История дизайна (и магии): как менялись карты Таро
От карточной игры к эзотерике и феминистскому высказыванию. Мы проследили сложный путь дизайна карт Таро.
Изображение: Irene Bacherotti / Lucrezia Ghinassi / Alessia Ciccone / Behance
История предметного дизайна очень интересна: можно увидеть технические прорывы, мировоззрение, социальные сдвиги в обществе через изменение предмета. Мы выбрали для большого исторического разбора карты Таро — они поменяли как свой дизайн, так и область применения.
Первые колоды флорентийских карт XV века вносили в завещания как ценное имущество, карты рисовали великие художники вроде Сальвадора Дали. Колоды создавали знаменитые писатели и оккультисты, поклонники хип-хопа и феминистки.
Мы проследили за технологиями, стилем и дизайном карт — от самого начала, когда их создавали подмастерья в цеху, до сегодняшнего дня, когда иллюстраторы делятся промптами для создания колод при помощи нейросетей.
Вряд ли карты Таро показывают будущее, однако по ним можно легко изучить прошлое: почти 500 лет европейского развития дизайна и печати.
Правила игры в Таро
Изначально считается, что в средневековую Европу Таро пришли из исламского мира, а козыри с человеческими фигурами придумали итальянцы. Игра таро (jeu de tarot) — карточная игра со взятками для четырёх игроков. Она единственная использует полную 78-листовую колоду Таро. Игра похожа на бридж.
Позже козыри переименовали в «арканы» благодаря влиянию неудавшегося монаха и оккультиста Жана-Батиста Питуа в XIX веке.
Игра итальянских герцогов и французских королей
Карты Таро берут своё начало не в мистических древних культах прошлого, их история прозаична. Всё началось с простой карточной игры тарокки (Tarocchi), её родина — Флоренция. Италия эпохи Ренессанса представляла собой раздробленные земли, которыми управляли знатные семьи Висконти, Сфорца, Борджиа, чьи представители любили азартные игры. Колода игральных карт для тарокки для аристократов была роскошным подарком.
Карты эпохи итальянского Ренессанса расписывали вручную, покрывали сусальным золотом, иногда в колоде изображали заказчиков и их домочадцев. Колоды итальянской аристократии XV века были настоящими произведениями искусства в смешанной технике: на шести слоях загрунтованного картона наносилась позолота, некоторые элементы — процарапывались, отпечатывались и вклеивались поверх. Некоторые аппликации были металлическими. Конечно, все сюжеты согласовывались с заказчиком.
Герцог Филиппо Мария Висконти заплатил за игральную колоду для тарокки 1500 золотых монет. Для сравнения: покупка дома во Флоренции обошлась бы в сотню золотых монет, покупка лошади — в 16, а содержание войска в течение восьми месяцев — всего 42 тысячи монет.
Простые люди тоже очень любили азартные игры, но, разумеется, рукописные колоды Висконти — Сфорца были недоступны. Поэтому приходилось использовать максимально доступную технику, а именно ксилографию. Карты для бедных печатали путём оттисков деревянных гравюр по картону. Потом — быстрое окрашивание по трафарету. Это было дёшево, но эффективно.
Одной из первых форм блочной печати, известной в Европе (возможно, самой первой формой печати на бумаге), было изготовление игральных карт. Появилась профессия таротье — только в одном средневековом Лионе было свыше 200 производителей карт. Ремесло таротье обкладывалось налогами, потому что игровая индустрия приносила серьёзный доход землям, формировала культуру и досуг (и вызывала ярость церкви). В связи с такой популярностью игры и сформировалось большое количество дизайнов карт.
Таро анонимного парижанина было создано между 1559 и 1650 годами в Париже. Сочетание цветов на этой ксилографии очень современно выглядит: динамичные фигуры, смелые штрихи. К такой пятновой свободе дизайн придёт только в XX веке, а на средневековой ксилографии это просто эффект раскрашивания при помощи трафаретов, а не сознательный приём.
Карты Таро были не только способом скоротать время или продемонстрировать богатство — в их сюжетах отражались общественные взгляды и политические тренды. Например, парижане очень любили карикатуры на жителей Лувра (в частности, на короля и его семью) и духовенство. Ближе к XVIII веку популярными становятся мотивы охоты, сельской жизни, просвещения. На картах печатали, например, изображения редких животных, которые не встречались в Европе.
