Дизайн
#Интервью

От изобретения колеса до чипирования грибов: чем занимаются промышленные дизайнеры?

Ко Дню промышленного дизайна поговорили с Майей Прохоровой о дизайне настоящего, прошлого и будущего.

Colowgee для Skillbox

Майя Прохорова живёт и работает в Санкт-Петербурге. Обладатель ряда международных премий в области промышленного дизайна и многократный победитель конкурсов Red Dot Award, K-Design Awards, Design and Design International Awards, POPAI Design Awards.

Из интервью вы узнаете:


— Почему ты выбрала промышленный дизайн?

— Я художник в третьем поколении. Мои папа и дедушка ― художники, впоследствии они стали заниматься выставочным дизайном. Было много общения с папой, и здесь, я думаю, сыграло роль именно его воспитание: вместо кукол у меня были в основном машинки, техника, всякие конструкторы. Был металлический советский конструктор на болтиках ― я его очень любила. Очень важно, что тебя окружает в детстве.

— Но ты ведь серьёзно занималась ещё и музыкой?

— В пять лет я поступила в художественную и музыкальную школы. Затем хотела продолжить учиться в консерватории Гнесиных по специальности «Скрипка», но некоторые ограничения по здоровью ― а скрипка, поверьте, это серьёзная физическая нагрузка, ― и любовь к рисованию изменили планы. Поэтому после переезда в Петербург я поступила в академию Штиглица на факультет промышленного дизайна. После того как я побывала на европейских выставках и выиграла несколько конкурсов, поняла, что нужно пробовать реализовать свои концепции.

Tripod. Трёхколесный скутер для катания и передвижения предметов. Концепт. Приз Red Dot Concept Design Award 2015. Изображение: Майя Прохорова

— Ты начала участвовать в конкурсах ещё студенткой, какой это дало опыт?

— Для меня это соперничество, конкурентность в очень профессиональной и классной среде. Каждый конкурс — мотивация, определённый этап личностного и профессионального роста. Всё это очень важно для начинающих в профессии.

— Насколько востребован сегодня промышленный дизайн в России?

— Мне кажется, в России промышленный дизайн пока в зачаточном состоянии. Российских заказчиков не так много, а у меня их совсем нет ― в основном Запад. Но потребность растёт ― больше компаний думают о своём производстве и персональном дизайне. Понятно, что именно производство отдаётся на аутсорс в Китае, но тенденция такова, что промышленный дизайн здесь скоро будет гораздо востребованнее, это чувствуется.

— А кто тогда твои заказчики?

— Я сотрудничаю с компаниями из Азии, Америки, иногда ― Европы.

— Что они обычно заказывают?

— Часто гаджеты ― сейчас мы получили Red Dot Product Design за зубную щётку. Это не просто щётка, а целая система со стерилизатором и дорожным набором, паста заправляется прямо в ручку. Кроме ухода за зубами ещё одна задача продукта ― уменьшить количество используемой пасты и выбрасываемого пластика.

Nest Brush. Система для ухода за полостью рта. Призы Red Dot Product Design Award 2021, iF Design Award 2021. Изображение: Майя Прохорова

— А как сделать зубную щётку, если ты не стоматолог, а дизайнер?

— Во-первых, дизайн междисциплинарен, здесь сходятся естественные, технические и гуманитарные знания. С каждым заказом погружаешься в новые для себя области, разбираешься в новых технологиях, поскольку на форму продукта влияет множество факторов.

Во-вторых, вместе с дизайнером над объектом работают инженеры и конструкторы, которые проверяют, насколько этот дизайн жизнеспособен: почему так нельзя, или почему так красиво, но нужно изменить. Следом создаётся прототип.

— Как в промышленном дизайне сосуществуют красота и функциональность?

— Я считаю, что красота первична, потому что мы должны захотеть приобрести продукт ― ту же зубную щётку. Но у нас же у каждого уже есть щётка, почему мы должны захотеть купить новую? Первое, на что мы смотрим, ― как она выглядит.

Также важный аспект ― инновационность. Продукт должен быть современным, соответствовать трендам в новых материалах, быть экологичным, учитывая и экологичность в производстве. Чтобы «подружить» всё это, и нужен промышленный дизайнер.

— Есть ли в России сообщество промышленных дизайнеров?

— Думаю, что есть. Но это не совсем ко мне вопрос, поскольку я не состою и не знаю. Я живу в Петербурге, в основном общаюсь с профессионалами не из России — мои коллеги из других стран.

Pan. Концепт набора посуды. Изображение: Майя Прохорова

— А насколько развито зарубежное комьюнити?

— Зарубежное сообщество развито, но разделено ― каждый топит за своё и считает, что прав.

В Америке сообщество своё. Там смотрят на опыт зарубежных коллег, но в целом все тусовки локальные. В Европе тоже. Я много бывала на зарубежных фестивалях дизайна ― все как-то держатся обособленно и у каждого своя тема.

Во Франции считают, грубо говоря, что промышленный дизайн ― это красивые объекты с современным подходом и экологичными ресурсами производства, а в Америке промышленный дизайн ― это Apple. Дизайнеры из Италии на Milan Design Week в 2019 году вообще говорили: «Забудьте обо всём. Нужно выращивать грибы и пытаться наделить их чипами и умными мыслями, они за нас всё будут делать. Вот это ― промышленный дизайн». Они создают концепты на выращивании грибов: архитектурные элементы с грибами, разработка материалов.

— Подожди-подожди, грибы ― те, которые из грибниц растут?

— Да, это был павильон, выращенный из настоящих грибов. Это очень классно ― они коллаборируют, пытаются покопаться в земле и найти там ответ. Получаются интересные вещи. Хотя иногда и недоступные для понимания.

— У тебя, кстати, тоже много концептов. Бывало ли, что кто-то увидел концепт и решил его выпустить?

— Когда заказчики смотрят мои концепты, им что-то нравится, но для себя они хотят новое, что не появлялось в Сети и чего никто не видел. Заказчик вообще всё держит в тайне ― когда продукт выходит на рынок, он хочет эффекта «Вау!».

Мои концепты — это портфолио. Как-то пришёл заказ прямо из сингапурского музея Red Dot. Люди увидели на выставке в музее концепт акустической системы Phase 8
и пригласили меня в команду. Мы разработали новый продукт ― акустическую систему для общественных пространств.

Phase 8. Акустическая система. Концепт. Приз Red Dot Concept Design Award 2017. Изображение: Майя Прохорова

— Ты стараешься использовать экологичные материалы. Легко ли отказаться от неэкологичных?

— Очень сложно. Я начала создавать собственный бренд, и мой первый продукт ― сумка I am a bag ― получила Red Dot Product Design в этом году. Это уже не концепт, я решила самостоятельно «пройти все круги ада» от идеи до выпуска продукта ― проверить на личном опыте, как всё работает.

Конечно, интересно быть в тренде, поэтому я тоже использую экологичные материалы. У нас это очень сложно, поэтому, хотя производство и в России, материал привозим из Германии. Гораздо проще работать с чем-то неэкологичным ― в России это более распространено.

I am a bag. Самосборная сумка из листа экологичного бумажного материала. Приз Red Dot Product Design Award 2021. Изображение: Майя Прохорова

— Экологичность ― модный тренд?

— Да, экологичность ― это однозначно тренд, мне он очень нравится. Я рада, что наступило новое время ― очень много людей обратили внимание на проблему, и я тоже хочу внести свой вклад. Задача этой сумки ― сделать фешен-аксессуар экологичным: заменить кожаный материал на бумажный, сумка из которого при этом будет прочной и красивой.

Ещё мне импонирует переработанный пластик, его я тоже планирую использовать в работе. Пластик ― очень удобный материал. И проблема не в том, что он неэкологичный, а в том, как его перерабатывать и вторично использовать. Если брать уже отработанный пластик, то это отличный выбор.

Backpack Relax. Рюкзак-подушка для путешественников. Приз Red Dot Concept Design Award 2017. Изображение: Майя Прохорова

— В какую сторону сейчас движется промышленный дизайн?

— Интересный вопрос. Можно говорить о гибридности объектов, когда мы можем наделить что-то несколькими функциями. Например, мой концепт Relax-Backpack. Это гибрид подушки и рюкзака ― очень удобно в путешествии.

Ещё дизайн постепенно уходит от своего материального воплощения и переходит к интеграции с чем-то эфемерным. Нас окружает очень много продуктов, и когда ты покупаешь пятый электрический чайник, тебе в конце концов надоедает их менять. И возникает вопрос: насколько важен сам предмет, куда теперь двигаться?

Мы всегда говорили об эстетике, о форме, пытались сделать этот чайник ещё более красивым, более эргономичным, более удобным. На мой взгляд, сейчас это всё немного устаревшие понятия. Я бы сказала, наступило некое смутное время перехода на нечто новое, ещё не сформированное, может быть, несказанное. Время интеграции с чем-то нематериальным.

— Нематериальным?

— Возможно, в будущем чайник будет выглядеть совершенно иначе, потому что мы будем жить в мире с иной гравитацией, или же будет придуман совершенно иной способ подогрева воды. Я очень люблю думать о далёком будущем, представлять то, что сегодня невозможно. Наверное, в моём детстве научной фантастики было слишком много (смеётся).

Brick / концепт светильника. Изображение: Майя Прохорова

— А какое событие ты могла бы назвать революционным для промышленного дизайна?

— Создание колеса, например. Изобретение колеса ― ключ к техническому прогрессу, оно легло в основу множества ремёсел: гончарный круг, мельница, токарный станок. Это действительно прорыв!

Ещё винтовая резьба. Считается, что винт изобрёл древнегреческий математик и механик Архит Тарентский. Архимед придумал использовать винт для перемещения воды и сыпучих материалов. Сегодня винт ― главный элемент при соединении деталей, он используется почти во всех современных устройствах.

Без этих изобретений современная культура и дизайн были бы невозможны.


Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована