопросы.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».