Техника ручного травления, когда картинки печатались при помощи металлических пластин, удешевило и ускорило производство карт в XIX веке. Тогда же появляются, вдохновлённые эпохой романтизма, первые влиятельные оккультисты. Эти оккультисты, или «посвящённые в тайны», как они себя называли, козыри переименовали в «арканы» (с лат. arcānum — тайна) и, пользуясь богатым материалом, создали мэшап из символов, времён и разных традиций, построив собственные эзотерические системы.
Таро в Средневековье и эпоху Просвещения (XVII–XVIII век) было средством коммуникации: люди играли в карты, а тематика колоды могла многое рассказать об историческом времени, городе и политической ситуации.
В некоторых областях Франции высмеивались представители правящей династии, где-то в козырях при помощи сюжетов демонстрировалось современное представление о мироустройстве. Изображения в Таро были своего рода мемами, понятными игрокам.
Влияние эзотерики на дизайн карт Таро
Но с приходом оккультной традиции всё смешалось — в Таро постепенно перестают играть и начинают гадать.
Оккультистам было важно опираться на древность традиции, поэтому гадальные карты Таро с конца XVIII века и до XX — это взрывная смесь эпох и стилей.
В одной колоде могли оказаться стилизации «под каббалу», Древний Египет, Древнюю Грецию, популярные герметические традиции. Популярность карт Таро также подпитывает то, что в общественном поле активно появляются тайные сообщества и ордена.
Но если большие ордена или объединения мистиков стояли на том, что карты Таро нужны для познания мира, то простые люди хотели внятных доказательств эффективности.
Поэтому появился популярный маркетинговый ход, который доказывал профпригодность гадалки и метода Таро: это предсказание падения Наполеона (разумеется, после самого падения). Иногда ссылались на Нострадамуса.
Один из расхожих рекламных текстов XIX века:
«В конце XVIII века жила знаменитая цыганка, имевшая большую репутацию гадалки… Она предсказала падение Наполеона и многие другие исторические события… После её смерти её карты были найдены и ныне воспроизведены здесь…» — это классический буклет XIX века.
Таро Папюса
Видный французский эзотерик Папюс (Жерар Энкосс) — автор 400 книг по магии, конечно, не мог пройти мимо набиравшего популярность тренда гаданий на Таро. Он разработал свой междисциплинарный подход к гаданиям, собрав смесь из астрологических атрибутов, масонской символики, изображений из каббалистической книги «Сефер Йецира», а также узнаваемых атрибутов эстетики Древнего Египта.
Жерар Энкосс активно использовал каббалу и древнееврейскую мифологию. Однако это не помешало ему выпустить накануне Первой мировой войны ряд статей, посвящённых «еврейскому заговору», в который, судя по всему, оккультист верил.
Сам дизайн оказался максимально простым: плоскостное рисование, отсутствие цветов компенсировались богатой символической нагруженностью. На картинке — папесса, старший аркан с древнеегипетским украшением, две колонны символизируют масонство, а натянутая ткань — тайну. К картам прилагалась книга с толкованиями и объяснениями (очень запутанными) различных схем гадания.
Таро Райдера ― Уэйта
В разгар Первой мировой войны интерес к гаданию на Таро закономерно возрастает. Будущее неизвестно, вся Европа в кризисе, очевидно, гадание на картах недалеко ушло от попыток политического прогнозирования. Именно тогда появляется Таро Райдера — Уэйта, и колода отчасти повторяет Таро Папюса некоторыми сюжетами. Эти карты становятся оккультной классикой и самой продаваемой колодой Таро за всю историю.
Этот дизайн колоды интересен тем, что рисование неплоскостное, фигуры яркие, объёмные. Явно ощущается влияние модерна — и гораздо меньше стилизации в духе ар-нуво, почти полностью отсутствует орнамент и симметрия.
История дизайна Таро в XX веке интересна именно тем, как оккультисты вписывали художественные тренды в свою традицию. Великие художники тоже с удовольствием создавали карты, например Сальвадор Дали.
В предвоенной Франции (уже назревала Вторая мировая война) стала популярной сюрреалистическая колода карт «Марсельская игра», её создали художники группы сюрреалистов Андре Бретон, Макс Эрнст, Андре Массон и другие.
Таро Дюрера — яркий пример мистификации: иллюстрации сделаны «под Дюрера», однако к великому художнику отношения не имеют, они созданы в конце XX века.
В конце XX века появились Таро под Босха, Таро Уильяма Блейка, тысячи стилизаций под художников. В достаточной степени самостоятельными оставались авторские колоды, которые не стремились подражать художникам прошлого, однако до XXI века они оставались в меньшинстве и уступали стилизациям.
Таро сейчас: права женщин, искусственный интеллект и хип-хоп
Благодаря распространению нью-эйджа в 1980 годах в США, а затем и в мире, а также популяризации йоги и медитации, появились новые подходы к использованию Таро. Практики больше не заморачивались с герметичными символами и попытками объяснить «суть всего» при помощи каббалы, теософии или астрологии.
Карты получили второе дыхание в связи с развитием психоанализа. Гадающим стали более важны личные интерпретации, а не то, какая карта выпала. Пользователи стали рассматривать карты как некие архетипы. Больше Таро не задавали вопрос «Что мне делать?», скорее «Что я чувствую?».
Практика Таро пришла к тому, что некоторые её аспекты стали использовать в тимбилдинге или для решения творческих задач.
Борьба за равные права (и прочие социальные проблемы) также нашли отражение в Таро. Ещё в 1980 годы появилась книга A Feminist Tarot Салли Герхард и Сьюзан Ренни, где писательницы описывали новые практики для Таро.
Создательницы переписали значения арканов, попытавшись создать Таро без гендерных стереотипов. В классическом наборе, разумеется, все карты делятся на женские (пассивные образы) и мужские (активные).
Майкл Хьюз, публичный маг в США и создатель ряда ритуалов против Дональда Трампа, написал собственные интерпретации к картам. Например, в его версии карта «Башня» — это борьба с Трампом, коррупцией и экономическим неравенством, а «Колесница» — урбанистика, продвижение велосипедов и других экологических видов транспорта, публичные выступления.
Карты Таро сегодня, как и их далёкие предшественники из Средневековья также поднимают социальные темы.
Некоторые варианты Таро отошли максимально далеко от арканов и мистицизма и приблизились к картам для свободной интерпретации.
Многие авторы современных колод создают свои карты в максимально узнаваемых сеттингах (что очень объединяет с первыми игральными прототипами средневековых карт).
Популярный приём в создании современных колод Таро — выбор узнаваемой эстетики. Например, эстетика определённого исторического периода. Символика и стиль Советского Союза имеет высокую узнаваемость даже среди тех, кто совершенно не увлекается историей.
Современные таротье создают колоды буквально из любого материала, в ход идёт даже имитация любимого интерфейса для тикток-колоды. Толкование таких карт прописано в хештегах.
Возможно, феномен успеха карт Таро в том, что устойчивый сюжет и изобилие символов дают возможность для большого простора фантазии иллюстраторов.
Карты Таро и искусственный интеллект
Тарологи уже создавали Таро-карты при помощи искусственного интеллекта. Маркус Кац, который придумывал промпты для своего проекта «Колода Таро вечного дня» рассказал об этапах создания.
Сложнее всего было расположить буквы, по словам автора.
А также появился ИИ-таролог ― AI Tarot Reader: вы задаёте вопрос в форме ниже, вам выпадают карты, а нейросеть описывает их значение и отвечает на ваш вопрос. Изображения взяты из классической колоды Таро Райдера ― Уэйта.
У этих карт «Колесница» разница в 500 лет.
Первую карту создавал итальянский художник эпохи Возрождения, предположительно Бонифачо Бембо. Он работал над колодой с целым цехом подмастерий. Вторую карту создал Маркус Кай совместно с нейросетью Midjourney, собрав деньги на проект при помощи краудфандинга.
История Таро — это захватывающая история дизайна, печати и человеческих идей. Поменялся и сам предмет, и его назначение, а также смыслы. Появились нейросети, написанные для толкования карты (правда, с припиской, что ИИ никогда не заменит живого гадателя), а через смену стилей можно проследить смену художественных эпох. Карты эпохи Возрождения не перепутать с картами сюрреалистов, а нейросеть не заменит гравёра.
Карты Таро, шахматы, нарды, кости, гольф, петанк — не так много игр сохранилось за 500 лет. Но только Таро полностью утратили игровой функционал и тем не менее переживают настоящий подъём — как в XX, так и в XXI веке. И не в последнюю очередь такой интерес сохраняется благодаря дизайну.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!