Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Дизайн
#статьи

История сердца: как орган стал символом

Самый узнаваемый дизайн: от анатомического к упрощённому.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Перевёрнутая шишка или печень? Сердце в Средневековье и Античности значительно отличалось от викторианского сердца на валентинках. Как произошло так, что орган стал знаком любви и, наверное, одним из самых узнаваемых символов в истории человечества?

Мы попробовали описать историю сердца.

Древнее сердце

Сердце — самый легко распознаваемый орган: оно стучит, его сокращения меняются от настроения. Древние египтяне были уверены, что сердцем человек принимает решения, а мозг ему и вовсе не нужен. Поэтому у мумий оставляли сердце, а все остальные органы — удаляли.

По представлениям древних египтян, без мозгов или печени в загробном мире прожить можно, а вот без сердца — нет.

Изображение сердца у египтян было ожидаемо подробным.
Фото: The Metropolitan Museum of Art

Древние китайцы тоже придавали этому органу большое значение, и их рисунки сердца, несмотря на то, что анатомичны, совсем не много похожи на известный — теперь — всем символ.

Фото: Wellcome Images

Однако и древние египтяне, а также древние китайцы и греки — упорно изображали сердце анатомически правильно, со всеми артериями.

Средневековое сердце

Времена изменились, и церковь запретила делать вскрытия — как анатомам, так и художникам. ​​Сердце начинает обрастать новыми смыслами: оно не только перекачивает кровь, как было известно древним учёным, но и «волнуется», «болит».

Если в Античности существовала связь между сердцем и эмоциями, в Средние века появилась новая — с романтической любовью. Первое известное изображение сердца как символа романтической любви датируется 1250-ми.

Оно встречается на миниатюре, украшающей заглавную букву S в рукописи французского Roman de la poire: на ней коленопреклонённый возлюбленный предлагает своё сердце девице. По форме оно больше напоминает сосновую шишку и выглядит непривычно для нас: мужчина держит его остриём вверх.

Изображение: Atelier du Maître de Bari / Wikimedia Commons

Джотто закрепил форму «шишки» у сердца на своей картине 1305 года в капелле Скровеньи. Эта форма, хотя и непривычна нам, соответствует описаниям сердца в анатомической литературе со времён Галена и Авиценны.

Изображение: Scrovegni Chapel

Вслед за Джотто форму сердца распространят североитальянские художники, а особенно много копий будет во Флоренции — и в следующие сто лет сердце так и будут рисовать. Традиция чуть изменится в XIV веке и станет редкостью в первой половине XV-го.

Каким бы странным и непривычным нам ни казался такой способ держать сердце, однако искусствоведы считают эту позу и положение руки вполне классическим: таким же образом изображали королей со скипетрами и державами.

Изображение: Matthew Paris

Сердце перевернулось

С середины XIV века практически на всех изображениях сердца «перевернулись», что соответствует правильному положению в грудной полости: фигуры держат сердце за кончик, широкой стороной вверх.

Когда сердце стали рисовать перевернутым, в Европе распространялись игральные карты — так совпало. И уже на картах новое, привычное и для современного зрителя расположение сердца окончательно закрепилось .

Читайте также:

История карт Таро

Изображение: Public Domain

Правда, анатомия пока ещё находила путь в изобразительное искусство: аорта ещё долгое время оставалась заметной — её дорисовывали в виде выступа наверху по центру между двумя «камерами» сердца. Например, это отражено на некоторых изображениях Священного Сердца вплоть до XVIII века.

Викторианские валентинки

Каноничный образ сердечка — символ, который сегодня всем известен, — окончательно сложился в викторианскую эпоху. Без аорты и прочих анатомических особенностей.

Фото: thebeadgoeson-1 / eBay

А что, если реальная форма сердца и его символическое изображение — это две части одного целого?

Существует интересное культурное и анатомическое исследование, в котором авторы нашли неожиданное сходство анатомического сердца и его символа.

Визуализация правых и левых коронарных сосудов сердца формирует точную форму сердца-иконки. Похоже, что символическое изображение все-таки основано на очень хорошем знании анатомии.

В древние времена анатомические исследования часто проводились художниками, которые могли воспроизводить свои наблюдения в изобразительном искусстве. Античные учёные умели заливать гипсом коронарные артерии, а у авторов того времени были подробно составленные схемы сосудов и артерий сердца.

Изображение: Wapcaplet / Wikimedia Commons

Интересно, что в итоге иконическая форма сердца и его реальная — совпадают, пусть и неочевидным образом. Если убрать артерии, мы легко узнаем характерный силуэт.

Взлёт символа в 1970-х

Логотип «I ❤ NY» родился в разгар экономического кризиса в Нью-Йорке в середине 1970-х годов. Тогда город любить было откровенно сложно: это было время сложного экономического кризиса, а ещё происходили периодические 25-часовые отключения света.

Изображение: Milton Glaser

В отчаянной попытке стимулировать туризм государство наняло рекламное агентство Wells Rich Greene для разработки маркетинговой кампании и привлекло графического дизайнера Милтона Глейзера, чтобы тот создал логотип.

Глейзер взял такси, чтобы проехать через город по пути на предвыборную встречу, набросал красным карандашом «I ❤ NY» на обратной стороне конверта, а остальное — стало историей.

Логотип, набранный округлым брусковым шрифтом с засечками, метко названный American Typewriter, стал одним из самых узнаваемых символов в мире. I Love New York помог городу поменять имидж. А идеограмма с сердцем снова запустила популярность символа.

Сердце в наши дни

Сердечки-эмодзи активно используются в письменной речи и в соцсетях, чтобы обозначить одобрение и прочие положительные реакции.

И, конечно же, сердце активно эксплуатируют дизайнеры и маркетологи.

Фото: «Додо Пицца»

И необязательно ждать 14 февраля, чтобы купить что-то в этой популярной форме. Бренды последние тридцать лет буквально каждый сезон выпускают какой-то новый вирусный продукт в виде сердца.

Сумка в форме сердца от бренда Alaïa появилась на показе лето-осень — 2022 и с тех пор остаётся бестселлером
Изображение: Alaïa

Шуба в форме сердца от YSL, в которой несколько раз выходила Рианна в 2016-м, пользовалась таким успехом, что появилось и продолжают появляться множество копий предмета. Например, российский бренд Planta Rosa сделал свою версию бестселлера в 2024-м.

Фото: Planta Rosa / Robert Kamau / GC Images / Getty Images

И, наконец, сердце неоднократно становилось логотипом.

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована