Я не думала, что увлекусь графикой настолько, чтобы уходить из маркетинга
Жанна Травкина рассказывает, как дизайн изменил её жизнь, шутит про необычные заказы и всерьёз заявляет, что уже запланировала пройти ещё 13 курсов.
vlada_maestro / Shutterstock
Жанна Травкина
Россия, Москва
Дипломная работа:
«Мобильные космодромы» (в процессе)
Пройденный курс:
«Рекламная графика» от CreativePeople
Достижения:
Получила несколько заказов на графику, очень разных и очень странных иногда
Рост дохода за последний год:
+250 000 рублей
В интервью выпускница курса «Рекламная графика»:
- вспоминает про опыт выведения строительной компании из кризиса;
- говорит про свой интерес к техническому дизайну и первое знакомство с Photoshop;
- рассказывает феерическую историю создания трёхмерного робота-судака;
- раскрывает свои ближайшие профессиональные планы;
- а напоследок отвечает на наш традиционный блиц-опросник.
До того как впервые открыть Photoshop на курсе Skillbox, я успела довольно успешно поработать в журналистике: у меня за спиной две премии Live Organic и призовое путешествие в Германию. Но основной моей деятельностью со времен окончания университета (я специалист по международным отношениям) был маркетинг. После магистратуры встал вопрос заработка, и я решила попробовать применить свои знания и умения в этой сфере.
Тогда я пришла в строительную компанию, которая, как быстро выяснилось, находилась на грани краха: управление там напрочь не соответствовало современным тенденциям. Сначала мы вывели её на безубыточность, а потом и открыли новое направление — начали возить из Турции системы безрамного остекления. За пару лет нам удалось набрать больше двух сотен дилеров по России, но веселье пришло вместе с конфликтом в Турции и санкциями: груз на несколько миллионов просто встал на таможне на полгода, а наши заказы и договорённости оказались в подвешенном состоянии.
Тогда мы сделали ещё круче: запустили своё производство, став первым российским производителем такого остекления. Немало сил ушло и на то, чтобы перевести дилеров на российские системы. Так нам удалось убить сразу двух зайцев. Уже скоро наше остекление стали ставить компании, которых вы видите в топе Яндекса. Более того, сейчас мы скромно пытаемся выйти за пределы российского рынка.
Записываясь на курс по рекламной графике, я предполагала, что это станет просто ещё одним хобби, — и уж точно не думала, что за полгода заказы принесут мне больше 250 тысяч, а я так увлекусь, что начну искать постоянную работу в этой сфере.
В начале 2018-го, почти сразу после Нового года, я увидела тизер с рекламой Skillbox, из чистого любопытства кликнула, изучила лендинг. Меня восхитили работы автора курса Димы Глазырина и очень захотелось научиться делать что-то похожее. Я долго думала перед покупкой, так как времени на все эти чудеса у меня было не особенно много — я работаю по 14 часов почти каждый день, поэтому мне довольно сложно делать что-то ещё. Не было планов на этом зарабатывать и как-то менять свою жизнь: у меня неплохая работа, приличный доход, и я хорошо справляюсь со своими задачами.
Впервые мысль о смене профессии появилась блоке на третьем, но окончательное решение пришло летом, буквально за несколько месяцев до этого нашего разговора.
Хотя надо признаться, что глянцевая картинка рекламных плакатов и технический дизайн привлекали меня всегда. Но я точно раньше не встречала места, где этому могли бы научить в подходящем мне формате — онлайн, с самостоятельным планированием времени и при этом так качественно. Поэтому я решила попробовать и записалась.
— Какими были первые шаги?
— Было сложно. У меня совершенно не было опыта. Я впервые серьёзно открыла Photoshop с началом первого блока: знала, что такая программа существует, и даже могла картинку обрезать — вот и все умения. Сказать, что тогда я была новичком, — не сказать ничего.
Надо отдать должное двум факторам: моему упрямству и Диме — он один из лучших преподавателей Skillbox (а мне уже есть с чем сравнить). Дима отлично объясняет — спокойно, последовательно, не перескакивая с темы на тему и при этом очень интересно.
А ещё ребята, которые ведут курс, всегда помогают и вдохновляют, а работы проверяют очень подробно — ни одна травинка не ускользнёт от их взгляда. Я уже чувствую, что скоро встанет вопрос о серьёзном изучении 3ds Max, но пока что намеренно притормаживаю — хочется набить руку и чувствовать себя более уверенно в Photoshop. К тому же скромно надеюсь, что к тому моменту, как я захочу в 3D, ребята сделают и соответствующий курс — просто лучше них не объяснит никто!
— Каким был типичный день в период обучения?
— Обычно я вставала в пять утра, смотрела несколько блоков, пыталась что-то повторить, потом шла на работу, возвращалась и сидела в ночь. Несколько раз засыпала под Димин голос, а один раз они мне с Сашей Ковальским даже снились: это было после блока с бородатым мужиком. Ребята заставляли меня вырезать панду без маски, просто ластиком. И, если я промахивалась, с пандой происходило нечто ужасное.
Первые два блока были для меня самыми сложными, но потом до меня концептуально «дошло», и я начала делать очень много картинок к каждому домашнему заданию, пыталась создавать что-то своё.
— Как отнеслись близкие к тому, что ты пошла учиться?
— Абсолютно нормально, я взрослая девочка, так что вполне могу сама выбирать свой путь. Хотя мама смеялась, что у меня появилось безопасное хобби, — я обычно увлекаюсь чем-то вроде рукопашного боя или сплавов по Катуни. Сейчас вот занялась пилоном — с учётом всех моих дел это даётся довольно сложно. Также не забываю языки: хорошо знаю английский и испанский, учила немецкий и французский, а ещё очень хочется положить в копилку итальянский и японский.
