Как новичку найти работу в рекламной графике

Александр Ковальский, дизайн-директор агентства CreativePeople, рассказывает, в какие агентства посылать резюме и стоит ли работать за портфолио.

Рынок компьютерной графики сильно отличается от веб-дизайна. Многие новички теряются, не понимая, где искать работу — на биржах фриланса заказы на CG не встретишь, а студии редко предоставляют стажировку.

При этом специалисты в один голос заявляют, что работы много и ее хватит на всех. Мы решили разобраться и поговорили на эту тему с Александром Ковальским — дизайн-директором агентства CreativePeople и куратором курса «Рекламная графика».

Жанна Травкина

Пишет про дизайн в Skillbox. Работает директором по маркетинговым коммуникациям, изучает рекламную графику и 3D.


— Портфолио — лицо дизайнера при поиске работы. Сколько кейсов нужно сделать, чтобы начать рассылать резюме?

— Это зависит от вакансии, на которую вы претендуете. Если вы новичок и вам нужно лишь заявить о своих навыках работы с программами, то количество полноценных коммерческих проектов не имеет особого значения. Гораздо важнее показать свои навыки и уделить время созданию кейса на Behance — рассказать, какие исходники вы использовали, а еще лучше — сделать небольшой making of. Иногда может хватить и одного подробного кейса, но портфолио с парой-тройкой работ будет смотреться гораздо лучше.

Работа студентки курса «Рекламная графика», посмотреть полный кейс можно на Behance

Работодатели часто обращают внимание на динамику роста. Сравнивают первую и последнюю работы. Хорошо, если заметно, что кандидат постоянно прокачивается. Плохо, если человек застрял на одном уровне и находится на нем уже долгое время.

Рекламные иллюстрации — это обычно простой проект, для которого не нужна команда из разных специалистов. Поэтому делайте как можно больше работ, тренируйтесь. Я видел ребят, которые за месяц создавали портфолио из пяти-восьми работ, и какие-то из них выстреливали при приеме на работу.

Если опыт уже есть и вы хотите получить более высокую должность, количество хороших проектов уже важнее. Вам потребуется продемонстрировать, как вы смогли реализовать идею арт-директора. В этом случае очень важна история создания проекта: показывайте, как вам поставили задачу, какими были скетчи и процесс.

— В веб-дизайне очень много внимания уделяется оформлению кейса на Behance. Как дела обстоят в графике? Нужно ли тратить время на создание кейса или красивая картинка сама по себе гарантирует множество лайков?

— С учетом трендов в веб-дизайне к упрощению и минимализму макет может показаться откровенно скучным, если рассматривать его просто как картинку. Поэтому столько внимания уделяется подаче — необходимо показать, как много работы было проделано для создания этого макета. Это давно стало отдельным жанром.

Если же говорить о CGI, то есть несколько способов подать вашу работу. Первый — это сама работа и несколько кропов (крупно показываем самые интересные куски, тут важны детализация и качество ретуши). Второй вариант интереснее — это работа, дополненная историей ее создания. Здесь можно использовать скетчи, видео, рассказать о задаче и идее. Отмечу, что иногда достаточно просто записать скринкаст экрана, чтобы показать какую-то деталь или ретушь отдельного объекта.

Один из последних проектов CreativePeople, из которого получился отличный кейс на Behance.

— После того, как с оформлением портфолио покончено, пришла пора рассылать резюме. Куда стоит отправлять в первую очередь?

— Нужно понимать, для чего вы устраиваетесь на работу. Если вы хотите прокачать свои навыки за счет команды, то очень важно выяснить, кто там арт-директор. Не ленитесь, поищите контакты в социальных сетях, узнайте, кто работает в этой студии, оцените динамику и качество работ сотрудников.

Если не обращать на такие вещи внимание, то есть риск попасть в студию, где вы будете чуть ли не единственным дизайнером. Вы очень быстро прокачаете скорость, но качество ваших работ останется прежним.

Если же вы претендуете на позицию middle, то для вас уже важнее соотношение цены и качества проектов. Но и в этом случае работодатель будет обращать внимание не только на портфолио, но и на дополнительные скиллы.

