«Люди в поисках души: нужно искать то, что нейросетям не под силу»
Поговорили с Кариной Кино о том, как найти свой путь в иллюстрации, можно ли заработать на искусстве и зачем делиться знаниями.
Фото: предоставлено Кариной Кино
Карина Кино не входит в иллюстраторские тусовки, её имя не мелькает в популярных пабликах и не вирусится в соцсетях. Её бренд — это такой закрытый клуб, в котором живут удивительные звери, на спортивных свитшотах расцветают бутоны, а цифровая иллюстрация перемежается с акварелью, вышивкой и ассамбляжем.
Мы встретились с Кариной, чтобы поговорить с ней:
- как попасть в глянец и как вовремя остановиться;
- как найти свою тему и себя в иллюстрации;
- нужно ли следовать трендам;
- можно ли защитить себя от воровства;
- зачем передавать свои знания другим.
― Расскажи, как ты начала заниматься иллюстрацией?
― Я рисовала всегда, в детстве придумывала всяких клёвых персонажей, животных. Не помню себя не рисующей — это была всегда важная часть моей жизни. Поэтому я пошла учиться в художественную школу, затем в институт. Но, несмотря на то, что я училась на графическом дизайне в Строгановке и наш факультет был эдаким Баухаусом, у нас всё равно было много академического рисунка и живописи. Они меня сбивали с толку: я не понимала этих предметов и была совсем под них не заточена. Это был сложный период.
― Как ты с этим справлялась?
― Параллельно с учёбой я много ходила на вечеринки, тусовалась с диджеями, с Flammable Beats. Я всегда тяготела к субкультурам. И граффити-художники показали мне, что искусство может быть таким, как я люблю, ― чтобы всё было весело.
Сейчас они уважаемые люди, которые продаются в галереях, а 20 лет назад это был абсолютный андеграунд. И вместе с ними я стала рисовать персонажей, что-то более близкое к иллюстрации — параллельно с учёбой. На одной тусовке я познакомилась с журналом Jalouse, и они предложили сотрудничать. Кажется, мне было лет семнадцать. Сейчас это забавно вспоминать.
В те времена большинство иллюстраторов сотрудничало с глянцем: я стала рисовать для Jalouse, потом для Yes! То есть тот стиль, на который меня вдохновили граффити-художники, реализовывала в иллюстрации вместе с журналами.
Художники очень часто имеют склонность к бунтарству и нонконформизму, это нормально. Поэтому я хотела бы мам будущих художников успокоить: если они видят, что их подросток не похож на всех, то это скорее хорошо, чем плохо.
Тогда ещё не было соцсетей, но поскольку я много общалась, то знакомства стали у меня появляться быстро и я легко вошла в индустрию глянцевых журналов. Мой стиль тогда был совсем другим ― чем-то андеграундным. Я много путешествовала — у меня были выставки в Германии, менеджеры в Берлине, и на меня сильно повлияла западная культурная среда. Так я и продолжила и до сего дня этим занимаюсь.
― Что оказалось самым сложным в работе коммерческого иллюстратора?
― Я вошла в индустрию глянца как независимый художник, субкультурщик. И она меня поглотила — мне стали давать заказы, а поскольку я была студентом, то брала их все подряд. В итоге в какой-то момент я оказалась в замкнутом круге: кажется, что если ты будешь много работать, то много и заработаешь. Но на самом деле с таким подходом трудно выйти на новый уровень. Ты рисуешь на заказ, но у тебя, по сути, нет своего имени, без дополнительных усилий ты можешь просто пополнить плеяду безликих иллюстраторов.
У заказчика нет цели развивать тебя как художника, ты существуешь только в парадигме «заказчик — иллюстратор». Я сейчас сама как «заказчик самой себя» в целом понимаю подход, когда хотят заплатить мало, но получить некий продукт. Это абсолютно коммерческая история.
Однажды для, кажется, «Твоё» я нарисовала за месяц 300 принтов, естественно, в таком количестве невозможно их полноценно прорисовать, проработать. Из-за такой нагрузки у меня случился экзистенциальный кризис — я поняла, что это горизонтальное скольжение. Мне всегда была очень важна вертикаль, развитие. И я решила остановиться, волевым усилием сказав себе: «Всё, я больше не беру заказы, я хочу выйти на новый уровень и развиваться, создать собственный продукт».
Это совпало ещё с тем, что я вышла замуж, у меня появился финансовый буфер.
― Ты известна во многом благодаря своим растительным принтам. Как ты пришла к этой теме?
― Взяв паузу, я пошла учиться в МГУ на садовода. Это был супердерзкий ход, потому что такое годовое обучение никак не соотносится с рисованием. Но меня это очень круто прокачало.
Я год тусовалась в МГУ с ботаниками — вообще в другой среде, никак не связанной с иллюстрацией. И у меня открылся какой-то портал: я год учила болезни растений, а потом обнаружила, что здорово научилась эти растения рисовать. Это интересно, потому что в художественной школе, вузе классическое, очень антропоцентрическое обучение: вообще нет растений, животных.
Осознав себя заново, в том числе благодаря обучению садоводству, я решила, что готова начать с нуля. Потому что всё, что я делала до этого, мне никак не помогало, у меня не было никакого портфолио. Но теперь оно мне стало и не нужно, я решила выходить на новый уровень. Я оставила какие-то заказы, продолжила сотрудничать с Disney. Но было ясно: чтобы делать то, что мне хочется, я должна стать заказчиком для самой себя.
― И тогда ты решила открыть своё дело?
― Да, для этого мне нужно было организовать свой бренд: я вложила все накопления, что у меня были, и начала работать. Я сделала с нуля инстаграм*, и он вызвал большой интерес, у меня появились покупатели. Поработав на Западе, я видела, что там очень много иллюстраторов. В России же засветиться гораздо проще.
Если ты заказчик сам для себя, то можешь себе позволить нестандартные задачи. Я понимаю, почему со стороны бизнеса требуют определённый формат ― задача сделать продукт, который гарантированно продастся. Но для художника задача ― саморазвитие. Это в какой-то степени духовный путь, это не про деньги. Если ты будешь рисовать и думать, сколько ты на этом заработаешь, то есть опасность, что результат работы будет вторичен.
Мне кажется, сейчас проблема в том, что общество очень коммерциализировано. Ко мне на курс приходят люди и сразу спрашивают: «Как заработать? Как сделать так, чтобы меня кормило искусство?» Я объясняю, что искусство, скорее всего, потребует немало вложений. Это не то занятие, которое вообще стоит рассматривать в контексте заработка. Можно, конечно, быть техническим иллюстратором, но на этом много заработать не получится. Если хватит сил, внутреннего стержня и одухотворения, чтобы пойти в никуда и начать решать именно эстетические задачи, то вознаграждение будет в десять раз больше. Но при этом не стоит ждать мгновенного результата.
― Как выбрать свою тему, стиль в иллюстрации, нужно ли это?
― Конечно, нужно. Без этого, можно сказать, ты и не иллюстратор. Мне кажется, что стиль и твоя самоидентификация в мире иллюстрации должны быть честными и искренними, это должно быть проявлением тебя самого. Я с детства интересовалась животными и вообще миром природы, была фанатом Джеральда Даррелла, Джека Лондона.
Мой пример про обучение садоводству, как я думаю, очень показателен: из искреннего увлечения растениями получилась ботаническая тема. Поэтому если спросить у меня совета, то я скажу, что нужно просто обратиться к себе.
Чтобы стать иллюстратором со своим стилем, для начала нужно проявиться в обычной жизни, разрешить себе быть собой настоящей. Не копией других, а самой собой. Потому что, только поняв, кто ты, получится это выразить в иллюстрации. Может быть, ты на самом деле любишь летучих мышей, может быть, ты такая Уэнсдэй, но тебя заставили надевать розовое. Если ты живёшь не своей жизнью, то и творчество будет не твоё.
Заказчики тоже это чувствуют: если ты рисуешь принт от себя, от души, они его покупают. А если рисуешь «на отвали», то есть просто чтобы получить гонорар, то результат никому не нравится. Творчество ― это язык, на котором ты можешь говорить. Если тебе нечего рассказать, то, естественно, у тебя не будет и творчества.
― Как ты могла бы обозначить разницу между аналоговой и диджитал-иллюстрацией?
― Чем хорош диджитал ― он позволяет быстро получать гарантированный результат. Условно, если сравнивать Procreate и акварель, то на последнюю у тебя может уйти два дня, а в Procreate уложишься за 15 минут.
С помощью искусственного интеллекта уже создают даже обложки для книг. Цифровизация среды намекает, что нужно искать то, что нейросетям не под силу.
Ручные техники выглядят эффектнее, интереснее и оригинальнее. Диджитал-иллюстрации все похожи друг на друга в какой-то степени. Если же выберешь какой-то суперкрафтовый аналоговый аутентичный стиль, то гораздо больше шансов стать узнаваемым.
Я вообще сейчас вижу тренд — многие западные художники чуть ли не из репы краски сами делают. DIY, крафтовые аналоговые штучки стали очень популярны. И понятно почему — люди в поиске души. И как раз в ручных техниках она есть.
Читайте также:
― Когда ты создаёшь коллекции принтов для одежды, ты опираешься на какие-то тренды?
― Если говорить формально — зная российский климат и покупателей, исхожу из того, что на зиму нужны тёмные принты, а на весну — светлые.
Больше ни на какие тренды я особо не ориентируюсь. Например, есть сайты с прогнозами, где ты можешь купить доступ за бешеные деньги. Disney так и делал, чтобы узнать тренды на следующий сезон. Я же ориентируюсь на собственные внутренние течения. Мой личный тренд, например, — полевые травы. И уже который сезон я их исследую.
― Ты иногда делишься историями, как у тебя воруют принты. Есть ли способы себя от такого защитить?
― По моему опыту, это невозможно. Нужно просто с этим смириться. Я сначала пыталась бороться, у меня были юристы, но потом поняла, что это требует столько сил и денег, что легче просто нарисовать новое.
Вообще, воровство разделяется на два типа. Первый ― когда у тебя крадут сам принт, у меня такое было с непроверенными печатниками: ты отправляешь эскиз на печать, и они начинают использовать его без тебя. То есть это реально воры.
И второй вариант, когда люди не используют мой принт из файла, но рисуют очень похожие вещи. И это спорный момент — это не воровство как таковое, но копирование на грани воспроизведения.
С этим я тоже ничего не делаю, потому что такое случается, например, с моими ученицами. И мне кажется, что это нормально, пройдя какой-то курс, быть под его влиянием. Даже у Леонардо были леонардески. Вообще, когда начинаешь преподавать, твой стиль тебе не принадлежит полностью — ты его раздаёшь.
― Расскажи о своей «Доброй школе», почему ты решила её создать?
― Если в 20 лет у меня была возможность рисовать круглыми сутками, то сейчас, имея двух детей, я не могу не спать всю ночь, и у меня остаётся мало времени. Но я вижу, что, когда учу других людей, в какой-то мере они становятся моими руками. И я создаю такое суперсущество с моим мозгом и кучей чужих рук, которые творят штуки даже круче, чем я.
Ты как дерево. Твой плод упал в землю, а из него выросли, отпочковались новые растения с новым генетическим кодом. И тебе уже не нужно выращивать сотни яблок самому, потому что новые деревья дадут их тысячу.
Когда ты видишь, как растёт эта сеть, то понимаешь, что время ― ограниченный ресурс. Я не знаю, сколько у меня его есть в запасе, но нужно использовать это время максимально эффективно. Может, завтра метеорит упадёт. И я чувствую, что делиться информацией ― это даже важнее, чем рисовать.
У нас в школе есть творческие чаты. Казалось бы, люди в них должны получать от меня знания. Но в итоге я и сама там учусь, ведь тоже знаю не всё, а в чатах делятся советами. Это очень крутое обогащение и супермотивирующая история для меня.
Снимая уроки, я очень развиваюсь как художник: тестирую новые материалы, читаю и готовлюсь к лекциям. Это вдохновляет. На самом деле очень многие популярные работы я создала именно для видеоуроков — это гораздо интереснее, чем просто сидеть и что-то рисовать. Поэтому за время существования школы я и сама неимоверно выросла.
― Для тебя важно комьюнити?
― У меня, так исторически сложилось, друзья ― это рэперы и граффити-художники. А моё собственное комьюнити ― моя школа.
Наверняка в российской среде есть сообщества, просто я ничего не знаю о них, не пересекаюсь. Когда-то пробовала участвовать в маркетах, но у меня там начинаются панические атаки. Это особенность психики, и многие художники, думаю, такие же. Поэтому организоваться в комьюнити для нас — сложный процесс.
В основном я общаюсь с заказчиками и своими ученицами. В коммуникации для меня важно не получить 500 тысяч лайков. Мне важно то, что я знаю, и важно этим знанием делиться.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Тренды в иллюстрации: чем запомнился 2022‑й
- Великие книги с иллюстрациями известных художников
- Пять книг с вдохновляющими иллюстрациями
- Пять техник для иллюстрации
- Интервью с Петром Банковым: «Современный плакат — это поиск своей индивидуальности и счастья»