Вы справитесь с любой проблемой, если вам нравится то, что вы делаете: Давид Шэфер о работе в CG

Известный CG-специалист рассказал нам что нужно знать, чтобы устроиться на работу в одну из самых известных компаний в мире.

Давид больше десяти лет создавал рекламные кампании для Mercedes-Benz, он рассказал нам:

Жанна Травкина

Пишет про дизайн в Skillbox. Работает директором по маркетинговым коммуникациям, изучает рекламную графику и 3D.


Мне помог случай: Давид о своем пути в CG

— Расскажи, когда ты впервые заинтересовался компьютерной графикой? Чем она тебя привлекла?

— Как и любой ребенок, в детстве я обожал мультфильмы и комиксы. «Меч в камне», «Робин Гуд», «Утиные истории», «Книга джунглей» и многие другие творения Disney сформировали мой вкус в анимации. Отличные истории, интересные герои, красивые голоса и прекрасная музыка — я влюбился в этот мир!

Не запрещайте детям смотреть хорошие мультики: у Давида Шэфера детское увлечение стало профессией

Не меньше я увлекался и техникой. У брата моего друга были компьютеры Amiga и C64. Я наблюдал, как он рисует этими огромными пикселями, и не переставал удивляться.

А в 1995 году, когда мне было 12 лет, вышла первая «История игрушек», в этот момент я окончательно осознал, что хочу стать частью мира компьютерной графики.

Про Photoshop я впервые узнал от своего друга Эдриана — уже не помню, какая версия тогда была, но точно знаю, что в ней не было даже слоев! Потом Эдриан познакомил меня с 3D Studio Max. Все свободное время я проводил за компьютером: программы заменили мне любимые игрушки. Даже когда засыпал, постоянно думал, что еще можно создать и как это сделать.

— Ты ведь хотел стать аниматором, почему передумал?

— Изначально я хотел поступить в колледж Kunsthochschule Kassel, чтобы изучать мультипликацию и анимацию. Им понравились мои работы в CGI, но мне нечего было показать по анимации, поэтому меня не приняли. Я вернулся домой расстроенный и разочарованный — тогда, в 2004 году, было не так много мест, где я мог изучать анимацию и компьютерную графику.

Поиски стажировки тоже не увенчались успехом. Мне помог случай: отец выиграл обед, приуроченный к какому-то мероприятию, в очень дорогом ресторане Мюнхена, и по дороге мы решили заехать к знакомым моей матери. Среди гостей оказался ее хороший друг, сын которого тоже занимался CGI. Он позвонил мне через пару недель, и я переехал в небольшую квартирку в Штутгарте, начав работать в CGI.

Моя история прекрасно иллюстрирует, насколько важно заводить друзей и знакомиться с людьми, хотя тут есть место и удаче. Я всегда буду очень благодарен тем людям, которые помогали мне и верили в меня на протяжении всего пути.

Одна из визуализаций, созданных Давидом в самом начале карьеры

— Не было сожалений о выборе?

— Я ни разу не пожалел о своем решении, хотя до сих пор смотрю фильмы Disney и Pixar чаще, чем это делает большинство детей. Например, я пересмотрел «Рататуя» и «Суперсемейку» уже больше 30 раз.

Моя работа и то, чем я занимаюсь, делают меня счастливым каждый день. Конечно, бывают и сложные дни, но CGI остается моей страстью. А если вам нравится то, что вы делаете, вы справитесь с любой проблемой.

Одна из ранних работ Давида

— Помнишь свой самый первый проект? Если бы тебе его сейчас принесли на оценку, что бы сказал?

— Свой самый первый коммерческий проект я сделал еще в школе вместе со своим другом Эдрианом — это была 3D-модель для DSL Radio Recorder 2.0. А поскольку делал я это уже 20 лет назад, работа выглядит примерно так же.

Если же говорить о проектах, которые я начал делать в начале своего профессионального пути, то первое, что могу вспомнить — это рекламные брошюры Mercedes S-Class. В них был изображен салон машины, нам надо было показать, насколько удобными стали сидения. Над этим проектом я работал не один, с коллегами — Кристофом и Кристианом.

— Что ты любишь в своей работе?

— Прежде всего работу со своими коллегами — Димой, Максимом и Жанной. Креативность. Творческие и технические вызовы: люблю думать, как решить ту или иную задачу. Возможность создавать вещи.

Я очень люблю рассматривать изображения, 3D-модели, анимацию. Иногда мы с Максимом просто отрываемся от работы, чтобы покрутить модель во вьюпорте и посмотреть, какой классной она получается.

Мне нравится общаться с клиентами. Они все разные, к каждому нужен свой подход.

— А что ненавидишь?

— Программные сбои и ошибки, долгое время загрузки и обработки, медленный немецкий интернет.

Плохо построенный диалог, в результате которого приходится делать много ненужной работы. Общение с людьми, не имеющими представления о правилах коммуникации. В личной жизни вы можете избежать большинства таких ситуаций, но в профессиональной вам приходится придумать способы, как справляться с такими проблемами и своими эмоциями. Это часть работы.

В Германии мы говорим: «Das Leben ist kein Ponyhof», что можно перевести как «Жизнь — это не прекрасная ферма, на которой живут милые пони».

— Что тебе нравится больше — моделирование или постпродакшн? Почему?

— Постпродакшн. Я все еще люблю красивые картинки больше, чем модели. В то же время за последние три года качество моделирования и его возможности сильно продвинулись, а я всегда был человеком, который ценит хорошие технологии.

Одна из фотографий серии Mercedes-Benz GLE 350 — Dark Desert, над которой Давид работал вместе с Igor Dolce, попала в юбилейную подборку лучших немецких фотографов «BLICKFANG — Deutschlands beste Fotografen»

Я лишь откусил кусочек: Давид о работе в Mercedes

— Идея связать жизнь с компьютерной графикой появилась у тебя, когда ты увидел «Историю игрушек». Ты не думал уйти работать в кино?

— Конечно! И этот план я лелеял восемь лет, пока дело не дошло до поступления в Kunsthochschule Kassel, что, как вы уже поняли, у меня не вышло. Моей конечной целью была студия Pixar. Да, я знаю, знаю… но ведь нужно ставить себе масштабные цели, разве нет?

— Почему выбрал рекламу?

— Это очень креативная сфера, вы можете влиять на общество, людям нравится то, что вы делаете. В этой области очень много направлений, компаний, продуктов и сервисов — и всем нужна реклама. Когда население планеты превышает 7 миллиардов человек, вам просто необходимо делать что-то, чтобы выделиться из толпы.

Сегодня рекламная индустрия предоставляет вам возможность не только привлекать внимание людей к каким-то товарам. Посмотрите на кампании в защиту окружающей среды — они чудесные и помогают нам стать чуточку лучше и внимательнее к окружающему миру!

— В твоем портфолио явно прослеживается упор на автомобильную индустрию. Почему?

— Так произошло, потому что я работаю с автобрендами больше 11 лет. Работа в такой компании, как Mercedes, отнимает много сил. Первые пару лет я еще мог находить время для создания личных проектов, но потом все мое время и силы тратились исключительно на проекты компании. Но, работая в Mercedes, я узнал очень много, и этими знаниями мне хотелось бы поделиться. Еще я просто люблю машины.

Я люблю водить, но ненавижу тех, кто превышает скорость — для этого есть гонки.

— Есть ли какие-то особенности создания рекламы для автомобилей?

— Конечно, и их даже больше, чем вы можете представить. Такие особенности есть в каждой индустрии. Возьмем, например, портретную ретушь — очень важно проработать область глаз, кожу, ее тон и так далее. Кожа ни в коем случае не должна казаться болезненной, а все внимание зрителя должно быть направлено на лицо человека на изображении.

В автомобильной индустрии есть ряд неписаных правил. Впрочем, иногда их можно и нужно нарушать — многое зависит от потребностей и запросов клиента. К примеру, автомобиль должен всегда твердо стоять на земле, а не парить над ней. Форму и изгибы машины важно подчеркнуть с помощью освещения и отражений. Логотип на автомобиле должен быть всегда хорошо виден и так далее.

Как вы заметили, все подобные советы относятся непосредственно к продукту, а не к истории, атмосфере или настроению, которые важны для любого типа рекламных изображений.

В этом проекте Давид работал над постпродакшном и ретушью

— После стольких лет работы на одного заказчика не появляется стереотипов? Говорят, люди из команды «Симпсонов» не могут нарисовать не желтого человека :)

— Я лишь легко переключаюсь на другие проекты. Мое личное стремление — быть профессионалом в создании рекламы. Хотя я и встречал людей, которых не могу представить в какой-либо другой компании, кроме Mercedes.

— Изменился ли подход к созданию рекламных иллюстраций за это время?

— В последние годы акцент очень сильно сместился в сторону эмоциональной составляющей и образа продукта или бренда. У меня есть книги о рекламе 80-х и 90-х годов. Если посмотреть их сейчас, создается впечатление, что любой продукт сам по себе являлся достаточным аргументом для покупки. Сейчас же очень много внимания уделяется истории и посланию бренда.

Еще одно отличие — количество ограничений, список того, что вы можете и не можете делать. Это изменение мне особенно по душе, ведь оно демонстрирует, что наше общество изменилось в лучшую сторону, стало более просвещенным и свободным от предрассудков. В качестве примера: расизм очень долгое время использовался в рекламе, но сегодня никто не рискнет так делать.

Еще один хороший пример — кампании по защите окружающей среды. 30 лет назад никто не беспокоился о загрязнении автомобилями. Сегодня же люди очень внимательно к этому относятся.

Серьезным изменением стало появление CGI. Нет ничего, что бы вы не смогли сделать при помощи CGI, возможно все. В какой-то момент люди начали воспринимать эту сферу как угрозу традиционной фотографии. Я же всегда считал, что фотография и CGI идеально дополняют друг друга.

Одна из работ Давида. При создании этой картинки использовались как фотографии, так и 3D-модели

— Расскажи о своем самом сложном проекте. И почему он был самым сложным для тебя.

— Это было в 2016 году на заре применения lowpoly-моделинга в автомобильной индустрии. Я взялся за создание низкополигональной модели машины в высоком качестве. Это была невероятно сложная задача, но я должен был с ней справиться. У меня ушло две недели на исследования, попытки и поиски наилучшего решения. Могу сказать, что проделал отличную работу — результатом горжусь до сих пор.

— Я знаю, что в начале года вы с Димой и Максимом открыли свою студию в Германии. Как появилась эта идея?

— Я и Максим работаем вместе уже три года, а с Димой мы познакомились не так давно — в какой-то момент скопилось огромное количество работы и пришлось искать помощи. Дима согласился и подключился к проекту. Я был невероятно впечатлен качеством его работы.

Идея создать компанию и работать вместе появилась у Димы с Максимом, потом мы созвонились все вместе и просто приняли это решение. Должен сказать, что это было одним из лучших решений в моей жизни.

— Почему вообще ты решил делать свое, а не продолжил работать внутри компаний?

— Каждый из нас до сих пор работает над проектами для других студий. И очень здорово, что у каждого из нас были клиенты в тот момент, когда мы решили открыть студию. Но как студия мы можем выйти на новых клиентов и более крупные проекты. Такой формат позволяет так настроить рабочий процесс, как мы хотим.

Кроме того, мы всегда можем положиться друг на друга. Кому-то нужен отпуск? Остальные смогут поддержать и взять на себя текущие проекты. Когда ты сам по себе, то не можешь делегировать задачи кому-то еще.

Когда ты знаешь, что можешь положиться на кого-то, это помогает чувствовать себя более защищенным. Во многом это очень похоже на семью.

— Насколько сложно было запуститься? С какими проблемами столкнулись?

— Нужно понимать, что сложности с запуском Mondlicht Studios во многом были связаны с составом компании. Когда я основал свою собственную фирму в 2014 году, это заняло всего пару недель и немного времени на подготовку.

Другое дело, когда основателями компании являются два гражданина Германии, один из которых родился на Украине, и один гражданин России. Нас ждало много неожиданных проблем, начиная с языковых сложностей и заканчивая долгими разбирательствами с банками и юристами.

Но важно понимать, что кроме проблем с созданием фирмы как таковой, могут возникнуть и другие. Чаще всего они будут связаны с поиском клиентов — в начале это действительно самое сложное.

Если вы решили открыть бизнес и у вас нет клиентов, то следует позаботиться о капитале на первые шесть месяцев работы компании. Если по истечении этого времени у вас ничего не получится, то выходов два: связаться с другими компаниями и попросить принять участие в текущих проектах или сделать перерыв и попробовать снова через какое-то время.

— Студий на рынке много, конкуренция большая. В чем фишка вашей студии? Почему клиент должен прийти именно к вам?

— Наш совместный опыт в CGI превышает 40 лет. Кроме того, мы можем похвастать навыками, которые вы не найдете в других студиях. У кого-то из нас есть инженерный опыт, у кого-то — медицинское образование, у кого-то — журналистский и маркетинговый бэкграунд. Все вместе мы говорим на множестве языков: английском, немецком, русском, испанском, португальском и так далее.

