Как устроена профессия художника-иллюстратора
От первых фресок до диджитал-иллюстрации: чем занимались художники на протяжении веков.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Художник-иллюстратор — одна из самых традиционных профессий в современном цифровом мире, только вместо карандашей и красок у него в руках планшет и стилус. В последнее время стало популярно называться digital artist, то есть цифровой или диджитал-художник.
Этот термин совсем новый и появился благодаря распространению онлайн-инструментов для работы с изображениями и иллюстрациями: Illustrator, Photoshop, Procreate, After Effects и прочих.
Чисто теоретически создать качественную и готовую к производству иллюстрацию сейчас может даже ребёнок, научившись работать в Procreate или задав подходящий промпт в Kandinsky, Midjourney и других нейросетях.
Современные технологии делают вход в профессию более доступным, но именно из-за этого конкуренция среди художников-иллюстраторов так высока. Чтобы преуспеть в этой творческой профессии, нужно быть на острие технологий, развивать личный бренд и быть готовым не переставать учиться.
История профессии иллюстратора
Первыми профессиональными художниками-иллюстраторами, наверное, были резчики по камню и живописцы, наносившие изображения на стены.
Первая известная такая работа была выполнена мастером или группой мастеров пять с половиной тысяч лет назад в богатой усыпальнице в Египте и представляла собой карту местности, в которой жил погребённый.
В разных культурах стены храмов, дворцов и усыпальниц иллюстрировались сюжетами легенд, деяний богов и правителей, интерьеры дворцов украшались изображениями мифических фигур, пейзажей и знаменитых боёв. Их главной задачей было рассказать конкретную историю, которую люди не могли узнать где-то ещё.
С появлением бумаги писцы и монахи начали постепенно иллюстрировать сюжеты Библии, Вед, Камасутры и других популярных книг.
Риск ошибки при работе с бумагой был очень велик, поэтому, прежде чем приступить к работе над настоящими книгами, будущие мастера годами тренировались, выполняя рутинные задачи. Работа над каждой книгой занимала несколько месяцев или даже лет, поэтому они могли успеть отточить мастерство, найти новые способы работы с фигурами и красками, обменяться опытом с коллегами по ремеслу.
Если в III–II веках до нашей эры иллюстрации книг Библии были довольно примитивны, то уже к Средним векам книги были полны красочных иллюстраций и орнаментов на каждой странице.
С появлением книгопечатания, а затем и печатных машин, иллюстрация вышла на новый уровень. Теперь заказчики могли договариваться о большем количестве иллюстраций и оплачивать их деньгами, вырученными от массового производства книг.
В этот момент появляется печать не только памфлетов и книг, но и учебных пособий, инструкций и прочей технической литературы. С ними в мир Нового времени приходит подробная научная иллюстрация, которая стала одной из косвенных причин научного прогресса: когда тысяча учёных по всей Европе одновременно видит открытие своего коллеги, в другом конце континента может случиться новое.
К XIX веку иллюстрация стала выходить из профессиональной среды к массовому читателю. Первая иллюстрированная книга была напечатана в 1829 году в Лондоне. К концу века массово уже печатались иллюстрированные газеты, брошюры, упаковки, афиши, открытки и прочее, что сейчас кажется нам уже максимально устаревшим.
Где могут работать иллюстраторы
Сейчас художники-иллюстраторы могут работать в разных индустриях: от издательского дела и рекламы до компьютерных игр и кино. Их главная задача — не переиспользовать готовые шаблоны, а создать уникальный объект, будь то персонаж для бренда молочной продукции, иллюстрации для детской книжки или набор стикеров для известного музыкального фестиваля.
В целом же современные цифровые художники отвечают за передачу через визуал определённой эмоции.
Если раньше художники-иллюстраторы специализировались на конкретных стилях и носителях (книги, открытки, буклеты и прочее), то сейчас перейти из одной индустрии в другую относительно легко: нужно освоить подходящие программы и узнать специфику получения заказов в отрасли. Хотя начинать лучше, конечно, с азов — двухмерных изображений.
