Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Дизайн
#статьи

История дизайна в 1990–2000-е годы. Часть первая: промышленность и архитектура

Хай-тек, эмоции и Nokia 5110.

Иллюстрация: Alessi / Herman Miller / Tejo Remy / Полина Честнова для Skillbox Media

Период, в который переосмысляется модернизм, развивается постмодернизм, зарождаются деконструктивизм и цифровая архитектура. Расскажем подробнее, что происходило в промышленности и архитектуре в 1990–2000-е годы.

Деконструктивизм

К 1990-м восприятие брутализма трансформировалось: из прогрессивного стиля — в символ урбанистического упадка. Это стало предпосылкой для появления деконструктивизма, философской основой которого стали идеи Жака Деррида о «разборке» структуры.

В новом направлении работали Заха Хадид, Фрэнк Гери и Даниэль Либескинд. Их проекты, в частности пожарная часть Vitra (Хадид, 1993) и Музей Гуггенхайма в Бильбао (Гери, 1997), демонстрируют радикально иной подход к архитектурной форме и пространству. В деконструктивистских работах намеренно создаётся визуальный хаос, разрушаются привычные формы, появляется асимметрия и сложная геометрия.

Пожарная часть Vitra (1993) в Вайле-на-Рейне, Германия — одно из первых реализованных зданий Захи Хадид
Фото: Vitra
Еврейский музей (1999) в Берлине по проекту Даниэля Либескинда — здание с зигзагообразной формой, символизирующей историю еврейского народа
Фото: Günter Schneider / Studio Libeskind
Парк де ла Виллетт (Париж, 1982–1998), Бернар Чуми
Фото: Bernard Tschumi Architects
Парк де ла Виллетт (Париж, 1982–1998), Бернар Чуми
Изображение: Bernard Tschumi Architects

Хай-тек

Параллельно с деконструктивизмом развивался и хай-тек. В зданиях, построенных в этом стиле, использовали современные материалы, открытые конструкции, применяли экологические решения, например солнечные панели и системы естественной вентиляции.

Аэропорт Станстед в Англии (1991) по проекту Нормана Фостера (одного из главных представителей стиля хай-тек наравне с Ричардом Роджерсом) — здание с открытыми стальными конструкциями и естественным освещением
Фото: Foster + Partners
Аэропорт Станстед в Англии (1991) по проекту Нормана Фостера — здание с открытыми стальными конструкциями и естественным освещением
Фото: Foster + Partners

Цифровая революция

Период 1990–2000-х годов стал временем фундаментальных изменений в архитектурном проектировании из-за развития цифровых технологий. В то время внедрялись AutoCAD, Rhino, CATIA.

Грег Линн и Патрик Шумахер стали пионерами параметрической архитектуры. Хотя сам термин «параметризм» был введён Шумахером только в 2008 году, основы этого направления закладывались именно в 1990-е годы. Параметрическое моделирование позволило создавать сложные, математически выверенные формы зданий.

По Музею Гуггенхайма в Бильбао (1997), спроектированном с помощью программы CATIA, особенно заметно, как компьютерные технологии могут расширить границы возможного в архитектуре.

Фото: BearFotos / Shutterstock
Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания (1997), Фрэнк Гери
Фото: csp / Shutterstock

Экологическое направление

Развитие экологического направления в архитектуре получило мощный импульс после Конференции ООН в Рио-де-Жанейро 1992 года. Вехой стало и создание стандарта LEED в 1998 году, который формализовал требования к «зелёному» строительству. Проектировщики стали использовать энергосберегающие технологии, возобновляемые материалы, стали стремиться к минимизации воздействия на окружающую среду.

Фото: Daniela Constantinescu / Shutterstock
Фото: Daniela Constantinescu / Shutterstock

Культурный центр Джейн-Мари Тжибаоу в Новой Каледонии (1992–1998). Ренцо Пиано спроектировал этот центр с учётом местных традиций и климатических условий. В здании естественная вентиляция и материалы, характерные для региона.

Биотек

В 1990-е годы биотек стал популярным благодаря опять же развитию компьютерного моделирования и новых материалов, которые позволили архитекторам создавать сложные, изогнутые формы, имитирующие природу.

Сантьяго Калатрава — один из самых известных архитекторов, работающих в этом стиле. Калатрава вдохновляется скелетами, растениями, движениями живых существ — и переносит их в архитектуру.

Фото: Martin de Lusenet / Wikimedia Commons
Фото: saiko3p / Shutterstock
Вокзал Ориенте, Лиссабон (1998). Изогнутые колонны и стеклянная крыша, напоминающая лес
Фото: ephst / Shutterstock

Теоретическая база и публикации

1990-е годы стали временем активного переосмысления архитектурной теории. В этот период появились публикации, которые не только отражали изменения в архитектуре, но и задавали новые направления для её развития.

Одним из ключевых теоретиков постмодернизма в 1990-е годы оставался Чарльз Дженкс. В своей книге The Architecture of the Jumping Universe (1995) он продолжил развивать идеи постмодернизма, исследуя связь архитектуры с наукой, космологией и теорией хаоса.

Дженкс утверждал, что архитектура должна отражать сложность и многогранность современного мира, вдохновляясь природными процессами и научными открытиями. Его работы стали важным вкладом в понимание того, как архитектура может выходить за рамки функциональности и становиться выражением культурных и философских идей.

Изображение: Academy Press

Бернард Чуми в своей книге «Architecture and Disjunction» (1994) исследовал идеи фрагментации, дислокации и деконструкции в архитектуре. Он утверждал, что архитектура должна бросать вызов традиционным представлениям о пространстве и форме, создавая динамичные и нестабильные структуры. Его работы стали теоретической основой для многих архитекторов, которые стремились к экспериментам с формой и пространством.

Изображение: The MIT Press

В 1995 году Рем Колхас опубликовал книгу S, M, L, XL, которая стала настоящим манифестом современной архитектуры и урбанизма. Его идеи были ответом на вызовы эпохи: распад СССР, цифровую революцию и стремительную урбанизацию.

Колхас показал, что архитектура должна быть гибкой и адаптивной, чтобы соответствовать потребностям быстро меняющегося мира. Эта книга стала важным теоретическим вкладом в понимание роли архитектуры в глобальном контексте.

Изображение: The Monacelli Press

Развитие цифровых технологий в 1990-е годы открыло новые возможности для архитекторов. Одним из пионеров цифровой архитектуры стал Грег Линн. В своей книге Folds, Bodies and Blobs: Collected Essays (1998) он исследовал влияние цифровых технологий на архитектурную форму, ввёл понятия «сгибов» и «складок», которые стали ключевыми для понимания новых подходов к проектированию.

Линн утверждал, что цифровые инструменты позволяют создавать сложные, органические формы, которые раньше были недоступны. Его работы стали теоретической основой для многих архитекторов, которые начали использовать цифровые технологии для создания инновационных проектов.

Промышленный дизайн

1990-е годы стали переломным моментом в истории промышленного дизайна, ознаменовав переход от постмодернистских экспериментов 1980-х к более рациональному и технологичному подходу.

Падение Берлинской стены и распад СССР в начале 1990-х годов ознаменовали конец холодной войны и начало новой эры глобального сотрудничества. Экономический подъём в развитых странах, особенно в США, создал благоприятные условия для инноваций в дизайне. Развитие интернета и персональных компьютеров радикально изменило и процесс проектирования, и потребительские ожидания.

Минималистическая эстетика

В противовес яркому и эклектичному стилю 1980-х, 1990-е ознаменовались возвращением к минималистичной эстетике. Дизайнеры Джаспер Моррисон и Константин Грчич развивали «супернормальный» дизайн, стремясь к простоте и функциональности. В их работах — чистые линии, монохром, отказ от лишнего декора.

Знаковая работа Моррисона начала 1990-х: минималистичный стул Ply Chair (1990) для Vitra, созданный из тонкой фанеры
Фото: Victoria and Albert Museum

Экологический дизайн

Растущее осознание экологических проблем привело к появлению «зелёного дизайна». Проектировщики начали активно использовать переработанные материалы и разрабатывать продукты с учётом их полного жизненного цикла. Это направление существенно повлияло на выбор материалов.

В проектах студии Droog Design (Нидерланды) использовались переработанные материалы
Фото: Tejo Remy / The Museum of Modern Art
В проектах студии Droog Design (Нидерланды) использовались переработанные материалы
Фото: Galerie MICA

Эмоциональный дизайн

Дизайнеры начали уделять больше внимания эмоциональной связи между пользователем и продуктом: проектировщики задействовали яркие цвета, необычные формы и игровые элементы.

Изображение: Alessi

По коллекции Family Follows Fiction (Alessi, 1993) видно, как сместился акцент с практичности на коммуникативную ценность предметов. Дети ведь выбирают игрушки не только из-за их функций, но ещё и руководствуясь эмоциями. Alessi создавала предметы, которые вызывают чувства нежности, заботы и интимности — благодаря антропоморфным формам и ярким цветам.

Соковыжималка, созданная Филиппом Старком, стала культовым объектом, своего рода иконой дизайна 1990-х. Её футуристический дизайн вдохновлён природными формами и технологическими достижениями. Форма провокационна и вызывает эмоции.

Изображение: Alessi / Aria

Материалы

В 1990-х не только появились новые материалы (полимеры и композиты, биоразлагаемый пластик), но и некоторые существующие стали применять в промдизайне. Например, из углеродного волокна, которое использовали преимущественно в аэрокосмической промышленности, стали делать рамки велосипедов, из титана и других лёгких материалов — электронику и разные аксессуары.

Фото: Herman Miller
Офисное кресло Aeron, созданное в 1994 году Доном Чадвиком и Биллом Стампфом для Herman Miller, произвело революцию в дизайне офисной мебели. Одно из нововведений авторов — инновационный сетчатый материал вместо традиционной обивки
Фото: Herman Miller

Технологическая революция

Именно в этот период на рынке появляются мобильные телефоны, ноутбуки, игровые консоли. Одним из самых популярных телефонов становится Nokia 5110 (1998) — символ надёжности и доступности. «Змейку» из него многие помнят до сих пор. Ещё один знаменитый телефон (в том числе из-за фильма «Матрица») — Nokia 8110 (1996) — получил прозвище «банан» из-за своей изогнутой формы.

Фото: Nokia
Кадр: фильм «Матрица» / Warner Bros.
Изображение: Sony / Wikimedia Commons

В 1994 году в продаже появилась Sony PlayStation — и произвела революцию в индустрии видеоигр. В приставку вставляли CD-диски вместо картриджей — качество графики и звука стало выше.

Изображение: Nintendо

В 1989 году в Японии и США выпустили Nintendo Game Boy (в остальных странах — с 1990-го). Это портативная игровая консоль, которая стала хитом благодаря играм Tetris и Super Mario.

Изображение: Applе
Изображение: Apple

В 1998 году Джонатан Айв разработал компьютер iMac G3, и он стал символом новой эры в дизайне электроники. Его полупрозрачный цветной корпус разрушил стереотип о том, что компьютеры должны быть бежевыми. Этот проект не только спас Apple от банкротства, но и определил направление развития дизайна потребительской электроники на годы вперёд.

* * *

1990-е годы были временем перемен: архитектура и дизайн стояли на пороге новой эры. Модернизм ушёл в прошлое, уступив место хаосу деконструктивизма, холодной точности хай-тека и цифровым мечтам. Заха Хадид, Фрэнк Гери, Норман Фостер — они не боялись экспериментировать, создавая здания, которые бросали вызов традициям. Их работы стали символами эпохи, где форма и функция переплетались с новыми технологиями.

Цифровые технологии изменили всё. Архитекторы стали использовать компьютеры, чтобы создавать формы, которые раньше были невозможны. Музей Гуггенхайма в Бильбао — вызов. Он показал, что будущее уже здесь. А экология? Она стала не просто трендом, а необходимостью. Люди начали думать о природе, о том, как строить, не разрушая.

В дизайне царил минимализм. Простые линии, чистые формы, но за этой простотой скрывалась сложность. Apple iMac G3, Nokia 5110 были не просто вещами, они стали частью жизни многих людей. Это был дизайн, который говорил с тобой.

1990-е научили нас, что архитектура и дизайн — не просто форма и функция. Это история, эмоции, будущее. И это будущее уже наступило.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Читайте также:



Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована