Дизайн
#Руководства

Зины: от идеи до продукта

Как самостоятельно сделать журнал и не разориться.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Зин — малотиражное издание, которое автор запускает сам или в коллаборации. Тираж у него может быть любой, при этом создатели зинов не тратят на это много денег.

Дизайнер Юлия Ларичева рассказывает, как выбрать тему для зина, сверстать его и не разориться на печати.

Юлия Ларичева


Графический дизайнер из Петербурга, студентка магистратуры «Арт-дирекшн культурных институций» в школе Дизайна ВШЭ, журналистка.

Люблю медиакоммуникации, выставки и многостраничку, а ещё стикеры с котами и обезьянами.

Веду уютный телеграм-канал с заметками о дизайне, учёбе и жизни.


Ссылки


Выбор темы

В зине автор рассказывает историю через визуальный язык и текст. Эта тема может быть какой угодно, например:

1. Рассказ о путешествии. Поделитесь впечатлениями и фотографиями, опишите, что запомнилось: места, культура, архитектура или местная кухня.

2. Предмет и его история. Подумайте, какие детали делают его особенным, погрузитесь в исторический контекст через таймлайн, архивные фотографии, чертежи, интервью.

3. Известная личность. Расскажите о человеке, его работах. Покажите, как внешний мир влиял на его внутренний, как это могло отразиться в творчестве. Лучше сконцентрироваться на конкретном стиле в работе, периоде жизни. Так будет легче углубиться в тему и прочувствовать её.

4. Дневник. Фотографируйте неделю кадры из жизни и сразу добавляйте к ним комментарии, в них вы можете описать события, эмоции и мысли. В конце недели соберите весь материал в одном зине.

5. Мнения. Опросите знакомых на определённую тему, соберите ответы в зине, подайте каждый ответ по-разному, например через иллюстрации.

Я буду рассказывать о своём зине — про манифест «Медленных медиа» (The Slow Media Manifesto). Его написали три исследователя из Германии и впервые опубликовали в 2010 году. Авторы призывают к переходу от быстрого и пассивного потребления медиа к «медленному» — быть внимательными и осознанными в выборе того, что мы смотрим или читаем, наслаждаться и усваивать информацию более осмысленно и глубоко.

Мудборд

Я собираю иллюстрации, текст и фотографии, которые ассоциируются с моей темой. Для удобства объединяю всё в папке на рабочем столе или в файле в Figma. Когда он целиком заполняется, я отдельно выбираю самые подходящие материалы, но остальное не удаляю, чтобы в любой момент к этому вернуться, если информации будет недостаточно. Это помогает мне сконцентрироваться на небольшой части материала, чтобы видеть всё общим планом, а не деталями.

У «Медленных медиа» нет большой основы из фотографий, поэтому я буду работать текстом и визуальными метафорами.

«Медленные медиа» о концентрации на задаче и уважении к читателю и зрителю. Весь мой мудборд подчиняется этой идее
Изображение: личный архив Юлии Ларичевой

Образ может складываться из воздуха в вёрстке, минималистичности, отсутствии лишних деталей. Длинная выдержка или размытые плёночные кадры могут передать «медленность». Цветы и растения, которые становятся гербарием, но не теряют своей красоты, — посыл о непривязанности ко времени или однодневным трендам.

Читайте также:

Как создать классный мудборд
для своего проекта

Подборка изображений может быть эффективным инструментом как для дизайнера, так и для его заказчиков. А мы расскажем, как собрать рабочий мудборд.

Мудборд для модульной сетки

Этот этап необязательный — вы можете сразу начинать верстать хоть с сеткой, хоть без неё.

Если я не хочу работать на чистом листе, я смотрю, как её делают в разных изданиях. Например, Пол Рэнд, который в своей работе уделял особое внимание функциональности и концепции.

Изображение: Paul Rand
Изображение: Paul Rand
Изображение: Paul Rand

Ещё один пример — Жаклин Кейси. Она больше 30 лет работала графическим дизайнером в Массачусетском технологическом институте в Кембридже. В работах она тонко чувствовала баланс и умела создавать запоминающиеся визуальные образы.

Фото: MIT Museum
Изображение: MIT Museum
Изображение: MIT Museum
Изображение: MIT Museum

Ещё я часто смотрю в сторону искусства или архитектуры. Например, финский дизайнер и архитектор Алвар Аалто. В Выборге есть библиотека, которая была построена в 1933–1935 годах по его проекту. В её объектах можно заметить модульность и перенести на сетку колонны в перегородках между одним залом и другим, книжные полки.

Фото: Andy Vult / Unsplash
Фото: Andy Vult / Unsplash
Фото: Andy Vult / Unsplash

Не забывайте, что вы автор и арт-директор. Постройте систему, которая будет помогать вам, а не мешать и ограничивать.

Фото: Martino Pietropoli / Dominic Brügger / David Werbrouck / Unsplash

Манифест «Медленных медиа» ассоциируется с твёрдостью, непривязанностью ко времени, фокусом на одной задаче, поэтому для мудборда я выбрала фотографии со строгой системой. Картины создают динамику, они похожи на мысли, которые возникают хаотично, но в определённом порядке. Ритмичные линии показывают логичность изложения, ход времени. «Медленные медиа» сфокусированы на качестве каждой детали, а для этого необходима чёткая структура.

Типографика

Важно, чтобы типографика и сетка поддерживали идею зина, поэтому лучше выбирать их на основе мудборда.

Изображение: личный архив Юлии Ларичевой
Изображение: личный архив Юлии Ларичевой
Изображение: личный архив Юлии Ларичевой
Изображение: личный архив Юлии Ларичевой
Изображение: личный архив Юлии Ларичевой
Изображение: личный архив Юлии Ларичевой
Изображение: личный архив Юлии Ларичевой
Изображение: личный архив Юлии Ларичевой
Изображение: личный архив Юлии Ларичевой

Для зина я подобрала шрифт Nyght Serif. Он подходит под настроение «Медленных медиа» — яркий, плавный, контрастный и немного острый. Построила сетку по мудборду из 6 колонок и средника в 3 мм — она поможет задать ритм небольшим блокам текста и изображениям на фоне. 

Примерка мокапов

На этом этапе уже можно оформлять кейс или публиковать изображения. Если вы хотите сохранить свою работу только в вебе, достаточно будет картинок с мокапами. Но некоторые ошибки можно заметить только в напечатанном журнале, поэтому для развития навыков лучше сделать пробный вариант в типографии.

Например, когда я печатала свой первый зин, поставила 14-й кегль — и только в жизни поняла, что он слишком крупный, работа стала больше похожа на детскую книгу. Теперь чаще всего я использую 10-й кегль, не ниже 7–8-го для удобочитаемости. Пятый кегль в типографии могут пропечатать плохо, поэтому с ним лучше не рисковать.

Фото: личный архив Юлии Ларичевой
Фото: личный архив Юлии Ларичевой
10-й и 5-й кегль. Экран не покажет, что 5-й кегль может не пропечататься
Фото: личный архив Юлии Ларичевой

Если размеры зина нестандартные, то не всегда получится найти подходящий мокап. Тогда нужно сделать его самостоятельно или отпечатать один экземпляр.

Если же размеры стандартные, например А4 или А5, то выберите подходящий мокап для Photoshop и подготовьте все развороты.

Читайте также:

Что такое мокапы и зачем они дизайнеру

Рассказываем про быстрый и эффективный способ презентовать идею заказчику.

Изображение: личный архив Юлии Ларичевой
Также можно использовать дополнительные варианты для презентации зина в каком-нибудь окружении
Изображение: личный архив Юлии Ларичевой
Изображение: личный архив Юлии Ларичевой
Изображение: личный архив Юлии Ларичевой
Изображение: личный архив Юлии Ларичевой
Изображение: личный архив Юлии Ларичевой
Изображение: личный архив Юлии Ларичевой
Фото: личный архив Юлии Ларичевой
Фото: личный архив Юлии Ларичевой

Печать и бюджет

Посчитать деньги на печать лучше заранее, чтобы в последний момент вам не пришлось всё переделывать из-за слишком высокой цены в типографии.

На ценник влияют:

1. Количество страниц.

2. Цвет в печати — дешевле сделать чёрно-белую.

3. Формат бумаги — чем больше, тем дороже. Рекомендуем брать А5 и меньше.

4. Прайс типографии — лучше выбирать несколько вариантов и перед печатью посчитать их отдельно.

5. Вид скрепления. Самый дешёвый вариант — переплёт на скрепку. Обычно типографии его делают, если у вас не больше 48 страниц, — это зависит от плотности бумаги и формата.

6. Вид бумаги. Нестандартная, дизайнерская бумага, дополнительный вид покрытия, другие виды скрепления делают печать дороже.

Бумага может отличаться по плотности (г/м²), фактуре — лён, микровельвет, фетр и другие, типу покрытия — глянцевая, матовая, полуглянцевая. Также есть бумага, тонированная в массе, — она может сэкономить бюджет, если вы хотите яркие цветные страницы.

Если не учесть эти моменты, то один экземпляр журнала может обойтись вам в 3000–15 000 рублей.

Обычно один экземпляр моего зина на 16 разворотов формата А5 со скреплением на скрепку и стандартной бумагой выходит до 500–1000 рублей.

Чтобы сэкономить ещё сильнее, его можно напечатать на домашнем принтере. Если вы выберете формат А5 и напечатаете его разворотами на А4, то останется только согнуть листы пополам и скрепить поворотным степлером или брошюровщиком. Также есть лайфхаки, как это сделать с помощью двух обычных степлеров.

Самый бюджетный вариант — сделать маленький зин из одного листа А4, его даже не понадобится чем-то скреплять. Минус — ограничение в восемь разворотов.

Если у вас нестандартные формат и бумага, то лучше заранее оценить, как будет смотреться готовый зин: соберите небольшой мудборд в жизни, подходящие образцы бумаги. При необходимости подбирайте образцы с эффектами: ламинация, лак, печать белым тонером. В типографии может не быть бумаги, которую вы хотите, поэтому можно обратиться к поставщикам. Например, в Петербурге — «Берег», а в Москве — «Дубль В».

Не забудьте подготовить зин к печати, иначе в типографии могут отпечатать его неправильно.

Читайте также:

Препресс: главное, что нужно знать о подготовке макета к печати

Рассказываем, что такое Overprint, как настроить ppi, для чего используют Pantone и как проверить наложение красок до печати.

Подготовка кейса

Зин можно сфотографировать в локации, подходящей к главной идее. Вот, например, работа Светланы Виноградовой — она сделала зин о подмосковных районах девяностых и для кейса сфотографировала его в местах, которые передают дух этого времени:

Фото: Svetlana Vinogradova / Behance

Алина Сорокина в кейсе «Сколько ты выпила?» дополнила зин фотографиями на цветной бумаге, упаковкой и конвертом:

Фото: Alina Sorokina / Behance
Фото: Alina Sorokina / Behance
Фото: Alina Sorokina / Behance
Фото: Alina Sorokina / Behance

Анна Бейбиптица создала чёрно-белый зин про гедонизм. Также она получила две ленточки на Behance за «экспериментальный зин про ничто».

Изображение: Anna Babyptitsa / Behance
Изображение: Anna Babyptitsa / Behance
Изображение: Anna Babyptitsa / Behance
Изображение: Anna Babyptitsa / Behance

Помимо изображений и названия, нужно написать:

  • о чём ваш зин;
  • для чего вы его сделали;
  • из каких материалов выполнен и почему;
  • визуал хорошо дополнят флэтплан и гифки с разворотами.

Одну из моих работ я хотела увидеть в жизни, подобрать подходящую бумагу, плотную и рыхлую. Пройти все этапы с печатью, снять результат со стороны и сделать более живые фотографии.

Для съёмки использовали однотонный фон на стол и софтбокс сбоку
Фото: личный архив Юлии Ларичевой
Фото: личный архив Юлии Ларичевой
Фото: личный архив Юлии Ларичевой
Фото: личный архив Юлии Ларичевой
Фото: личный архив Юлии Ларичевой
Фото: личный архив Юлии Ларичевой
Фото: личный архив Юлии Ларичевой
Фото: личный архив Юлии Ларичевой

Помимо интернета, зины показывают и на специальных выставках. Например, проект «Тетрадь» в Петербурге. Это творческое объединение журналистов, художников, дизайнеров, режиссёров на стыке искусства и медиа. Выставка экспонируется в разных общественных пространствах, например в Музее стрит-арта, студии «Лендок», пространстве «Севкабель Порт».

— Многостраничники универсальны, понятны читателю и зрителю. С одной стороны, это малая архитектурная форма, прямоугольная объёмная фигура, в конструкцию которой вшито время. Читать можно от первой страницы к последней, видеть наглядно ось времени в этой конструкции. Также мы можем пролистать зин очень быстро и бегло и получить не менее интересное представление от такого нелинейного путешествия.

Потенциальный нарратив не насилует читателя, нам не нужно смотреть его так, как фильм, — непрерывно от первого кадра и до последнего. Такая универсальность и осязательность, конечно, привлекают в большей степени для организации проектов в городской среде, публичном пространстве.

Павел Хан,
куратор проекта «Тетрадь» об интересе к зинам

Фото: личный архив Юлии Ларичевой

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Коммерческий иллюстратор Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована