Дизайн
#Интервью

«Люди в поисках души: нужно искать то, что нейросетям не под силу»

Поговорили с Кариной Кино о том, как найти свой путь в иллюстрации, можно ли заработать на искусстве и зачем делиться знаниями.

Фото: предоставлено Кариной Кино

Карина Кино не входит в иллюстраторские тусовки, её имя не мелькает в популярных пабликах и не вирусится в соцсетях. Её бренд — это такой закрытый клуб, в котором живут удивительные звери, на спортивных свитшотах расцветают бутоны, а цифровая иллюстрация перемежается с акварелью, вышивкой и ассамбляжем.

Мы встретились с Кариной, чтобы поговорить с ней:


Карина Кино

Художник, иллюстратор. В прошлом ведущий дизайнер Disney Russia, а сейчас — создательница бренда авторской одежды Karina Kino и собственной школы иллюстрации «Добрая школа». Автор книги «Настольная книга художника».

― Расскажи, как ты начала заниматься иллюстрацией?

― Я рисовала всегда, в детстве придумывала всяких клёвых персонажей, животных. Не помню себя не рисующей — это была всегда важная часть моей жизни. Поэтому я пошла учиться в художественную школу, затем в институт. Но, несмотря на то, что я училась на графическом дизайне в Строгановке и наш факультет был эдаким Баухаусом, у нас всё равно было много академического рисунка и живописи. Они меня сбивали с толку: я не понимала этих предметов и была совсем под них не заточена. Это был сложный период.

Фото: предоставлено Кариной Кино

― Как ты с этим справлялась?

― Параллельно с учёбой я много ходила на вечеринки, тусовалась с диджеями, с Flammable Beats. Я всегда тяготела к субкультурам. И граффити-художники показали мне, что искусство может быть таким, как я люблю, ― чтобы всё было весело.

Сейчас они уважаемые люди, которые продаются в галереях, а 20 лет назад это был абсолютный андеграунд. И вместе с ними я стала рисовать персонажей, что-то более близкое к иллюстрации — параллельно с учёбой. На одной тусовке я познакомилась с журналом Jalouse, и они предложили сотрудничать. Кажется, мне было лет семнадцать. Сейчас это забавно вспоминать.

Иллюстрация для книги «Большая книга зверей»
Фото: предоставлено Кариной Кино

В те времена большинство иллюстраторов сотрудничало с глянцем: я стала рисовать для Jalouse, потом для Yes! То есть тот стиль, на который меня вдохновили граффити-художники, реализовывала в иллюстрации вместе с журналами.

Художники очень часто имеют склонность к бунтарству и нонконформизму, это нормально. Поэтому я хотела бы мам будущих художников успокоить: если они видят, что их подросток не похож на всех, то это скорее хорошо, чем плохо.

Тогда ещё не было соцсетей, но поскольку я много общалась, то знакомства стали у меня появляться быстро и я легко вошла в индустрию глянцевых журналов. Мой стиль тогда был совсем другим ― чем-то андеграундным. Я много путешествовала — у меня были выставки в Германии, менеджеры в Берлине, и на меня сильно повлияла западная культурная среда. Так я и продолжила и до сего дня этим занимаюсь.

― Что оказалось самым сложным в работе коммерческого иллюстратора?

Изображение: предоставлено Кариной Кино

― Я вошла в индустрию глянца как независимый художник, субкультурщик. И она меня поглотила — мне стали давать заказы, а поскольку я была студентом, то брала их все подряд. В итоге в какой-то момент я оказалась в замкнутом круге: кажется, что если ты будешь много работать, то много и заработаешь. Но на самом деле с таким подходом трудно выйти на новый уровень. Ты рисуешь на заказ, но у тебя, по сути, нет своего имени, без дополнительных усилий ты можешь просто пополнить плеяду безликих иллюстраторов.

У заказчика нет цели развивать тебя как художника, ты существуешь только в парадигме «заказчик — иллюстратор». Я сейчас сама как «заказчик самой себя» в целом понимаю подход, когда хотят заплатить мало, но получить некий продукт. Это абсолютно коммерческая история.

Однажды для, кажется, «Твоё» я нарисовала за месяц 300 принтов, естественно, в таком количестве невозможно их полноценно прорисовать, проработать. Из-за такой нагрузки у меня случился экзистенциальный кризис — я поняла, что это горизонтальное скольжение. Мне всегда была очень важна вертикаль, развитие. И я решила остановиться, волевым усилием сказав себе: «Всё, я больше не беру заказы, я хочу выйти на новый уровень и развиваться, создать собственный продукт».

Это совпало ещё с тем, что я вышла замуж, у меня появился финансовый буфер.

― Ты известна во многом благодаря своим растительным принтам. Как ты пришла к этой теме?

