«Современный плакат — это поиск своей индивидуальности и счастья»
Мы расспросили Петра Банкова о плакате для International Design Day, месте плаката в современном дизайне и о том, как сделать плакат профессией.
Пётр Банков.
Фото: архив Петра Банкова
Пётр Банков — пионер российского графического дизайна нового времени. Сооснователь студии «ДизайнДепо», получившей за годы работы более двухсот российских и международных наград, а также главный редактор и издатель журнала [кАк) — легендарного журнала о графическом дизайне.
Сейчас Пётр живёт в Праге и известен как один из ведущих российских художников-плакатистов.
Из интервью вы узнаете:
- как и зачем рисовать плакаты и кому это нужно;
- как связаны дизайн и искусство;
- можно ли плакатом заработать на жизнь;
- почему плакат — это спорт.
О сотрудничестве с Design Day и ico-D
Я делаю плакаты для ico-D вот уже пять лет. При этом все делают плакаты нормальные, достойные, как у взрослых, а у меня всё-всё как у учёного кота. Поэтому первый раз я им сделал а-ля стенсил-арт — глаза-трубы, глаза-колокольчики. Объяснил это так: «Ну, понимаете, единственное, что есть у дизайнера, ― колокольчик. Это глаз ― когда дизайнер видит этим глазом что-нибудь прекрасное, тот начинает звенеть». И они мне: «О да, чувак, ты просто крутыш!»
Единственное, что есть у дизайнера, — колокольчик. Это глаз — когда дизайнер видит этим глазом что-нибудь прекрасное, тот начинает звенеть.
Потом я делал плакат ко Всемирному женскому дню, ещё какому-то дню. А в этом году — «Дизайн для всех, и все для дизайна».
На эту работу уходит немного времени, без напряга, ну, и мне приятно, что такие люди — далеко сидящие, далеко смотрящие — говорят мне: «О-о-о, ты молодец!», приглашают в пожизненные члены ico-D, чем я очень горжусь.
О плакате этого года
Я взял умозрительно тему пяти разных рас — это как тема пяти олимпийских колец. Глаза взял африканские, носик — китайский, ушко… Забыл от кого, но тоже
от кого-то взял. В общем, пять разных элементов от пяти разных рас. Ну и солнце на заднем плане, потому что всем нам, каждому, светит солнце дизайна своими тёплыми лучиками. А буковки нарисовал карандашиком — максимально кривенькие, максимально ужасные и непохожие на нормальную взрослую типографику.
Всем нам, каждому, светит солнце дизайна своими тёплыми лучиками.
Собирал я это всё на компьютере, но все элементы, кроме кружочка сзади, сделанного в Illustrator, рисовал руками. И получилась с первого захода такая милая история. В итоге сделал штучек пять или шесть разных человеков разного формата — для Instagram*, баннеры, какие-то вставки.
О теме этого года: «Дизайн для всех и для каждого»
Это очень правильная тема, потому что очень много людей говорят о дизайне глупости. Например: «Графический дизайн никому не нужен», «Человек, который учится на графического дизайнера, будет нищим». Или даже так: «О-о, графический дизайн, его так много, что он вообще ничего не стоит!» Но это ерунда, потому что графический дизайн, если он хороший и интересный, как хорошо оплачивался, так хорошо и оплачивается. Это, скорее, общая рефлексия на тему того, что называется «мифы и легенды».
Я считаю, что дизайн всем нужен, — человечество не может жить без дизайна.
Потребность в графическом дизайне растёт — корпорации открывают новые отделы, связанные с дизайном графическим, промышленным. И я считаю, что дизайн всем нужен, — человечество не может жить без дизайна.
О месте современного плаката в мировом дизайне
Сегодня плакат пошёл по своему персональному пути. Во-первых, плакатный дизайн стал фабрикой идей и классических языков — если в прошлые 100 лет плакат был, скорее, дополнением к рекламным и PR-кампаниям, то в XXI веке он потерял это своё значение и стал способом проявить свою индивидуальность.
Через плакат можно достаточно быстро набрать творческую массу — научиться видеть, не бояться.
Через плакат можно достаточно быстро набрать творческую массу — научиться видеть, не бояться. Как правило, классическая школа дизайна учит именно бояться — всё должно идти через голову, быть хорошо продуманным, чтобы стоял запах вскипевшего мозга. А сейчас оказалось, что никому это всё — все эти красные лица, полные напряжения, — не нужно.
С переходом в XXI век исчезла грань между искусством и плакатом. Например, живопись сейчас берёт очень много из плаката — классические ходы, находки, типографику и каллиграфию. И это правильно — вытаскивай из плаката и используй в своей творческой нише. Стефан Бунди, он делает живописные плакаты десять лет, один другого краше, — сам пишет красками, сам ставит текст, и получается такой абсолютно свой узнаваемый стиль. Больше нет этой грани — где искусство, а где плакат.
О коммерческом потенциале плаката
Я могу сказать только про свой опыт. Я делаю коммерческие плакаты каждый месяц, и на это можно жить: хватает на колбаску, бензин, оплачивать студию, покупать удочки, в конце концов, и ловить карпов. Например, Pentagram часто приглашает плакатных звёзд на аутсорс и платит за плакат порядка двух тысяч евро.
Мне иногда заказывают каллиграфию для рекламных кампаний, платят от 500 до 3 500 евро за сет. Ко мне обращались австралийские The Monkees, недавно делал каллиграфический сет для алкоголя, в прошлом году для The Boilers — такой английский паб.
У меня покупают не услугу по созданию плаката, а мою «творческую ДНК».
Некоторые заказчики ко мне приходят из воздуха: «Петя, привет! Мы наблюдаем за вашим творчеством, у нас есть вот такой проект, не будете ли вы так добры за 2 500 евро сделать нам какую-нибудь штучку?» То есть у меня покупают не услугу по созданию плаката, а мою «творческую ДНК». Это один путь, по нему идти сложно.
Ещё есть разные дизайн-брокеры, то есть такие агрегаторы, сайты, которые собирают заявки. Там можно создавать портфолио. К кому-то оттуда приходят клиенты.
Какого-то прямого пути, по сути, нет — у каждого он будет свой. Единственное, что объединяет эти пути, — вера в будущее и лучшее. Но у всех по-разному эта вера оправдывается — у кого-то через полгода, у кого-то через пять лет, а у кого-то вообще никогда. Здесь нет чёткого рецепта — идти ли направо или налево, стоишь, как Илья Муромец перед камушком.
Как итог
Сегодня плакат — это спорт, он стал по форме спортом. Есть люди, которые по утрам бегают: тысячу лет человек убегал только от волка или опасности, а сейчас люди по своей воле надевают треники, кроссовки и с красными лицами куда-то бегут. Но они бегут не потому, что кто-то за ними гонится, а потому что это именно спорт — это полезно, это заставляет чувствовать себя в тонусе.
То же и с плакатом. Люди приходят в плакат не для того, чтобы денег заработать, а чтобы стать индивидуальным, чтобы почувствовать, что всё в твоих руках. По форме это похоже на спорт. А по содержанию это поиск своей индивидуальности и счастья.