В целях понимания особенностей современной иллюстрации как профессии можно заглянуть на сайт главной премии World Illustration Awards. Помимо традиционных категорий, там есть и довольно необычные, например интерьерные муралы, репортажная иллюстрация, печати и штампы, медицинская иллюстрация.
Конечно, они менее распространены, чем логотипы, персонажи или обложки книг, но каждая из них ― это своя ниша, со своими принципами работы, постоянными заказчиками и звёздами.
Чисто технически современные иллюстрации можно разделить на несколько больших категорий:
- иллюстрации для продуктов и брендов: разработка персонажей и иллюстраций для упаковки, оформления интерьеров и сайтов;
- флэт- или изометрические иллюстрации для журналов, рекламы, модной индустрии и так далее;
- иллюстративные элементы для онлайн-продуктов: иконки, пиктограммы, леттеринг и прочие;
- книжная иллюстрация и сторителлинг;
- анимационные персонажи, стоп-моушн, AR/VR-анимация, геймдизайн;
- айдентика для маркетинга: изображения для соцсетей, стикеров, буклетов, мерча и прочего.
Коллаборации художников-иллюстраторов и крупных брендов
Часто иллюстраторов привлекают, чтобы сделать «вишенку на торте» ― запоминающийся визуал, который выделит определённый продукт или проект из серии похожих.
Например, большие коммуникационные агентства делают коллабы с иллюстраторами, чтобы сделать новогоднюю упаковку для туалетной воды Bvlgari или несколько анимационных иллюстраций для соцсетей и сайта на юбилей Vans.
Частая задача иллюстраторов ― не просто придумать что-то с нуля, а переосмыслить уже существующий продукт или проект.
Например, чтобы сделать серию книг про Гарри Поттера более привлекательной для покупки взрослой аудиторией, издательство привлекло художника-иллюстратора, который создаёт на страницах книги целые готические миры.
Классический пример работы художника с упаковкой ― редизайн Chupa Chups Сальвадором Дали. В середине прошлого века владелец компании Chupa Chups, к тому времени уже существовавшей несколько лет, задумал выйти на новые рынки и для этого хотел сделать конфету более заметной среди других.
Новый дизайн «ромашки», размещённый поверх самой конфеты, а не просто сбоку, сделал чупа-чупс, наверное, самым известным леденцом в мире.
Иллюстрация или графический дизайн?
Иллюстрация и графический дизайн ― это две «рисовательные» области, служащие разным целям и требующие разных навыков.
Не всегда между ними можно найти различие, но стоит держать в уме, что основная цель иллюстрации ― вызвать эмоцию, а задача дизайна ― выполнить определённую задачу. В отличие от графического дизайна, в иллюстрации акцент часто делается на повествовании.
Графические дизайнеры обычно работают над такими проектами, как логотипы, дизайн упаковки, рекламных материалов.
Чтобы создавать дизайн, который эффективно передаёт определённое послание или идентичность бренда, они должны учитывать такие факторы, как вёрстка, типографика, функциональность и прочее.
Поэтому основная черта графического дизайнера ― умение переключаться с одного стиля на другой.
У профессионального художника-иллюстратора с течением лет вырабатывается свой уникальный стиль и свой уровень экспрессивности.
Например, с помощью одного лица, нарисованного карандашом, или заливки страницы глубокими переливами цвета они могут рассказать целую историю персонажа, его мира и настроения.
В этом смысле иллюстрация ― это скорее часть графического дизайна, которая позволяет привнести субъективное восприятие автора в функциональный объект, будь то открытка, обои или необычные иконки на сайте.
Известные книжные иллюстраторы
Книжная иллюстрация ― одна из самых распространённых специализаций художников-иллюстраторов. Мы собрали несколько самых известных иллюстраторов за последние сто лет.
Туве Янссон
Все знают, кто такие муми-тролли, но не всем известно, что эта всемирно известная сага ― детище финско-шведской писательницы, художницы и иллюстратора, карикатуристки, автора комиксов Туве Янссон (1914–2001).
Путь её главного персонажа ― прекрасная иллюстрация того, как художник-любитель становится профессиональным иллюстратором.
Впервые Муми-тролль появился на страницах дневниковых заметок юной Туве как отместка брату за насмешку. Вплоть до конца 1930-х Туве изображала Муми-тролля в качестве негативного персонажа, которого нужно бояться: в цветных рисунках он был чёрного цвета с красными горящими глазами.
С началом Второй мировой войны Муми-тролль стал всё больше грустить и потому начал обрастать семьёй: у него появились родители, братья и сестры, друзья и соседи. Вместе им становилось не так грустно, а потому мир стал приобретать всё больше красок.
Первые книги вышли, когда Туве была уже известным художником-оформителем и могла позволить себе поразмышлять о войне (книга о наводнении), об атомной бомбе (книга о комете).
Однако популярными муми-тролли стали не как книжки для детей, а как персонажи для взрослых.
После публикации одной из карикатур в финской газете Туве попросили издать серию комиксов. Она стала регулярно печататься в газетах Европы и США, а затем подготовила и сценарии для нескольких мультиков.
Мир муми-троллей, Муми-дол, стал для неё иллюстрацией творческой коммуны, в которой представители разных творческих профессий могли творить свои чудеса, а она ― их фиксировать.
Квентин Блейк
В отличие от Туве Янссон, один из самых знаменитых детских писателей XX века Роальд Даль не умел иллюстрировать свои сюжеты.
Правда, у него был друг, начинающий британский художник-иллюстратор Квентин Блейк (род. 1932). За свою почти столетнюю жизнь он проиллюстрировал почти два десятка книг Даля, а всего ― почти три сотни детских и подростковых книг.
Его стиль остался практически неизменным за последние 70 лет ― узнать его работы можно по одной детали или выражению лица.
Книга об одном из самых известных персонажей Роальда Даля, Матильде, с 1988 года переиздаётся в иллюстрациях Блейка на всех языках.
Квентин Блейк ― покровитель индустрии иллюстрации в Великобритании, обладает званием «сэр» и десятком королевских наград. Не так давно он открыл Центр иллюстрации в Лондоне, где периодически сам курирует события и курсы.
Например, на свой 90-й день рождения Квентин Блейк попросил 90 знакомых иллюстраторов прислать ему именную свечу. Ещё и потому, что в английском слово illustration происходит от illuminate, «освещать».
Квентин Блейк, как Муми-тролль, собирает вокруг себя свой Муми-дол. На сайте центра можно найти онлайн-архив работ нескольких иллюстраторов и издательств (в том числе детские книжки СССР 1920–1930-х).
Биографии двух иллюстраторов дополнены короткими видеозарисовками и кураторскими текстами о главных работах. Наверное, именно так должна выглядеть идеальная онлайн-выставка иллюстрации XX века.
Джон Классен
Джон Классен ― один из самых популярных современных иллюстраторов и авторов детских книг. По его работам видно, что рисует он уже не традиционными материалами типа линера или карандашей, а на большом графическом планшете в Procreate.
Как и у Квентина Блейка с Роальдом Далем, у Джона Классена сложился творческий тандем с Сарой Пеннипакер, американской детской писательницей.
Однако Классен и сам прекрасно пишет книги, каждая из которых становится мировым бестселлером. Один из решающих факторов их успеха ― запоминающийся геометричный стиль иллюстраций, который только подчёркивает внутреннюю гармонию персонажей и точность текста.
В отличие от многих иллюстраторов, Джон Классен не останавливается на одном медиуме и активно работает художником в других индустриях: кино, анимации, дизайне телевизионных программ.
Анна Десницкая
Несколько лет назад по всей России гремело издание необычной книги: автор, она же и иллюстратор, рассказывала историю одной квартиры. Не историю живого персонажа, а замкнутого пространства в городе, в котором жили поколения одной семьи с 1902 по 2002 год. Эта книга — не просто трогательная история, а своеобразный мемориал из кусочков памяти, заботливо собранных в архивах, семейных фотоальбомах и традициях. Книга переведена на несколько языков, а на русском переиздается до сих пор.
Анна Десницкая получила классическое образование на факультете графических искусств Московского государственного полиграфического института. Её дипломная работа в технике объёмного коллажа стала книгой, которую выпустило издательство «Самокат» ещё в 2012 году.
С тех пор в сотрудничестве с издательством ею были созданы ещё несколько произведений, в том числе книга о метро, Транссибирской магистрали, адвент-календари и прочие работы. Меньше чем за десять лет Анна Десницкая стала участницей и лауреатом многих международных премий в области иллюстрации: AOI, Болонской ярмарки детской книги, премии Астрид Линдгрен, Братиславской биеннале и других.
Крис Уэр
Комикс, принёсший художнику международную известность, — Jimmy Corrigan, the Smartest Kid on Earth (Pantheon, 2000). Это частично автобиографическая история, вдохновлённая сложными отношениями Криса Уэра с отцом. Также отмечена ангулемским фестивалем в 2003-м году как лучший комикс. С 1999 года Крис Уэр нарисовал 25 обложек для журнала The New Yorker. На сайте журнала публикуются и его новые стрипы.
Что делает художник-иллюстратор в течение дня
Обычный рабочий день дизайнера иллюстраций может начинаться с обзора задач на день и сроков их выполнения: это могут быть новые заказы на этапе согласования технического задания или внесение правок в текущие проекты.
Иллюстратор может проводить утренние часы, работая над эскизами или черновиками, используя как блокнот и карандаш или линер, так и более современные цифровые инструменты. В зависимости от требований проекта могут использоваться такие программы, как Adobe Illustrator, Adobe Photoshop или Procreate.
После обеденного перерыва они могут посвятить вторую половину дня доработке задач, уточнению деталей или презентации решения заказчику. В течение дня иллюстратор может общаться с клиентами или членами команды, обсуждать ход выполнения проекта, текущие изменения или новые требования к проекту.
Рабочий день может закончиться выполнением административных задач, таких как ответы на электронные письма, выставление счетов клиентам или планирование работы на следующий день или месяц. Важная часть жизни современного цифрового художника ― поиск трендов, освоение новых фич привычных инструментов, которые могли бы освежить работы.
Периодически на продвижение своих работ в интернете, обновление портфолио или общение со своей аудиторией в социальных сетях. Рабочий день иллюстратора может сильно варьироваться в зависимости от опыта, отрасли, в которой он работает, и требований заказчика.
Навыки и умения
Подытожив историю профессии и обзор основных её представителей, можно вывести следующие качества художника-иллюстратора:
Без художественных способностей никуда. Нужно иметь традиционные навыки рисования, понимание теории цвета, композиции и перспективы.
Технические и интеллектуальные скиллы. Очень важна способность придумывать и генерировать оригинальные идеи и концепции. А также уметь работать в разных техниках и адаптироваться под новые стили или встраиваться в определённые популярные эстетики.
В техническом плане важно знакомство с цифровыми инструментами: Adobe Illustrator, Procreate, нейросетями и другими программами для иллюстрации и графического дизайна.
Софт-скиллы и жилка маркетолога. Из важнейших софт-скиллов: умение работать с авторами, менеджерами, маркетологами и другими специалистами над интерпретацией и реализацией их видения. Договариваться, соблюдать дедлайны и оставаться в хороших отношениях с заказчиками.
Очень важно понимать принципы маркетинга. Знание того, как эффективно продвигать свою работу на рынке и позиционировать себя в медиа, чтобы привлечь потенциальных клиентов и подписчиков, — иногда даже важнее, чем новый курс, оттачивающий художественное мастерство.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».