Паттерн для бренда одежды Karina Kino
Изображение: «Добрая школа»

― Взяв паузу, я пошла учиться в МГУ на садовода. Это был супердерзкий ход, потому что такое годовое обучение никак не соотносится с рисованием. Но меня это очень круто прокачало.

Я год тусовалась в МГУ с ботаниками — вообще в другой среде, никак не связанной с иллюстрацией. И у меня открылся какой-то портал: я год учила болезни растений, а потом обнаружила, что здорово научилась эти растения рисовать. Это интересно, потому что в художественной школе, вузе классическое, очень антропоцентрическое обучение: вообще нет растений, животных.

Паттерн для бренда одежды Karina Kino
Изображение: «Добрая школа»

Осознав себя заново, в том числе благодаря обучению садоводству, я решила, что готова начать с нуля. Потому что всё, что я делала до этого, мне никак не помогало, у меня не было никакого портфолио. Но теперь оно мне стало и не нужно, я решила выходить на новый уровень. Я оставила какие-то заказы, продолжила сотрудничать с Disney. Но было ясно: чтобы делать то, что мне хочется, я должна стать заказчиком для самой себя.

Паттерн на детскую тему
Фото: предоставлено Кариной Кино

― И тогда ты решила открыть своё дело?

― Да, для этого мне нужно было организовать свой бренд: я вложила все накопления, что у меня были, и начала работать. Я сделала с нуля инстаграм*, и он вызвал большой интерес, у меня появились покупатели. Поработав на Западе, я видела, что там очень много иллюстраторов. В России же засветиться гораздо проще.

Если ты заказчик сам для себя, то можешь себе позволить нестандартные задачи. Я понимаю, почему со стороны бизнеса требуют определённый формат ― задача сделать продукт, который гарантированно продастся. Но для художника задача ― саморазвитие. Это в какой-то степени духовный путь, это не про деньги. Если ты будешь рисовать и думать, сколько ты на этом заработаешь, то есть опасность, что результат работы будет вторичен.

Мне кажется, сейчас проблема в том, что общество очень коммерциализировано. Ко мне на курс приходят люди и сразу спрашивают: «Как заработать? Как сделать так, чтобы меня кормило искусство?» Я объясняю, что искусство, скорее всего, потребует немало вложений. Это не то занятие, которое вообще стоит рассматривать в контексте заработка. Можно, конечно, быть техническим иллюстратором, но на этом много заработать не получится. Если хватит сил, внутреннего стержня и одухотворения, чтобы пойти в никуда и начать решать именно эстетические задачи, то вознаграждение будет в десять раз больше. Но при этом не стоит ждать мгновенного результата.

― Как выбрать свою тему, стиль в иллюстрации, нужно ли это?

Фото: предоставлено Кариной Кино

― Конечно, нужно. Без этого, можно сказать, ты и не иллюстратор. Мне кажется, что стиль и твоя самоидентификация в мире иллюстрации должны быть честными и искренними, это должно быть проявлением тебя самого. Я с детства интересовалась животными и вообще миром природы, была фанатом Джеральда Даррелла, Джека Лондона.

Мой пример про обучение садоводству, как я думаю, очень показателен: из искреннего увлечения растениями получилась ботаническая тема. Поэтому если спросить у меня совета, то я скажу, что нужно просто обратиться к себе.

Обои с принтом Карины Кино
Фото: предоставлено Кариной Кино

Чтобы стать иллюстратором со своим стилем, для начала нужно проявиться в обычной жизни, разрешить себе быть собой настоящей. Не копией других, а самой собой. Потому что, только поняв, кто ты, получится это выразить в иллюстрации. Может быть, ты на самом деле любишь летучих мышей, может быть, ты такая Уэнсдэй, но тебя заставили надевать розовое. Если ты живёшь не своей жизнью, то и творчество будет не твоё.

Заказчики тоже это чувствуют: если ты рисуешь принт от себя, от души, они его покупают. А если рисуешь «на отвали», то есть просто чтобы получить гонорар, то результат никому не нравится. Творчество ― это язык, на котором ты можешь говорить. Если тебе нечего рассказать, то, естественно, у тебя не будет и творчества.

― Как ты могла бы обозначить разницу между аналоговой и диджитал-иллюстрацией?

Работа над иллюстрацией на Wacom Cintiq
Фото: «Добрая школа»

― Чем хорош диджитал ― он позволяет быстро получать гарантированный результат. Условно, если сравнивать Procreate и акварель, то на последнюю у тебя может уйти два дня, а в Procreate уложишься за 15 минут.

С помощью искусственного интеллекта уже создают даже обложки для книг. Цифровизация среды намекает, что нужно искать то, что нейросетям не под силу.

Ручные техники выглядят эффектнее, интереснее и оригинальнее. Диджитал-иллюстрации все похожи друг на друга в какой-то степени. Если же выберешь какой-то суперкрафтовый аналоговый аутентичный стиль, то гораздо больше шансов стать узнаваемым.

Паттерн с океаническими существами
Изображение: «Добрая школа»

Я вообще сейчас вижу тренд — многие западные художники чуть ли не из репы краски сами делают. DIY, крафтовые аналоговые штучки стали очень популярны. И понятно почему — люди в поиске души. И как раз в ручных техниках она есть.

― Когда ты создаёшь коллекции принтов для одежды, ты опираешься на какие-то тренды?

Платье бренда одежды Karina Kino
Фото: предоставлено Кариной Кино

― Если говорить формально — зная российский климат и покупателей, исхожу из того, что на зиму нужны тёмные принты, а на весну — светлые.

Больше ни на какие тренды я особо не ориентируюсь. Например, есть сайты с прогнозами, где ты можешь купить доступ за бешеные деньги. Disney так и делал, чтобы узнать тренды на следующий сезон. Я же ориентируюсь на собственные внутренние течения. Мой личный тренд, например, — полевые травы. И уже который сезон я их исследую.

― Ты иногда делишься историями, как у тебя воруют принты. Есть ли способы себя от такого защитить?

― По моему опыту, это невозможно. Нужно просто с этим смириться. Я сначала пыталась бороться, у меня были юристы, но потом поняла, что это требует столько сил и денег, что легче просто нарисовать новое.

Ткань с авторским рисунком для бренда одежды Karina Kino
Фото: «Добрая школа»

Вообще, воровство разделяется на два типа. Первый ― когда у тебя крадут сам принт, у меня такое было с непроверенными печатниками: ты отправляешь эскиз на печать, и они начинают использовать его без тебя. То есть это реально воры.

И второй вариант, когда люди не используют мой принт из файла, но рисуют очень похожие вещи. И это спорный момент — это не воровство как таковое, но копирование на грани воспроизведения.

Свитшот бренда одежды Karina Kino
Фото: предоставлено Кариной Кино

С этим я тоже ничего не делаю, потому что такое случается, например, с моими ученицами. И мне кажется, что это нормально, пройдя какой-то курс, быть под его влиянием. Даже у Леонардо были леонардески. Вообще, когда начинаешь преподавать, твой стиль тебе не принадлежит полностью — ты его раздаёшь.

― Расскажи о своей «Доброй школе», почему ты решила её создать?

― Если в 20 лет у меня была возможность рисовать круглыми сутками, то сейчас, имея двух детей, я не могу не спать всю ночь, и у меня остаётся мало времени. Но я вижу, что, когда учу других людей, в какой-то мере они становятся моими руками. И я создаю такое суперсущество с моим мозгом и кучей чужих рук, которые творят штуки даже круче, чем я.

Ты как дерево. Твой плод упал в землю, а из него выросли, отпочковались новые растения с новым генетическим кодом. И тебе уже не нужно выращивать сотни яблок самому, потому что новые деревья дадут их тысячу.

Когда ты видишь, как растёт эта сеть, то понимаешь, что время ― ограниченный ресурс. Я не знаю, сколько у меня его есть в запасе, но нужно использовать это время максимально эффективно. Может, завтра метеорит упадёт. И я чувствую, что делиться информацией ― это даже важнее, чем рисовать.

Фото: предоставлено Кариной Кино

У нас в школе есть творческие чаты. Казалось бы, люди в них должны получать от меня знания. Но в итоге я и сама там учусь, ведь тоже знаю не всё, а в чатах делятся советами. Это очень крутое обогащение и супермотивирующая история для меня.

Снимая уроки, я очень развиваюсь как художник: тестирую новые материалы, читаю и готовлюсь к лекциям. Это вдохновляет. На самом деле очень многие популярные работы я создала именно для видеоуроков — это гораздо интереснее, чем просто сидеть и что-то рисовать. Поэтому за время существования школы я и сама неимоверно выросла.

― Для тебя важно комьюнити?

Изображение: «Добрая школа»

― У меня, так исторически сложилось, друзья ― это рэперы и граффити-художники. А моё собственное комьюнити ― моя школа.

Наверняка в российской среде есть сообщества, просто я ничего не знаю о них, не пересекаюсь. Когда-то пробовала участвовать в маркетах, но у меня там начинаются панические атаки. Это особенность психики, и многие художники, думаю, такие же. Поэтому организоваться в комьюнити для нас — сложный процесс.

В основном я общаюсь с заказчиками и своими ученицами. В коммуникации для меня важно не получить 500 тысяч лайков. Мне важно то, что я знаю, и важно этим знанием делиться.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!

Читайте также:

Научитесь: Профессия Коммерческий иллюстратор Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована