История дизайна. 1930–1940-е годы
Трансатлантические лайнеры, гигантские здания и американская инкарнация Баухауса.
Иллюстрация: обложка журнала «Новая линия», 1933 г. / Печатная машинка / Обелиск Муссолини / Public Domain / Meery Mary для Skillbox Media
Дарья Сорокина
Историк искусства, исследователь авангардного искусства 1920–1930-х годов в России и Германии, магистрант программы «Дизайн-исследование» в школе Баухаус в Дессау, сотрудник Bauhaus Dessau Foundation.
В тридцатые годы влияние международного модернизма в Европе несколько снизилось, но направление не исчезло — скорее сместилось в Великобританию и США. В этот период в зенит славы входит стиль ар-деко, в некоторых странах становится заметной тоталитарная эстетика.
Ар-деко
Ар-деко появился гораздо раньше тридцатых, но именно в эти годы достиг апогея. Это помпезный, масштабный стиль, в котором использовались растительные и геометрические орнаменты. Ар-деко вдохновлялся античностью и экзотикой.
В двадцатые стиль стал укрепляться в архитектуре — во многом благодаря Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года, которая проходила в Париже. После Первой мировой войны экспозиция стала глотком свежего воздуха, возможностью высказаться (показать работы) дизайнерам из разных стран.
В 1927 году также во Франции появился знаковый проект — трансатлантический лайнер «Иль де Франс», который был первой ласточкой применения ар-деко в техническом сооружении. Вторым и ещё более выдающимся примером (в некотором смысле даже символом стиля ар-деко) стал французский трансатлантический лайнер «Нормандия», спущенный на воду в 1935 году. На момент постройки это было самое большое и быстрое пассажирское судно в мире.
В «Нормандии» завораживало всё: от афиш вояжей (они оказали огромное влияние на становление ар-деко в графическом дизайне) до особой формы корпуса, которая была разработана русским инженером Владимиром Юркевичем.
Особое место занимал главный зал-ресторан. Над его оформлением (как и над всем интерьером лайнера) трудилась целая бригада первоклассных дизайнеров, среди которых был суперзвезда того времени — Пьер Пату.
Трансатлантические лайнеры — это средство передвижения, вмещающее огромное количество людей и соединяющее страны, поэтому стиль ар-деко очень быстро распространился почти на всех континентах.
В новом свете главным преемником и протагонистом стиля стали США. В Америке акцент делался на типичных для этого континента мезоамериканских культурах (ацтеки, майя), а также на аэродинамических формах.
Одна из мощных ветвей американского ар-деко — стримлайн (правда, некоторые специалисты считают его независимым явлением). Стримлайн вдохновлялся техническими достижениями времени, в частности небывалыми скоростями, которые требовали обтекаемой формы предметов. Эта эстетика проявила себя в разных областях дизайна — от мелкой бытовой техники до классических американских дайнеров и небоскрёбов.
Тоталитарная эстетика
Заметное явление в искусстве и дизайне тридцатых — эстетика тоталитарных государств. Главным художественным медиа тогда была архитектура. Страны стремились построить новые империи, поэтому размер и размах имели значение: что ни проект, то циклопических размеров «монстр» с пафосным названием и назначением.
Эстетику тоталитарных государств тридцатых годов отличает чёткая ориентация на классику, величественность, ясность и строгость (при этом каждая из стран стремилась выработать особенные черты). Человек изображался как абстрактный идеал, а не как конкретный индивид (за исключением вождя). Обращение к античным эстетическим идеалам провозглашало культ здорового тела, физической культуры, героической маскулинности. Народ — не множество конкретных людей, а однородная масса, поэтому на строениях изображали шествия, хор, массовые танцы.
Главный советский мегапроект тридцатых — Дворец советов, архитектурный конкурс на создание которого был организован в 1931 году. Победу в нём одержал неоклассик Борис Иофан, предложивший небоскрёб высотой 415 м с гигантской скульптурой Ленина на крыше. Уступчатая структура дворца напоминала зиккурат. В основании, благодаря сложнейшему металлическому каркасу, предполагалось расположить гигантский актовый зал.
