Дизайн
#статьи

Гипотезы в продуктовом дизайне

Продуктовый дизайнер рассказывает, как формулировать гипотезы и использовать их для улучшения интерфейса.

Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media

Генерация гипотез — это важный этап в процессе дизайна. Проектируя интерфейсные решения, дизайнер постоянно сталкивается с вопросом «Что же может улучшить опыт пользователя?» и выдвигает различные гипотезы.

Изображение: Ольга Сафронова / Skillbox Media

О том, что такое гипотеза и как её правильно применять, рассказывает Ольга Сафронова.

Ольга Сафронова

Продуктовый дизайнер в «Райффайзен банке». Последние пять лет занимается интерфейсами, а также помогает дизайнерам повысить уровень и прокачать навыки. Работала над B2B‑ и B2C-проектами «Абсолют Страхования», ВТБ, РСХБ и другими.

Что такое гипотеза и зачем она нужна

Гипотеза — это предположение, которое требует проверки. Продуктовая команда использует её, чтобы искать способы улучшить продукт, бизнес-процесс или интерфейс.

Гипотеза — отправная точка для исследований и анализа данных. Например, можно предположить, что другой цвет кнопки на сайте увеличит конверсию на 10%. Эксперимент поможет проверить, действительно ли это так, и принять решение о внедрении или отклонении изменений.

Вот в каких задачах вам помогут гипотезы:

  • Сделать лучше продукт. Например, усовершенствовать функционал, увеличить конверсию и другое.
  • Сделать удобнее интерфейс: изменить расположение кнопок, форм или контента.
  • Определить, что нужно улучшить в первую очередь. Это помогает сфокусироваться на наиболее важных для пользователей изменениях и сэкономить время и ресурсы.

Какие бывают гипотезы

Условно можно выделить продуктовые и интерфейсные гипотезы.

Продуктовые гипотезы отражают влияние фичи на метрики продукта и связаны с ключевыми показателями: конверсия, прибыль, удовлетворённость пользователей.

Примеры продуктовых гипотез:

  • Если мы добавим новый способ оплаты, количество заказов увеличится.
  • Если мы изменим стоимость товаров / добавим скидку, количество заказов увеличится.
  • Если мы изменим условия доставки, удовлетворённость пользователей повысится.

Интерфейсные гипотезы также влияют на ключевые метрики ― но касаются непосредственно внешнего вида фичи и взаимодействия с ней:

  • интерфейсные элементы ― расположение кнопок, форм, цветовая палитра, размер элементов;
  • структура и навигация ― как перемещаться по сайту или в приложении, из каких блоков состоят разделы, как взаимодействовать с меню;
  • контент ― какой именно текст на странице, заголовки, изображения, tone of voice.

Примеры интерфейсных гипотез:

  • Добавление кнопки «Купить сейчас» на главном экране увеличит конверсию.
Скриншот: YOOX
  • Если добавить блок «Отзывы покупателей» на странице товара, лояльность пользователей и количество покупок увеличатся.
Скриншот: WoolOvers
  • Если добавить блок «Сопутствующие товары» на странице оформления заказа, средний чек увеличится.
Скриншот: Abercrombie & Fitch
  • Если изменить цвет кнопки «Купить» на красный, конверсия на странице товара увеличится.
Скриншот: DRESS-FOR-LESS

Гипотезы в дизайн-процессе

1. Определяем цель. Например, увеличить конверсию на сайте, увеличить средний чек, увеличить количество покупок. Конкретная цель поможет отфильтровать ваши гипотезы и сфокусироваться на тех, которые относятся к главной цели.

2. Собираем данные. Это может быть интервью с пользователями, анализ данных Google Analytics. На основе новой информации выделите проблемные места: например, на каких страницах наблюдается низкая конверсия, высокий отказ, мало покупок.

3. Формулируем гипотезы. С полученными данными предполагаем, какие изменения в интерфейсе могут улучшить показатели. Гипотеза должна быть конкретная, чётко сформулированная и измеримая. По возможности определите, какие метрики и KPI можно использовать для измерения эффективности гипотезы.

Правильно сформулированная гипотеза состоит из двух частей:

  • первая часть отвечает на вопрос «Что мы хотим проверить?»;
  • вторая часть ― «Как мы поймём, что гипотеза сработала?».
Изображение: Ольга Сафронова / Skillbox Media

Примеры гипотез:

  • Если изменить цвет элемента о скидке на красный, количество покупок в категории увеличится.
Скриншот: Paper Source
  • Если добавить поля для ввода промокода на странице оформления заказа, количество покупок увеличится.
Скриншот: Fur Hat World
  • Если добавить кнопку «Поделиться» на странице сайта, количество новых пользователей увеличится.
Скриншот: Abercrombie & Fitch

4. Оцениваем гипотезы. Из всех гипотез выберите те, которые будете проверять. Если работаете над большой фичей, гипотез может быть много — оценка поможет вам понять, куда направлять усилия именно сейчас.

Как оценивать:

  • Ваши гипотезы соответствуют задаче, на решение которой они направлены, и основаны на фактах и реальных данных.
  • Распределите гипотезы по уровню риска и уровню влияния на пользователей. Высокий риск там, где велика степень неопределённости ― то есть у нас мало данных, на которые можно опираться. Например, если вы не знаете, как часто пользователи нажимают кнопку «Подробнее», то без конкретных данных убирать её опасно.

Если не проверять гипотезы с высоким риском, они могут привести к критичным последствиям. Например, после внедрения новой фичи пользователь не сможет совершить целевое действие.

5. Тестируем гипотезы. После оценки идём проверять получившийся список гипотез. Вариантов для проверки множество, что выбрать ― зависит от самой гипотезы и контекста. Задача исследователя и продуктового дизайнера выбрать метод тестирования, который сможет подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Возможные варианты проверки:

  • Качественные методы ― дают информацию о взаимодействии пользователя с интерфейсом, его взглядах, суждениях и предпочтениях. Сюда относятся глубинные интервью и фокус-группы. Для проведения качественного исследования в большинстве случаев вам понадобятся прототипы.

    Прототипы позволяют быстро проверить гипотезы и определить, как они влияют на пользователей.
Изображение: Ольга Сафронова / Skillbox Media
  • Количественные методы ― хороший способ собрать большое количество данных за короткий промежуток времени. Сюда входят опросы, анкетирование, А/Б-тесты. Это позволит получить цифровые данные, которые помогут подтвердить или опровергнуть гипотезы. Например, с помощью А/Б-тестирования можно сравнить две версии интерфейса и определить, эффективна ли наша гипотеза.

Количественные и качественные методы дополняют друг друга. Качественные дают глубокое понимание и подробности взаимодействия, а количественные подтверждают это цифрами.

6. Анализируем результаты. После проведения эксперимента необходимо изучить полученные данные и сделать выводы о том, какая гипотеза подтвердилась, а какая нет.

Для управления этими выводами нам помогут статусы:

  • Confirmed ― гипотеза подтверждена. Поздравляем! То, что вы закладывали в ваше решение, подтвердилось, и вы двигаетесь в правильном направлении.
  • Refuted ― гипотеза опровергнута. Гипотеза не подтвердилась в ходе проверки и была отклонена. Это тоже результат ― вы можете изменить решение, выдвинуть новые гипотезы и проверить их. Умейте отказываться от провальных гипотез, какими бы удачными, на ваш взгляд, они ни были.
Изображение: Ольга Сафронова / Skillbox Media

Какие ещё статусы могут быть:

  • Open ― гипотеза открыта. Гипотеза создана, но ещё не начата её проверка.
  • In progress ― гипотеза в процессе. Гипотеза находится в процессе проверки и анализа результатов.
  • Paused ― гипотеза приостановлена. Проверка гипотезы временно приостановлена, например из-за нехватки ресурсов или изменения приоритетов.

Необходимо следить за статусами гипотез и регулярно обновлять их в соответствии с текущей ситуацией.

О чём важно помнить

  • В работу над гипотезами можно вовлечь, например, аналитиков, разработчиков, маркетологов. Это позволит посмотреть на проблему со всех сторон, используя разный опыт и экспертизу участников, и достичь лучших результатов.
  • Изменения в интерфейсе могут влиять на различные метрики по-разному. Например, рекламный баннер продукта на странице может улучшить его конверсию, но повлиять на количество просматриваемых страниц или в долгосрочной перспективе ухудшить лояльность пользователей. Необходимо помнить о ключевых показателях и возможных сценариях.

* * *

Хорошая гипотеза позволит формализировать подход и системно подойти к проверке решения. Старайтесь внимательно проверять места, где интерфейс играет важную роль для пользователя.

А также помните, что работа с гипотезами — цикличный процесс. Отслеживайте внедрённые изменения и выдвигайте новые гипотезы, чтобы делать продукт лучше.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована