История одного дизайна. «Композиция с красным, синим и жёлтым»
Как картина Пита Мондриана нашла отражение в дизайне ― от моды до веб-вёрстки.
Фото: ANGELA WEISS / AFP / Getty Images
В рубрике «История одного дизайна» мы рассказываем о выдающихся объектах дизайна — о предпосылках их создания, значении и влиянии на развитие визуальной культуры.
В XX веке голландский художник Пит Мондриан создал серию абстрактных картин, состоящих из разноцветных блоков. «Композиция с красным, синим и жёлтым» ― одна из самых известных и значимых среди них. В чём особенность этой работы и как она повлияла на искусство и дизайн ― расскажем в этом материале.
Как появилась
Пит Мондриан ― один из основоположников абстракционизма в живописи. Изначально он работал в технике импрессионизма, но после Первой мировой войны стал осваивать другие художественные направления. Результатом стал новый визуальный язык ― минималистичный, с чёткой геометрией и определённой цветовой гаммой. Художник использовал красный, жёлтый, голубой (основные цвета палитры), белый, чёрный и серый. Этот стиль Мондриан назвал неопластицизмом.
«Композицию с красным, синим и жёлтым» художник создал в 1930 году. Квадратная картина из ярких разноцветных блоков отражает представления автора о «новой» красоте: на полотне нет образного сюжета, сложных деталей, но есть выверенный баланс цветов и ощутимая динамика.
Сейчас картина находится в музее Kunsthaus в Цюрихе.
Детали
«Композиция с красным, синим и жёлтым» ― картина размером 45×45 см, выполнена маслом. Мондриан расчертил полотно сеткой с помощью прямых чёрных линий. Они образуют блоки разных размеров и цветов: красного, белого, синего, жёлтого.
Красный квадрат занимает большую часть композиции. Это могло бы нарушить визуальные пропорции картины, однако его уравновешивает небольшой синий прямоугольник. Мондриан использует цвета так, чтобы создать баланс и динамику, и произведение воспринимается гармонично.
Линии нарисованы разной толщины и разными оттенками чёрного цвета. Цветные блоки и линии не ограничены рамкой и как будто устремляются за границы полотна, добавляя ему объём. Только одна черта намеренно не доведена до края ― над жёлтым прямоугольником в нижнем правом углу.
Как повлияла
Геометрические формы, которые использовал Мондриан, универсальны и хорошо ложатся на разные поверхности. Поэтому референс «Композиции» прослеживается в разных направлениях дизайна ― от модной одежды до вёрстки интерфейсов. Со временем использование разноцветных блоков в оформлении стало самостоятельным приёмом ― колор-блок.
Пит Мондриан фактически стал вдохновителем минимализма и оп-арта ― ответвления абстрактного искусства, основанного на геометрических формах и оптических иллюзиях. Одни художники создают в своих работах прямые отсылки на голландца, а другие по-своему переосмысливают его метод.
Оп-арт-проект Джанни Сарконе ― композиция в цветовой палитре Мондриана вписана в золотое сечение
В 1965 году дизайнер Ив Сен-Лоран представил коллекцию одежды Mondrian. Это была серия шерстяных платьев с узнаваемым рисунком и цветами.
Позднее разные модные бренды не раз обращались к характерным цветам и формам Мондриана.
Отсылки к «Композиции» Мондриана встречаются в оформлении общественных пространств. Например, в 2016 году в Москве открылась станция метро «Румянцево», в дизайне которой использовали разноцветные прямоугольные блоки.
Ещё один пример ― дом Чарльза и Рэй Имз. Фасад здания составлен из прямоугольных стеклянных блоков в чёрной арматуре, окрашенных в белый, синий, красный и жёлтый.
В 2017 году к столетию творческой группы «Де Стейл», одним из основателей которой был Пит Мондриан, фасад мэрии в Гааге оклеили тонкими разноцветными пластиковыми листами.
Читайте также:
Работами Мондриана вдохновляются, когда оформляют и жильё. Например, итальянская студия notooSTUDIO разработала проект, где искусство вступает в диалог с бытом.
В 2016-м Sagmeister & Walsh в рекламной кампании для Aïzone использовали цветовое оформление «Композиции». Составленные образы работают сразу на двух уровнях: внимание привлекает и яркая, психоделическая картинка, и узнаваемый референс.
В 2005 году агентство Wyler Werbung юмористически обыграло композицию Мондриана в рекламной кампании для фирмы, занимающейся перевозками. На постере картина «осыпалась», и компания обещает, что с вещами их клиентов такого не произойдёт.
Сегодня на многих сайтах применяют вёрстку блоками разных цветов.
Австралийский физик Дэвид Морган-Мар придумал язык программирования Piet, названный в честь Мондриана. В коде вместо текста используются разноцветные блоки, а написанная программа выглядит как пиксельная абстрактная мозаика. Для кодирования используют 20 цветов.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!