Дизайн
#статьи

Шрифт Baskerville: где используют и с чем сочетают

Рассказываем об истории Baskerville и показываем примеры удачных шрифтовых пар с ним.

Изображение: Emmett Ta / Behance

Baskerville — один из старейших образцов шрифтового искусства, который добрался до наших дней практически без искажений. Им набраны сотни тысяч текстов, он знаком миллионам людей и стабильно популярен в дизайне, его считают классическим и даже консервативным. Но так было не всегда: в XVIII веке графика этих букв оказалась революционной.

Baskerville: что это за шрифт

Формальной датой рождения шрифта Baskerville считают 1757 год, когда его автор, типограф и издатель Джон Баскервиль из Бирмингема, выпустил книгу, набранную этой гарнитурой, — собрание произведений римского поэта Вергилия.

Но фактически Джон работал над своим шрифтом семь лет. В молодости он был каллиграфом, учителем чистописания, гравёром надписей на надгробиях, потом создал бизнес по модному тогда «джапанингу» — производству лакированных предметов интерьера в восточном стиле. Именно на этом он заработал достаточное состояние, чтобы открыть собственный издательский и печатный дом и безраздельно заниматься усовершенствованием шрифтов и типографского дела — это произошло в 1750 году. Тогда, почти три века назад, в Англии эти области не были развиты, в отличие от континентальной Европы.

Баскервиль поставил себе задачу сделать максимально легко читаемый шрифт на основе самой популярной в то время гарнитуры Caslon, которую мы сейчас называем антиквой старого стиля. Для этого он не только отрабатывал форму и штрихи в буквах, но и разрабатывал новую, густую и глубоко чёрную краску и экспериментировал с бумагой высочайшего качества. В результате его долгих трудов получился шрифт с более высоким контрастом, чем существовал когда-либо до него: это значит, что визуальная разница между утолщёнными и тонкими штрихами была намного больше привычной.

Впоследствии Baskerville назвали антиквой переходного типа: так обозначили транзит между старым стилем и новым, появившемся во Франции и Италии в конце XVIII века. В этих антиквах нового стиля, Bodoni и Didot, контраст был ещё выше, а графика строже.

Издание Вергилия, которое выпустил Баскервиль, впечатляло качеством, но его шрифт и способ производства не могли немедленно получить широкое распространение и вытеснить старые типографские решения: это было слишком дорого, такой набор и такую печать могли позволить только элитные учреждения и заказчики. Так, в 1758 году Джона Баскервиля назначили официальным печатником Кембриджского университета.

В 1758 году вышло издание поэмы Мильтона «Потерянный рай», в 1762-м — Молитвенник прихожанина, в 1763-м — Библия, где тексты были оформлены гарнитурой Baskerville. Ощутимо увеличенный трекинг — ещё одна находка Баскервиля, которая дошла до наших дней в дизайне книг и научных изданий
Изображение: UWM Libraries Special Collections / Wikimedia Commons

После смерти Джона Баскервиля в 1775 году его вдова продала пуансоны и матрицы французам, и шрифт постепенно ушёл в забвение. Только в 1917 году американский дизайнер Брюс Роджерс обнаружил книгу, набранную Baskerville во французской словолитне Bertrand. Под руководством Роджерса эти формы нашли и в 1919 году продали типографии Гарварда, и с тех пор популярность шрифта стала быстро расти — не в последнюю очередь благодаря тому, что Baskerville стал ассоциироваться с престижным университетом и высоким статусом.

Памятник шрифту под названием «Индустрия и гений» в Бирмингеме
Фото: Amanda Slater / Flickr

Выверенная антиква Baskerville действительно оказалась одной из самых легко читаемых. В XX веке ей стали набирать длинные тексты, использовать её в дизайне рекламы, которую нужно разбирать издалека. Хотя в этом шрифте достаточно декоративных деталей:

  • хвост-шлейф у Q;
  • резко заострённые засечки;
  • рукописные изгибы в курсиве;
  • похожий на цветок курсивный &.

Сейчас Baskerville, как правило, воспринимают как символ элегантности и старинного достоинства. Благодаря визуальному флёру прекрасного исторического прошлого к этому шрифту обращаются, когда необходимо создать впечатление, что за текстом или айдентикой стоит богатое — или академическое — наследие.