Мы очень внимательно относимся к качеству нашей работы и всегда превосходим ожидания клиентов. Что не менее важно, мы умеем многое: от разработки идеи и концепции до финального продукта. Мы создаем рекламные изображения, CGI, проекты для VR и AR, анимацию, модели и многое другое.

Опыт специалистов студии Mondlicht Studios превышает 40 лет

— Как идет бизнес? Какие достижения, планы?

— Бизнес идет отлично, но, несмотря на это, мы еще в самом начале пути. Официально студия была основана в марте 2019 года. Тот факт, что у каждого из нас есть еще и свои клиенты, сильно облегчает процесс и работу.

В настоящий момент мы работаем нам множеством интересных и очень разнообразных проектов. Когда увидим, какое из направлений приносит нам больше клиентов и прибыли, то сосредоточимся на нем.

Мы хотим расти постепенно, чтобы не потерять ту атмосферу, которая сложилась у нас в компании, и вместе с тем важно, чтобы мы могли справиться с возрастающим количеством задач. У нас уже есть на примете несколько человек, которых хотим пригласить в команду.

Как начать работать в Mercedes

— Наших читателей больше всего интересует, как попасть в профессию. Не мог бы ты дать пару советов новичкам? Что нужно делать, чтобы стать серьезным профи?

Откройте глаза, посмотрите на мир вокруг себя и задайтесь вопросом, почему он именно такой. Видели ли вы какие-то странные вещи, которые не в состоянии объяснить? Попробуйте разобраться, докапывайтесь до сути вещей. Такой подход сделает вас большим профессионалом, чем вы надеялись стать. Когда я начал работать в Mercedes, я понял, как мало знаю об автомобилях. Работа в этой компании открыла мне глаза.

Изучите фотографию. Вам не нужно становиться фотографом, но вы должны понимать, как работает камера, какие бывают объективы, как те или иные настройки влияют на получаемое изображение.

Фотография — одно из хобби Давида

В CG вы всегда пытаетесь воссоздать реальность, а иногда и улучшить ее. Ваши изображения, композиция и творения должны выглядеть правдоподобно. Наше сознание само по себе способно отличить реальное от нереального.

Посмотрите новую версию фильма «Трон» и обратите внимание на сцену, в которой герой Джеффа Бриджеса сидит в своем виртуальном доме, а вокруг него летают частицы, взмывая от пола к потолку, бросая вызов гравитации. Эта сцена не выглядит неестественной, она прекрасна! Почему? Потому что это виртуальный компьютерный мир. Когда вы создаете для своего мозга правильные обстоятельства и ему не к чему придраться, он может поверить во что угодно.

Такой взгляд на мир облегчит вам жизнь и натренирует разум, но очень важно не забывать о практике. Мы все восхищаемся известными CG-специалистами, но кто-нибудь из вас задавался вопросом о том, почему они такие талантливые?

Я знал дизайнера, который рисовал по десять часов в день, сегодня он считается невероятно талантливым. Другой пример — концепт-художник, поставивший себе задачу создавать по одному концепту каждый день. Через несколько месяцев его навык стал просто невероятным.

Вы должны много тренироваться, но будьте аккуратны и всегда осознавайте свои пределы: жертвовать здоровьем — это всегда плохая идея.

Одна из последних работ Давида, вдохновленная творчеством музыканта-электронщика Mitch Murder

— С какого момента себя можно считать серьезным профессионалом?

— Вы профессионал, если вам платят деньги за то, что вы делаете. Профессиональному боксеру совсем не нужно выигрывать бой, чтобы получить оплату за свою работу.


Никогда нельзя останавливаться в своем развитии, даже когда сами видите, что ваши навыки можно считать достаточно продвинутыми.


— Что лучше: начать работать фрилансером или попытаться устроиться в студию?

— Это целиком и полностью зависит от ваших предпочтений и ожиданий. Фрилансер всегда более свободен, а наемный работник — более защищен. Мне кажется, что если работа приносит вам истинное удовольствие, то всегда интереснее идти своим путем. Когда вы наемный работник, вам всегда говорят, что и как нужно делать. Для человека, влюбленного в свою работу, это может стать большой проблемой.

Всегда нужно помнить о том, что мнение и желание вашего клиента очень важны, в противном случае вы вряд ли заработаете много денег. Даже если вы категорически не согласны с клиентом, то, работая на фрилансе, можете отказаться от проекта или завершить его и больше никогда не работать с этим заказчиком.

— Не так много студий предлагают стажировки для новичков. Как думаешь, почему?

— В Германии предлагают, и немало. Стажеры — это квалифицированная и при этом недорогая рабочая сила. Это то, что мне категорически не нравится в капиталистическом обществе. Многие компании берут на работу новичков за смешные деньги и выдают их работу за работу профессионалов своим клиентам. Легкие деньги для владельцев компаний. Это ужасно.

Если подумать, почему студии могут не предлагать стажировку, то у меня есть несколько версий. Если вы ответственно подходите к этому вопросу, вы должны понимать, что ваша задача — учить новичков. Это может быть очень сложно, учитывая общую нагрузку и количество работы.

Кроме того, некоторые компании заботятся о сохранности внутренних знаний и особенностей работы, которые могут выйти за стены студии в тот момент, когда их покинет стажер.

Также нежелание предоставлять стажировку может быть связано с определенными законами и юридическими сложностями. Этого достаточно, чтобы отказаться от идеи искать стажеров.

— Что нужно уметь и какое портфолио сделать, чтобы начать работать с клиентами уровня Mercedes? Как это вообще происходит?

— Есть только один способ — следить за вакансиями и отправлять резюме. Процесс устройства на работу в такие компании очень непростой, поэтому вам нужно дождаться открытия позиции, подать заявку, а потом надеяться на собеседование.

Проще получить постоянную должность во время или после стажировки, так что не отметайте и этот вариант.

Для того, чтобы на вас обратили внимание, нужно написать хорошее резюме и собрать портфолио. На собеседование в такие компании нужно приходить максимально подготовленным — узнайте все о компании и о том, чем она занимается.

— Стоит ли бомбить работодателей своими резюме или, наоборот, профессионально расти и ждать, что тебя как-то и так заметят?

— Вы можете показать студии свое портфолио несколько раз, но не нужно этого делать постоянно. Если вы завалите людей письмами, вас, скорее всего, просто проигнорируют. Это как болтать без умолку — рано или поздно перестанут обращать внимание.

Но разослать свое портфолио во все известные вам студии точно стоит. И не расстраивайтесь, если некоторые из них вам даже не ответят, такое случается. Просто сидеть и ждать работы — не самый лучший вариант. Да, иногда работа мечты буквально падает на вас с неба, но таких случаев — единицы.

Не забывайте, как важно общаться с людьми и заводить новые связи. Создавайте проекты для себя, пополняйте свое портфолио, создавайте коллаборации с другими специалистами. Иными словами, не останавливайтесь и ищите свой путь.

— А как сам считаешь, для творческого специалиста работа в крупной корпорации — это больше возможности или ограничения?

— Если вы настолько одаренный специалист, как директор по дизайну Mercedes Горден Вагенер, то у вас не будет ограничений даже внутри компании. Но чаще всего большие компании создают определенные рамки для своих сотрудников, в небольших студиях такие проблемы встречаются реже.

Блиц-опрос

— С каким брендом ты бы хотел поработать?

— Я бы с удовольствием поработал с музыкальными компаниями вроде Marshall, Fender, Gibson, PRS, DW Drums и так далее. Я люблю слушать музыку и создавать ее. Также с радостью поработаю с любым брендом, оказывающим позитивное влияние на наш мир.

Музыка — еще одно творческое увлечение Давида

— Чем бы ты занимался, если бы не CG?

— Садоводством, бухгалтерией, юриспруденцией, а может, стал бы наездником. Хотя больше всего в этом случае мне бы хотелось стать дипломатом.

— Последняя книга, прочитанная не по работе?

— Насколько я помню, «Гленнкилл» Леони Суонн.

— Какой город ты бы посоветовал посетить в Германии?

— Гейдельберг.

— Летом ты собираешься приехать в Россию. Что хочется посмотреть в первую очередь?

— Смоленск. Потом Москву и Санкт-Петербург. Еще мне бы хотелось съездить на самый юг и побывать в Сибири.

Курс

Рекламная Графика


Учебный курс от создателей самых живых и ярких иллюстраций на российском рынке. Вы прокачаете навыки в рекламной ретуши, техническом дизайне и CGI-графике, а еще — получите новую интересную профессию с высоким доходом.

Хочешь получать персональную подборку статей по дизайну?
Подпишись на рассылку Skillbox