— Каким был первый серьёзный проект?
— Как обычно бывает в таких случаях — ничто не предвещало. В тот день мы с подругой (она вполне состоявшийся успешный дизайнер) сходили на Typemania, прогулялись и спокойненько сели учить меня Adobe Illustrator.
И тут позвонил общий знакомый с вопросом, можем ли мы нарисовать роботизированного судака для печати на борту моторной лодки. Вся сложность задачи была в том, что судак должен был получиться ещё и натуралистичным. Нам даже рассказали про четыре главных признака судака: собачью морду, какое-то её особое выражение, острые клыки и гребень.
Мы сели искать референсы. Пожалуй, это было самое сложное! Более того, мало кто способен угадать, из чего сделана эта рыба. В ход шли «Трансформеры», роботы, вязальные спицы, запчасти катеров, ножи, коллайдеры, двигатели от мотоциклов и многое другое. В общем, фантазии нам не занимать!
Первый судак получился недостаточно агрессивным, заказчик даже попытался в три часа ночи привезти нам живую рыбу, чтобы мы взглянули в лицо нашего героя.
Со вторым дело пошло лучше. На создание чудо-рыбы у нас было две недели, и это очень мало с учётом того, что и у меня, и у моей подруги есть основная работа, так что сидели мы по вечерам и ночами. Тогда мы не спали, не ели, а по нашим венам вместо крови тёк кофеин, но мы справились, а заказчик остался доволен.
— Насколько эта история похожа на то, как делаются реальные проекты? По организации процессов, взаимодействию и всему остальному?
— Я довольно долго поработала в маркетинге, чтобы понимать, что и тот первый проект, и другие пока что сделанные мной не похожи на «боевые» задачи. Я сейчас нахожусь в самом начале своего дизайнерского пути, и заказы мои часто довольно странные: то этот судак на лодку, то картинка для аэрографии холодильника ЗИЛ, то плакат в стиле Pink Floyd. И заказчики пока преимущественно частники, что создаёт свои сложности.
Найти заказ на серьёзную рекламную графику на фрилансе довольно сложно, а заниматься ретушью или убогими билбордами я не рвусь, поэтому пока все заказы, что есть в работе, перепадают от знакомых и знакомых знакомых. Но это вполне нормально сейчас — не забывайте о маркетинге и количестве времени, которого он требует.
Параллельно я доделываю диплом по курсу рекламной графики. Его тема — «Мобильные космодромы». Получается чуть ли не научный проект, я, как обычно бывает, подошла к делу очень серьёзно, а ещё очень хотела попробовать использовать в работе 3D на доступном мне сейчас уровне.
Самая большая сложность сейчас — это решиться на каждый очередной шаг в новом направлении, часто приходится переступать через себя. На основной работе я уже привыкла чувствовать силу и уверенность, а в графике нужно начинать сначала.
Хорошо одно: у профессии нет «срока годности», войти в неё можно и в 20, и в 30, и в 40.
Когда я начинаю сомневаться, я вспоминаю Джаму Джурабаева — он довольно поздно начал, но добился просто великолепных результатов. Совсем недавно был фестиваль CG Event, где мне удалось увидеть легенду (и не одну) вживую, — очень вдохновляет.
Тем, кто пришёл в дизайн, я настоятельно советую ходить на все мероприятия, до которых вы можете дотянуться. Это даёт новые знакомства и знания, открывает другие возможности. Я уже шучу, что хожу за своими преподавателями как тень отца Гамлета: если они где-то выступают, я обязательно там буду со своим огромным списком вопросов.
В этом году не удалось добраться только до Unhide Conference, но это мероприятие проходит в Бразилии и я довольно поздно о нём узнала, чтобы спланировать внеочередной отпуск и финансы.
— Ближайшие планы?
Сейчас для меня главная задача — научиться делать суперкруто. Это очень важный момент: не зарабатывать на этом какие-то три рубля, живя в Таиланде, а именно научиться делать очень хорошо.
Пока что план такой: я сдаю диплом в конце декабря, закрываю все дела по основным работам и с головой ухожу в практику. Большую часть времени я хочу посвящать графике. Кроме этого, собираюсь пройти остальные нужные мне курсы (я насчитала 13 из тех, что уже есть у Skillbox). К весне думаю уже искать полноценную работу, так как надеюсь, что к этому моменту мои навыки станут лучше, а я — увереннее.
Блиц-опрос
— Какими пользуешься инструментами?
— Photoshop, Illustrator, 3ds Max (пытаюсь).
— Соотношение работа/обучение на сегодня?
— Работа сейчас занимает львиную долю моего времени, но остекление — это сезонный бизнес. Так что до Нового года я буду очень занята, а вот потом, до самого потепления, у меня будет достаточно времени, чтобы пройти сразу несколько курсов.
— Что читаешь про дизайн?
— Medium, Render, Magic CG, Art of VFX.
— Кем хотела стать в детстве?
— Королевой воинов.
— Не думала создать свою компанию?
— Нет, у меня достаточно управленческого опыта, чтобы этого не хотеть.
— Чем занималась бы, имея полную творческую свободу и при этом получая столько же, сколько сейчас?
— Рекламной графикой. Да, это оказалось всерьёз.
— Любимое место?
— Барселона.
— Где хотелось бы побывать?
— Сьерра-Леоне.
— Последняя книга, прочитанная не по работе?
— «Видоизменённый углерод» Ричарда Моргана.
— Человек хочет заниматься дизайном, но боится менять свою жизнь. Что ему поможет?
— Вера в себя и здоровый пофигизм.