Именно использование большого количества металла стало камнем преткновения: когда началась Вторая мировая война, материал пошёл на военные нужды, а те несколько этажей, что успели возвести, были демонтированы. Металлические балки каркаса при обороне Москвы использовали как противотанковые ежи.
Второй важный проект СССР того времени — московский метрополитен, решение о строительстве которого тоже было принято в 1931 году. Первая ветка была построена за рекордные четыре года. Образ станций — новая советская тоталитарная эстетика, слияние классики с национальными особенностями вошедших в СССР государств.
В Италии при Муссолини началась перестройка Рима. С одной стороны, там сохраняли памятники прошлого, с другой — строили новые объекты. Среди них — Итальянский форум (или Форум Муссолини) в Риме, который возводился для подготовки молодёжи фашистской организации. Стадион этого спортивного комплекса выглядит как модернизированный античный комплекс, украшенный полноразмерными скульптурами.
Муссолини был единственным из диктаторов, кто дал название стилю своего тоталитарного искусства — «новеченто», или национальное итальянское искусство. Название отсылает к классическим стилям — кватроченто, чинквеченто; новеченто — проявление противостояния неоклассики и модернизма в Европе.
Переходим к Германии: у Гитлера были чёткие представления о том, каким должно быть искусство Третьего рейха. Для реализации своих проектов он нашёл «придворного» архитектора — Альберта Шпеера. Он должен был выразить величие и мощь нового государства в истинно немецком духе, который заключался в освоении классического наследия, языческих традиций, интеграции достижений функционализма.
Проект Гитлера по перестройке Берлина в имперскую столицу должен был стать центром нового мироустройства. По аналогии с античными городами проект предусматривал пересечение двух улиц под прямым углом — единственное, масштаб должен был превзойти всё, что человечество знало до этого. Главным сооружением новой столицы стал бы большой зал славы или «зал народа» — гигантское сооружение, увенчанное куполом. Рядом с этим зданием располагалась бы резиденция фюрера. Проект так никогда и не был реализован.
Модернизм
В Германии с приходом национал-социалистов к власти закрыли Баухаус, а произведения его творцов клеймились еврейскими, большевистскими, вырожденческими. Для наглядной демонстрации унижения представителей модернизма была организована передвижная выставка с говорящим названием «Дегенеративное искусство», на которой демонстрировали работы выдающихся художников вроде Василия Кандинского и Пауля Клее, а также душевнобольных людей.
При этом в Германии модернизм полностью не исчез: на протяжении тридцатых он проявлялся в графическом дизайне. Яркий пример — журнал об изменениях в обществе «Новая линия», который был создан выходцами Баухауса.
Многие представители модернистского движения Германии эмигрировали в Великобританию, в том числе первый директор Баухауса Вальтер Гропиус, преподаватель Ласло Мохой-Надь и один из его талантливых учеников — Марсель Брейер.
В 1931 году предприниматель Джек Причард основал в Лондоне компанию «Изометрическая конструкция», или «Изокон». Организация делала всё — от мебели до зданий, она сотрудничала с эстонской компанией «Венэста», производившей мебель из гнутой фанеры.
Самым известным проектом «Изокона» стало здание на Лоун-роуд с 36 квартирами, спроектированное в духе интернационального модернизма. Этот дом в итоге стал пристанищем изгнанным из Германии представителям Баухауса.
В Италии с приходом фашистов к власти сложилась уникальная ситуация. Архитектор Джузеппе Терраньи считал, что новому обществу необходима архитектура, очищенная от пережитков прошлого. Он предложил фашистский вариант модернизма, который назвал рационализмом. Новый стиль обладал идеологией, провозгласившей своим идеалом коллективный труд и досуг. Терраньи пришлось непросто, продвигая свои идеи, — фашисты, будучи людьми консервативными, не разделяли его эстетических предпочтений. Многие проекты архитектора навсегда остались на бумаге.
Из построенных наиболее известен Дом Фашио в Комо (1932–1936 гг.) для национальной фашистской партии. По аналогии с советскими рационалистами, конструктивистами, представителями Баухауса и нидерландской группой «Де Стиль», Терраньи говорил о гармоничном соотношении внешнего и внутреннего в архитектуре, интерьере и антураже. У Дома Фашио квадратный план, чёткое геометрическое членение на фасаде, которое логично связано с внутренним устройством здания.
В СССР в 1932 году социалистический реализм был признан единственным методом в искусстве, зарабатывать могли лишь члены Союза художников. Остальные должны были получать деньги другими способами, что было малореалистично в условиях советской экономики (к тому же многие художники были обвинены в формализме).
Однако модернистские проекты в тридцатые годы реализовывались, пример — московский ДК ЗИЛ (Дворец культуры завода имени Лихачёва), возведённый по проекту архитекторов-конструктивистов братьев Весниных. Это многофункциональный комплекс с несколькими залами, библиотекой, кинозалом, лекторием, зимним садом, обсерваторией, студийными комнатами. Здание отличается логичной композицией: согласно принципам конструктивизма внутри и снаружи объёмы и пропорции оптимально согласованы.
Также в СССР в тридцатые появился переходный стиль между конструктивизмом и сталинской тоталитарной архитектурой (его ещё называют сталинским ампиром) — постконструктивизм. Это смесь конструктивизма и классики. Например, в доме с горизонтальными окнами обильно используются классические декоративные элементы. К середине тридцатых годов даже достроенные конструктивистские здания стали обрастать колоннами, карнизами и барельефами.
Как сам стиль, так и его название весьма спорны, многие проекты этого времени некоторые специалисты также относят к ар-деко.
В США модернизм активно развивается. По аналогии с Великобританией сюда стекаются изгнанные из режимных государств специалисты. Здесь многие из них могут реализоваться, поэтому модернизм в Америке набирает обороты. Этому также способствуют и прогрессивные американские культуртрегеры, которые основывают коллекции современного искусства, — например, Ротшильды и Гуггенхаймы.
Музей современного искусства Нью-Йорка (MoMA) на протяжении тридцатых проводит огромное количество выставок и просветительских мероприятий, которые впоследствии выводят американский дизайн на высокий уровень.
В 1933 году в Эшвилле появляется творческая школа Black Mountain College, где преподают выходцы Баухауса Анни и Йозеф Альберс. В некотором смысле она становится американской инкарнацией Баухауса. Здесь вырастает целое поколение творцов, среди них не только художники и дизайнеры, но даже хореографы и композиторы.
Пожалуй, самый известный из них — инженер-мечтатель Бакминстер Фуллер, спроектировавший геодезический купол, который впоследствии стал главным хитом международной выставки в Монреале в 1967 году.
Один из ярчайших протагонистов модернизма во Франции — архитектор Ле Корбюзье. Он реализовал огромное количество проектов: как частных, так и городских. Ле Корбюзье предлагал новую организацию и планировку пространства, которая бы решала социальные проблемы.
Хоть Ле Корбюзье немало критиковали за утопичность идей, всё же его мысли оказали огромное влияние на послевоенное массовое строительство по всему миру.
Все эти течения в Европе останавливают своё развитие в момент, когда начинается Вторая мировая война. Единственная страна, которую она не так сильно затронула, — США, но и там начались сложности в экономике.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- История дизайна в 1960–1970-е годы. Часть вторая: графический дизайн
- История дизайна в 1960–1970-е годы. Часть первая: промышленность и архитектура
- История дизайна в 1950-1960-е годы. Часть вторая: графический дизайн
- История дизайна в 1950–1960-е годы. Часть первая: промышленность и архитектура
- История дизайна. 1940–1950-е годы
- История дизайна: 1920–1930-е годы — Баухаус и ВХУТЕМАС
- История дизайна: 1910–1920-е годы — «Веркбунд», Поль Пуаре и русский живописный авангард
- История дизайна: самое начало ХХ века — модерн