Мир рекламной графики — это сотни студий и многомиллиардные обороты. Если вы не представляете, из каких студий и агентств состоит индустрия, значит их еще нет в вашем инфополе. Начать свое знакомство с крупными игроками можно с этой карты рекламного рынка — на ней отмечены наиболее крупные сетевые и глобальные рекламные агентства. Для начала советую пройтись по их вакансиям и посмотреть требования: сразу станет понятно, чего от вас ждут.

— Допустим, существует студия мечты. Какое сопроводительное письмо написать, как оформить резюме, чтобы добиться собеседования?

— Чтобы в этом разобраться, нужно понять, как устроена студия. В крупных студиях и агентствах почти всегда есть HR-отдел, именно туда попадет ваше письмо. Для сотрудника HR-отдела важно сразу же увидеть вашу квалификацию, сильные стороны и опыт. Тут дизайнеру прощается отсутствие резюме, если портфолио говорит за себя.

Самая часто встречающаяся ошибка — не написать ничего. Даже если вы новичок, нужно рассказать о себе, своем опыте и своих навыках. Ваша задача — обратить на себя внимание и заинтересовать работодателя.

Не менее важно указать, на какую должность вы претендуете, и обозначить свои ожидания — это поможет сэкономить время как вам, так и работодателю. Выбирают всегда по соотношению цена/уровень, будьте готовы к тому, что вас попросят самостоятельно назвать сумму месячного вознаграждения — это хорошая проверка на адекватность.

— Что нужно уметь и какими программами владеть для работы в рекламной графике? Хватит ли для начала знания Photoshop или нужно в любом случае знать 3D?

— Все зависит от должности, на которую вы претендуете. Работа над одним проектом может включать в себя разработку идеи, создание скетча, создание 3D-модели, фотосъемку, ретушь и другие этапы. В маленьких студиях проект часто закрывается силами одного-двух универсальных специалистов, в крупных агентствах в проекте задействовано много людей — у каждого может быть своя узкая специализация.

Подумайте, чем именно вы хотите заниматься и какие задачи можно закрыть вашими скиллами. Если вам интересна ретушь, то достаточно уверенного знания Photoshop и владения планшетом, а если хотите моделировать, нужно знать 3D.

— Как еще искать работу, помимо рассылки резюме по студиям?

— Новичкам я советую попасть в инфополе более опытного специалиста — он поможет прокачать навыки и стать более уверенным. Часто вам могут предложить работу — к известным дизайнерам всегда приходит много проектов, и часть задач он сможет делегировать вам. Крутой лайфхак для наших студентов — обратитесь к такому арт-директору с просьбой о кураторстве вашей дипломной работы.

Еще один вариант — удаленное сотрудничество со студиями, хотя для этого потребуются прокачанные скиллы, хорошее портфолио и умение организовывать свой рабочий процесс. Тут важно уметь правильно брифовать и понимать, как именно происходит процесс согласования таких проектов.

— Как искать заказы на фрилансе?

— Вариантов очень много. По факту, вам нужно разобраться, какие существуют точки входа на рынок. Самый очевидный путь — связываться с более успешными CGI-специалистами и предлагать свою помощь в реализации проектов. Если вы занимаетесь ретушью, то свои услуги можно предложить фотографам или 3D-моделлерам — у последних часто бывают проблемы с постобработкой рендера.

Определите для себя, какие сферы вам наиболее интересны, подумайте, что вы можете предложить, и вам сразу станет понятнее, как действовать и в каких сферах искать заказы.

— Студии довольно редко берут на работу стажеров. Почему? И как быть в том случае, когда ты, как специалист, еще не можешь претендовать на более высокую должность?

— Работа со стажерами требует много времени и сил на их обучение. Чаще всего у студий просто не хватает на это ресурсов, поэтому они ищут людей с каким-то готовым набором навыков. Для начала будет достаточно уверенного владения программой и каких-то дополнительных скиллов.

Также студии чаще всего просто не размещают вакансии для новичков, ожидая, что они напишут сами — так чаще всего и происходит, поэтому не стесняйтесь предлагать свои услуги.

Если вы готовы к взрывному росту и хардкорной работе, узнайте о возможностях стажировки в BBDO или Leo Burnett, но будьте готовы к тяжелым испытаниям.

— Многие специалисты, в том числе Дмитрий Глазырин, говорят о необходимости заводить знакомства. По-твоему, это действительно так важно? А если душа к общению не лежит, стоит ли через себя переступать?

— Дизайн — это всегда про коммуникацию. Вы должны слышать команду, общаться, уметь задавать правильные вопросы про бизнес клиента и доставать из него важную информацию, презентовать свои идеи, обосновывать их. Эпоха художников-интровертов закончилась еще в нулевых.

Кроме того, знакомства сильно облегчат вам карьерный путь. Благодаря друзьям вы сможете улучшить навыки, получить работу и совершенно уникальные возможности. Преуменьшать важность общения глупо.

Если все-таки сложно переступить через свою природную скромность, всегда есть социальные сети, но важно понимать, что контактировать с людьми придется в любом случае, особенно если вы хотите работать над интересными и крупными проектами.

— Какие контакты будут полезными, а какие нет? Например, участие в комьюнити таких же специалистов поможет в поиске работы?

— Комьюнити не состоит из одинаковых специалистов — кто-то посвятил себя ретуши, кто-то моделированию, кто-то созданию креативных концепций или персонажей, поэтому не стоит рассматривать комьюнити как сообщество конкурентов. Более того, прокачанные специалисты, с которыми вы можете познакомиться, помогут вам улучшить навыки, а некоторые даже предложат работу.

— Что лучше для новичка: найти работу в студии или попытаться организовать работу на фрилансе?

— Для любого новичка будет полезно оказаться в компании профессионалов, а заодно понять, как строится работа над проектом. Работа в студии поможет быстро вырасти, завести полезные знакомства и попробовать себя в разных направлениях. Хорошего специалиста отличает не только качественное исполнение, но и понимание рабочего процесса, а также скорость работы — этим новички похвастаться не могут.

Фрилансеру же придется искать другие способы прокачки своих навыков — проходить курсы, активно участвовать в комьюнити и искать других специалистов, у которых можно чему-то научиться.

— Есть такой способ наполнить портфолио, как фейковые проекты, когда дизайнер делает проект для выдуманного заказчика или для существующего — но никогда к нему не обращавшегося. Как ты к такому способу относишься, стоит ли так делать?

— Иногда только так и можно привлечь к себе внимание, если вы новичок. Даже многим известным CGI-художникам приходится делать фейковые проекты: очень часто реальные проекты попадают под ограничения NDA, положить в портфолио просто нечего.

Фейк — это когда вы как бы делаете вид, что работа сделана для реального клиента. Все остальное — просто проекты для тренировки с вымышленными клиентами и задачами.

— Стоит ли работать за портфолио? На рынке часто встречаются клиенты, предлагающие сделать проект за очень маленькие деньги или вообще бесплатно, но зато будет что добавить в портфолио. Стоит ли соглашаться на такие предложения?

— Это зависит от ваших взглядов и требований. Если вы не ограничены в деньгах и у вас есть время на такой проект, то почему бы и нет? Найти проект, который будет иметь медийный вес, и клиента, который даст реализовать ваши идеи (пусть даже и без оплаты) — это удача. Такой проект может привести много клиентов с хорошими бюджетами. Рассматривайте это как коллаборацию, которая сделает вас более востребованным.

— Какой совет ты бы дал тем, кто только начинает свой путь в графике?

— Постоянно тренироваться: качайте скорость и реализм. Успех в графике зависит не от природного таланта, а от того, сколько часов вы провели за компом и чему смогли за это время научиться. Да, это сложная профессия, требующая от вас большой отдачи, но также и очень увлекательная. С дизайном так всегда: легко начать, но потом нужно много тренироваться, чтобы выйти на крутой уровень и держаться на нем достаточно долго.

Курс

Профессия «Художник компьютерной графики»


Обширная программа с помощью в трудоустройстве, живыми встречами и воркшопами. Прокачайте свои навыки в дизайне, добавьте в резюме новые скиллы, усильте портфолио и начните работать по специальности уже через полгода.

Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox