Дизайн
#Историческое

История дизайна в 1960–1970-е годы. Часть вторая: графический дизайн

Поп-арт, оп-арт, психоделическое искусство и субкультуры.

Иллюстрация: Victor Moscoso / Andy Warhol / The Museum of Modern Art / Аня Макарова для Skillbox Media

К середине 1960-х люди разочаровываются в идеалах модернизма — наступает эпоха постмодерна. В центре внимания в очередной раз оказывается сложный внутренний мир человека и его переживания.

В этом материале расскажем, что происходило в графическом дизайне в 1960–1970-х годах.


Приоритеты — приоритетам!

Социальная ответственность дизайнера

Если в 1950-е графические дизайнеры осознанно манипулировали мыслями и чувствами людей, то к 1960-м пришло понимание, какую ответственность они из-за этого несут перед потребителями.

Британский графический дизайнер Кен Гарланд в своём знаменитом манифесте First things first («Приоритеты ― приоритетам!» или «Первоочередные вещи — в первую очередь», 1964) призывал дизайнеров перестать тратить свою жизнь на рекламу малозначительных товаров и, помимо коммерческой выгоды, вспомнить о социальной составляющей профессии.

Изображение: Ken Garland / Goodwin Press Ltd. / Unit Editions

Сам Гарланд всегда находил время для общественно значимых проектов: создавал развивающие детские настольные игры для Galt Toys, рисовал плакаты для общественных протестов, писал и иллюстрировал обучающие книги.

Изображение: Galt Toys / Ken Garland / Unit Editions
Изображение: Ken Garland / The Kynoch Press / Unit Editions
Изображение: Galt Toys / Ken Garland
Изображение: издательство Studio Vista

Медиум ― это массаж

Бестселлер Маршалла Маклюэна и Квентина Фиоре

Другое важное событие эпохи — выход проданной почти что миллионным тиражом книги канадского философа Маршалла Маклюэна (в соавторстве с графическим дизайнером Квентином Фиоре) «Медиум — это массаж: перечень эффектов» (1967).

Изображение: издательство Penguin Books

Это название в шутливой форме обыгрывает популярное высказывание автора «Medium is the message» — средство коммуникации (медиум) влияет на смысл передаваемого сообщения. Например, один и тот же текст — прочитанный нежным голосом актрисы из рекламного ролика, написанный красками на асфальте или напечатанный в престижной газете — будет восприниматься нами по-разному. Поэтому задача дизайнера — научиться грамотно использовать эти приёмы в своей работе.

Дизайн книги наглядно иллюстрирует, как графические средства влияют на смысл прочитанного. Она оформлена в технике фотомонтажа и заставляет человека постоянно переключаться между «чтением» визуальной и текстовой информации. Некоторые страницы оставлены пустыми или на них всего несколько слов, некоторые можно прочесть только с помощью зеркала. Взаимодействие с книгой даёт читателю возможность изучить особенности собственного восприятия.

Всё — искусство, всё — дизайн

Поп-арт, концептуальное искусство и современность

Стирание границ между искусством и неискусством, элитарным и повседневным ― ещё одна черта постмодерна. Знаменитая инсталляция американского художника Джозефа Кошута «Один и три стула» (1965) демонстрирует, что наше восприятие реальности субъективно и обусловлено разными медиа. В поисках истины зрителям предлагается сравнить обыкновенный стул, его фотографию и словарную статью по теме «стул».

Фото: Gautier Poupeau / Flickr

В этот период художники поп-арта обратили внимание на то, как важны для людей объекты массовой культуры, коммерческого дизайна и рекламы, и возвели их в статус современного искусства. Американский художник Энди Уорхол использовал технологию трафаретной печати, иронично демонстрируя преимущество тиражного над уникальным. Благодаря ему многократно повторённые образы товаров или поп-звёзд, раскрашенные в яркие флуоресцентные цвета, стали популярным графическим клише.

Изображение: Andy Warhol / The Museum of Modern Art
Изображение: Andy Warhol / The Museum of Modern Art
Изображение: Andy Warhol / The Museum of Modern Art

Рой Лихтенштейн оказал влияние на современный дизайн тем, что популяризировал эстетику иллюстраций в стиле американских комиксов: с чётким чёрным контуром, плоскостными заливками и имитацией растровой текстуры.

Однако истоки поп-арта следует искать в Великобритании 1950-х, где яркие образы американской рекламы, внушающие мечты о богатой и счастливой жизни, контрастировали с суровыми реалиями послевоенного времени. Неслучайно одной из первых работ в этом направлении считается коллаж Ричарда Гамильтона «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956), составленный из фрагментов рекламных фотографий услуг и товаров.

Другой британский поп-арт-художник Питер Блейк параллельно со своими художественными произведениями оформлял пластинки музыкальных групп. В частности, он работал над обложкой для альбома Beatles «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» (1967), дизайн которой стал символом того времени.

Изображение: Parlophone

Это перегруженный деталями фотоколлаж: выполненные в натуральную величину картонные и восковые фигуры изображают «пантеон» известных людей, сами музыканты — в китчевых разноцветных костюмах, стилизованных под ретромундиры. «Прежние» Битлз в строгих костюмах стоят рядом в виде кукол.

Всё это показывает, что на смену стандартизации и рационализации пришла мода на свободу самовыражения и творческую индивидуальность, на смену серьёзности — ирония. Ориентация на будущее вытесняется новым витком переосмысления прошлого и популяризацией ретростилей, а дизайн и искусство делают ещё один важный шаг навстречу друг другу.

Оп-арт

Не просто точки и полоски!

Оп-арт — искусство, при котором создаются зрительные иллюзии. Они основаны на особенностях восприятия глазами плоских и пространственных фигур и цветовых сочетаний. Развитие оп-арта связано с таким направлением модернистского искусства, как «геометрический абстракционизм».

Фото: The Museum of Modern Art
Виктор Вазарели, Kezdi-Ga, 1970
Изображение: artsy.net
Музей Виктора Вазарели
Фото: FORTEPAN / Ormos Imre Alapítvány / Wikimedia Commons

Со второй половины 1960-х художники и дизайнеры начинают использовать оптическую графику для того, чтобы визуально «сломать» и «оживить» скучную геометрию пустых модернистских пространств и объёмов. Оп-арт переходит из художественных галерей на страницы модных журналов, заполняет собой рекламные плакаты, тротуары улиц и фасады домов.

Становится популярным создавать фирменные паттерны на разных носителях. Яркий пример — фирменный стиль для летних Олимпийских игр в Мехико 1968 года (авторы: Лэнс Уайман, Педро Рамирес Васкес, Эдуардо Терразас). Графическое решение построено на совмещении кругов из цифр 6 и 8, олимпийских колец и традиционных геометрических узоров коренных народов Мексики.

Изображение: International Olympic Committee
Изображение: International Olympic Committee

Сочетание оптических приёмов и геометрического леттеринга стало визитной карточкой голландского дизайнера Юр­ри­а­на Шро­фе­ра. Он создавал как экспериментальные модульные шрифты, так и удивительные типографические обложки для разных изданий. В его работах продуманные комбинации цветов и форм создают иллюзию движения, превращая статичную типографику — в кинетическую.

Изображение: Collection Dutch Graphic Designers Archives Foundation / National Library of the Netherlands

Можно также вспомнить оптические картины из трансформированных кругов, многократно повторяющихся волнистых линий или контрастных полос британской художницы Бриджет Райли, которая затем создавала муралы (художественная роспись стен) в интерьерах общественных пространств от художественных галерей до больниц.

Фото: Peter Cook / View Pictures / Universal Images Group via Getty Images

И, конечно же, нельзя не сказать про другую звезду из 1960-х японскую художницу Яёи Кусаму. Она стала знаменитой благодаря работам, которые покрывала равномерными паттернами из кругов или сфер. Этот модный «горошек» стал основой для многочисленных коллабораций Кусамы с Louis Vuitton: от принтов для ткани до интерьеров фирменных магазинов.

Louis Vuitton x Yayoi Kusama
Изображение: Louis Vuitton
Louis Vuitton x Yayoi Kusama
Изображение: Louis Vuitton
Louis Vuitton x Yayoi Kusama
Изображение: Louis Vuitton
Фото: monysasu / Shutterstock

Уже в 1974 году канадский графический дизайнер Тед Батлер выпустил популярную серию наборов Supergraphic System Kit — трафаретов и инструкций для самостоятельной росписи стен разноцветными графическими полосами. Получается, оп-арт прочно поселился в модных жилых интерьерах.

Изображение: Hepcats Haven / Space Age Mod
Изображение: Hepcats Haven / Space Age Mod

«Двери восприятия»

Психоделическое искусство, дизайн и субкультуры

Вместе с эпохой постмодерна зарождается и расцветает множество молодёжных субкультур, главной из которых во второй половине 1960-х становятся хиппи. Представители этого движения выступали против консервативной морали и общественных норм, ограничивающих свободу самовыражения человека, а также капиталистических ценностей и насилия.

Центром формирования музыкальной и визуальной культуры хиппи стал город Сан-Франциско и работавшие там художники-графики Уэс Уилсон, Элтон Келли, Виктор Москосо, Рик Гриффин и Стэнли Маус. Они создавали афиши и обложки альбомов музыкальных групп с чертами психоделической графики, которые в дальнейшем появились в коммерческой рекламе и упаковке.

Уэс Уилсон
Изображение: San Francisco Museum of Modern Art
Виктор Москосо
Изображение: The Museum of Modern Art

Одним из источников вдохновения для художников, работавших в этом направлении, стала линейная графика ар-нуво: плавные природные формы, задумчивые девушки с развевающимися волосами, фантазийные миры с множеством деталей и искажённые формы букв.

Они также вдохновлялись оп-артом, этнографическими орнаментами, опытами с популярными в то время наркотиками, вызывающими галлюцинации (открывающие, согласно метафоре Олдоса Хаксли, «двери восприятия»). Отсюда яркая кричащая цветовая гамма, необычные сюжеты и эффект «расплывающихся» или «мерцающих» перед глазами надписей и фигур.

Например, британский иллюстратор Алан Олдридж стал знаменит благодаря своим сюрреалистическим иллюстрациям и леттерингу, переосмысляющему объёмные формы декоративных букв со старинных вывесок и рекламы.

Алан Олридж
Изображение: National Portrait Gallery
Изображение: The Observer / The Guardian

* * *

Дизайн 1960-х отразил переломный момент в европейской культуре ХХ века — переход от модернизма к постмодерну. Тенденции, возникшие в этот период (переработка и смешение элементов из разных стилей, самоирония и китч, стирание границ между дизайном и искусством, активное вовлечение потребителей в творческий процесс), сохранятся и будут развиваться в следующие десятилетия.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована