«Гордый Юг»: как дизайн из южных стран мира становится популярным
Историк искусства Мария Савостьянова рассказывает о новой книге Ли Эделькорт и о важной тенденции в проектировании.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Во время Миланской недели дизайна нидерландская предсказательница трендов Ли Эделькорт представила новую книгу «Гордый Юг». Как обычно, Эделькорт чуть раньше всех почувствовала рокот тектонических сдвигов: она объявила, что креативный Юг созрел, накопил силы, идентифицировал себя и готов кардинально изменить карту современной моды, стайлинга, текстиля, предметного дизайна, декора и сценографии.
Как это часто бывает у Эделькорт, главное в её книге не текст, а иллюстрации: 75% процентов эффектного тома с золотым обрезом занимают мода и стайлинг современных южан, увиденные и запечатлённые камерами фотографов. Собственно, поэтому она называет себя не автором, а куратором издания.
Возможно, эта книга станет вехой в нынешнем диалоге креативных индустрий Севера и Юга. В этой колонке расскажу о ней подробно.
Автор
Ли Эделькорт стояла у истоков профессионального трендхантинга. По образованию она текстильный дизайнер. В 1975 году переехала из Амстердама в Париж, где с друзьями основала агентство Trend Union. Позже занялась консалтингом, создала компанию Li Edelkoort Studio c представительствами в Париже, Нью-Йорке и Токио. Среди её клиентов: Coca-Cola, Nissan, Camper, Estee Lauder, Lancome, Shiseido.
C 1999 по 2008 год Ли Эделькорт входила в совет директоров Академии дизайна в Эйндховене. В 2008-м создала Школу формы в Познани и запустила веб-платформу Trend Tablet. В 2003 году журнал Time назвал её одной из 25 самых влиятельных людей в мире моды.
В течение карьеры, а это почти полвека, Ли Эделькорт приглашали в разные точки планеты. В Африке, Азии, Латинской Америке она создавала коллекции, читала лекции, курировала выставки. Разрабатывала одежду для индийских компаний, помогала создавать ткани индиго в Восточной Африке, собирала выставки предметного дизайна в ЮАР. Так что о ситуации с модой и текстилем в Южном полушарии она знает не понаслышке.
Ей удалось почувствовать образ жизни людей и увидеть фантастические красоты. Её поразила земля Африки, сады Индии и леса Бразилии. Собирая рассказы женщин племени Яванава, Ли Эделькорт узнала их мечты, например стремление освободиться от профессии собирательниц ягод в лесах Амазонки. В конце концов она пришла к выводу, что наши представления о благополучии далеки от оптимизма и феминизма, которым давно живёт гордый Юг. И Северу можно было бы черпать мудрость гордого Юга, учиться у него.
«На Севере стало очень скучно, потому что люди продолжают проектировать одно и то же, — сказала она. — У них уже есть шкаф, полный одних и тех же вещей. Иногда ты покупаешь что-то, приходишь домой и говоришь: „Ох, чёрт, это у меня уже есть“ — ты забыл».
Книга
Идея сделать книгу родилась во время встречи с дизайнером-графиком Мутони Кимани из ЮАР на фестивале Design Indaba. Обсудив состояние дел и посмотрев на его работы, Ли Эделькорт почувствовала — то, чего она давно ждала, осуществилось. Юг просыпается, ухватив возможности, которые предлагает глобальный мир.
Медленно, но верно поднимается поколение творчески ориентированных южан, они выражают себя через дизайн, ремесло, активно используют местные материалы, переосмысливают практики предков. Новая идиома родилась на руинах постколониальных влияний и истории мощных освободительных движений второй половины ХХ века. Инкубационный период был долгим, зато теперь креативность Юга стряхнула летаргический сон западных представлений о том, что и как делать.
Африканская мода и модная фотография невероятно креативна. Фотографы часто используют местные этнические элементы, оборачивая их в упаковку коммерческой рекламы, и делают это с изрядной долей иронии. Тут многое решает кастинг — люди, которые отбирают моделей, знают своё дело, умеют найти яркие типажи.
Среди современных фешен-фотографов Ли Эделькорт выделила сенегальца Омара Виктора Диопа. Фотограф-самоучка, который использует наследие африканской студийной фотографии. Он работает с цветом так, как с ним работали фовисты, его трактовка цвета также опирается на местные традиции росписи по стеклу. Знаменитая серия Диопа Project Diaspora, представляющая костюмированные портреты африканцев, исторических персонажей с XV по XIX век, рассказывает о столкновении Юга с Севером.
Дизайн и верования
Гордый Юг, в отличие от Севера, остаётся набожным, до сих пор умеет верить истово, сохраняет обряд и традицию. Современные проектировщики окутаны культурой, которая охватывает сразу несколько религиозных систем. На «первоначальную» духовность наслаивается то, что осталось от колониального католицизма, миссионерского протестантизма и исторических фрагментов ислама.
Аврамические религии тут перемешаны с элементами индуизма, даосизма, буддизма. Это религиозное разнообразие особенно сильно чувствуется в мультикультурных странах вроде Бразилии или ЮАР. Статуэтки Девы Марии и Будды, складни и религиозная утварь, храмовая архитектура — всё перерабатывается современной модой и дизайном.
Особое внимание Ли Эделькорт уделила работе с памятью африканских дизайнеров, переосмыслению рабского прошлого их предков. Благодаря интересу к рабочей одежде в моду возвращаются стройный крой, аккуратный пошив, прочные ткани. Молодые люди обращаются к рабочей одежде, чтобы одеваться стильно и экономно. В странах юга труд до сих пор — социальный лифт. Более того, современная одежда может быть молчаливой данью уважения предкам-рабам. Попыткой залечить боль и унижения, в которых жили многие поколения африканцев.
Ли Эделькорт напомнила и о футболе, который считается мощным кодом, объединяющим Юг и Север. Словосочетания Real Madrid и Manchester United, как пароли, открывают двери и сердца жителей гордого Юга. Повсюду смотрят футбол, в каждой стране есть фанатские субкультуры. Вувузелы — африканские трещотки, позволяющие фанатам подбадривать свои команды, — теперь используют по всему миру. Оказывается, футбол оказал сильное влияние на повседневную одежду — на Юге популярны толстовки и тренировочные штаны, одежда, украшенная элементами клубной символики, стала эсперанто, понятным на всех территориях Юга.
Цвета и принты
Целый раздел Ли Эделькорт посвятила цвету индиго. Именно он выбран как один из цветов, символизирующих гордый Юг. Самые древние фрагменты зелёного растения, из которого добывают краситель индиго, — им приблизительно 6 тысяч лет, — были найдены в Перу. Индиго распространился по территории Северной и Южной Америки, Азии и Африки в далёкой древности, задолго до того, как появилось мореплавание между континентами. Во всех этих местах научились добывать из растения синий пигмент.
Постепенно люди освоили разные техники окрашивания, приспособились получать разные оттенки — от светло-голубого до «чёрного ночного неба». Научились делать икаты, освоили технику окрашивания тай-дай, которую активно используют современные модельеры и дизайнеры интерьерных тканей.
Южане смело работают с повседневностью. Мотивами африканских тканей сегодня могут стать мобильные телефоны или велосипедные шлемы, или, например, есть ткани, на которых между ножами и вилками пестрит надпись Bon Appetit. Эти ткани рождают ощущение, что в странах гордого Юга именно настроение продаётся лучше, чем сам принт.
Читайте также:
Изобилие в природе — характерная черта Юга, источник вдохновения и ценность, которая всегда под рукой. Тропический и субтропический климат — рай для буйных видов флоры и фауны. Необыкновенные пейзажи Латинской Америки, Африки и Азии, их цвета, формы и ароматы не перестают влиять на дизайнеров и фотографов. Диковинные птицы, бабочки и обезьяны как элементы орнаментов царят в пёстрых набивных тканях. Природа служит не только заманчивым фоном для съёмок, но и потрясающим реквизитом и гримом.
* * *
«Гордый Юг» задуман как серия. Вторая книга будет посвящена дизайну и ремеслу. Это интересно, потому что, скорее всего, помимо «видения» проект познакомит нас с десятком новых имён из Африки, Азии и Латинской Америки. Кроме того, возможно, Север и мы, как северяне, получим мощный заряд оптимизма.
«Юг даёт нам дизайнерские решения как формулу внутреннего счастья, выраженного в цвете, в мотивах и в общем предназначении моды и фотографии», — говорит Ли Эделькорт. — И у него есть сила, которую мы потеряли».
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!