Шрифтовая пара Nitti Grotesk и Baskerville на сайте сети ресторанов-остерий Gucci
Скриншот: сайт Gucci Osteria / Skillbox Media
Тексты на сайте врача-остеопата оформлены Baskerville. Так создаётся впечатление академичности и почтенности
Скриншот: сайт Alessandra Chiari / Skillbox Media
Вышивка шрифтом Baskerville на футболке Vetements. Afterlife переводится как «загробная жизнь»
Фото: Vetements / Farfetch
Baskerville — один из фирменных шрифтов очень дорогого ювелирного дома Chaumet
Скриншот: сайт Chaumet / Skillbox Media

Сейчас распространено несколько шрифтовых семейств, которые основаны на оригинальном Baskerville:

  • ITC New Baskerville 1978 года, автор Джон Кваранта. Графика повторяет первую версию гарнитуры Джона Баскервиля, которую он представил в 1724 году. Кириллицу для этого семейства разработал в 1993 году Тагир Сафаев.
  • Baskerville Classico 1995 года, автор Франко Луин.
  • Baskerville Display PT 2016 года, автор Арина Алафердова под руководством Дмитрия Кирсанова. Набор шрифтов создан для крупного и сверхкрупного кегля, и именно эти шрифты доступны в библиотеке Adobe.
Слева ITC New Baskerville, справа Baskerville PT. В современных семействах Baskerville есть жирные и полужирные начертания, которых не было в XVIII веке
Скриншот: сайт Paratype / Adobe / Skillbox Media

Также существуют:

  • Baskerville URW — версия от крупного немецкого литейного завода. Часть начертаний работает с кириллическими текстами. Эта же словолитня распространяет Baskerville Old Face, который «встроен» в продукты Microsoft.
  • Baskerville Neo чешского типографа, музыканта, дизайнера и художника Франтишека Шторма. Это бережно восстановленная в цифре оригинальная гарнитура, и в кассе есть расширенная кириллица — для украинского языка.
Baskerville URW в дизайне французского лайфстайл-медиа
Скриншот: doolittle.fr / Skillbox Media

Посмотрим, как Baskerville используют в дизайне лендингов, логотипах и в печати.

Baskerville в интерфейсах

Memory Cloud — платформа для эпитафий, виртуальное кладбище или цифровой колумбарий. На этом сайте люди оставляют тексты и фотографии в память о близких, рассказывают об их жизни и своих чувствах.

Тексты оформлены шрифтовой парой из Orpheus Pro и Baskerville Display PT. Визуально они родственны, но Orpheus более декоративный и ещё ближе к акцидентному, чем Baskerville Display, поэтому этим шрифтом набраны заголовки и короткие отрывки текста.

Скриншот: сайт Memory Cloud / Skillbox Media

К Baskerville обращаются, когда в дизайне необходимо создать визуальный характер зрелости, утончённой классики и передать ощущение, что у компании давняя история, что она существовала всегда.

Сайт отеля в греческом городе Патры оформлен Baskerville и Avenir. В его интерьерах дизайнеры к элементам классического здания добавили свежий минимализм, и шрифты отражают это решение: антиква Baskerville визуально отвечает за вневременность, а знаменитый гротеск Avenir — за современность. А ещё в самом названии места есть игра слов: The Bold Type Hotel можно перевести как «отель смелого типа» и как «отель жирного начертания».

Скриншот: сайт the Bold Type Hotel / Skillbox Media

У Baskerville есть черты романского стиля, и этот шрифт (как и его наследника Bodoni) нередко используют в дизайне на «итальянские» темы.

Заголовки на сайте французской линии продуктов — бальзамических и соевых соусов — оформлены нейтральным гротеском Campton, выносы — декоративным Playfair Display, а описания — Libre Baskerville. Такое сочетание шрифтов передаёт идею межкультурного микса, у которого есть почтенное основание в итальянской гурманской традиции.

Скриншот: сайт Balsoy / Skillbox Media

Baskerville в айдентике

Baskerville — это практически шрифтовой синоним слова «традиции», поэтому его можно встретить в логотипах и других бренд-элементах организаций, для которых важно сообщать об авторитете, привилегированности, уважаемом статусе. Это могут быть институты и университеты, банки, государственные учреждения. Или даже целые государства: фирменный шрифт в айдентике Канады — это адаптированная версия Baskerville.

Так, Baskerville используется как основной бренд-шрифт университета в Сент-Луисе. Для разных форматов надписей в некоторых случаях он зауженный и с уменьшенным трекингом.

Изображение: Washington University

Название замка-отеля в Южном Тироле набрано ITC New Baskerville. Это пространство для дорогого отдыха, и оформление в готическом стиле, как часто делают для замков и имений в том регионе, не передало бы ценности люксового потребления, «радости жизни» и расслабленности.

Изображение: Fragsburg

У гарнитуры Baskerville есть способность визуально выражать идею «старого доброго». А значит, она подходит не только для роскошных брендов, но и для айдентики продуктов, среди бренд-ценностей которых есть уют, комфорт, благополучие, домашнее тепло. Например, для джемов и варенья.

Изображение: Akos Polgardi / Behance

Baskerville в печати

Шрифты Baskerville отлично подходят для набора больших текстов, потому что их легко читать, и в печати на языках с латиницей можно найти тысячи книг, журналов и каталогов с ними. В печати на кириллице примеров меньше, поскольку качественные «Баскервили» появились только в конце XX века.

Однако и для нас эти шрифты кажутся знакомыми по книгам: например, в советское время типографии для печати классики использовали гарнитуры, которые напоминают Baskerville.

А мы посмотрим на современные образцы небольших текстов, оформленных Baskerville.

Для книги рецептов, которые её авторка собирала 60 лет, были выбраны три сильно отличающихся шрифта: рукописный, размашистый Carta Nueva, гуманистический гротеск Gill Sans и антиква Baskerville. Так дизайн создаёт визуальную связь с европейской гурманской традицией — тем, что в США имеет особенную ценность.

Изображение: Sarah Bourge / Behance

Издание La última tarde aquí («Последний вечер здесь») — это сборник из девяти историй о путешествиях. Автор собирал их 15 месяцев, пока был без паспорта и визы и не мог выходить из квартиры в Лондоне.

В книге сложная вёрстка и нестандартный подход к шрифтовой паре: основной объём текстов набран Akzidenz-Grotesk, а заголовки и броские элементы — Baskerville. Традиционный способ дизайна — использовать антикву для длинных текстов и шрифт без засечек для заголовков.

Изображение: Fibra · Branding & Packaging / Alejandro Gavancho / Andrea Gálvez / Behance

Дизайнер Тама Хигучи — коллекционер минералов, и для своих образцов он сделал карточки с информацией. Названия камней набраны Baskerville в прямом начертании, обозначения местности их добычи — курсивным Baskerville. И даже на рыхлой плотной бумаге у напечатанных букв хорошо различимы засечки.

Изображение: Tama Higuchi / Behance

Скачать и купить Baskerville

  • Условно-бесплатные шрифты Baskerville — это те, что предустановлены в Microsoft Word, PowerPoint и прочих программах, а также есть в macOS. Ими можно свободно оформлять документы, поскольку лицензию уже приобрела корпорация, у который пользователь, в свою очередь, приобрёл продукты.
  • Кроме того, без дополнительной платы можно активировать Baskerville Display PT в библиотеке Adobe, если есть подписка Creative Cloud.
  • Есть совершенно бесплатный вариант — Libre Baskerville из каталога Google Fonts. Но необходимо учитывать, что в его кассе нет знаков кириллицы.

Для бренд-дизайна или издания книг качественные файлы Baskerville следует официально покупать, особенно если важна кириллица.

Разные версии этой гарнитуры продаются в разных шрифтовых магазинах:

Аналоги Baskerville

Если для оформления текста нужен элегантный шрифт, а Baskerville не подходит, можно обратиться к другим наборам, которые будто напоминают о «прекрасном прошлом»:

  • Бесплатная гарнитура Playfair Display — близкая альтернатива «Баскервилю», в ней тоже есть тонкие декоративные штрихи и эстетика старинной каллиграфии.
  • Шрифт из 1930-х с элементами ар-деко Electra.
  • Freight Big с высоким контрастом.
  • Georgia — ещё одна гарнитура, хорошо знакомая пользователям MS Word.
  • Mrs Eaves — ближайший родственник Baskerville. Это семейство разработала Зузана Личко на основе оригинальных образцов шрифта XVIII века. Но, добавив собственные графические решения, она немного отошла от «канона», и решила назвать свой проект в честь экономки, партнёрши и вдовы Джона Баскервиля, которая во многом помогала ему вести дела.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Шрифт в дизайне Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована