Дизайн
#Мнения

Мечтают ли алгоритмы о неогротесках?

Ольга Панькова интересуется, как у ИИ успехи со шрифтами и леттерингом, а Midjourney рисует что-то своё.

Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media

Ольга Панькова


Выпускница кафедры дизайна в МЭИ и двухлетнего курса «Шрифт и типографика» в Британской высшей школе дизайна. Работает шрифтовой и графической дизайнеркой. Соосновательница «Бюробукв». Преподавательница BBE и BoldItalic. Рисовала буквы для «Яндекса», «ВКонтакте», МТС, «МегаФона», «Арзамаса» и многих других. Финалистка и победительница конкурсов D&AD, ADC Awards, «Современная кириллица», Granshan, Morisawa Type Design Competition, фестиваля «Среда», TDC.


Ссылки


Мы видим невероятно реалистичные картинки, завирусившиеся по всему свету. Папа римский в куртке Balenciaga. Прекраснейшие иллюстрации, визуально передающие и текстуры, и материалы, и нюансы цветовых палитр. Но может ли искусственный интеллект создавать шрифт или леттеринг? Может ли система самостоятельно генерировать стройный набор букв — другими словами, создавать что-то совершенно новое без участия человека?

У неё и спросим.

«ИИ, скажи. Ты заменишь шрифтовых дизайнеров?»

Искусственный интеллект в последние годы всё больше входит в нашу жизнь благодаря способности автоматизировать рутинные задачи. В частности, разработка алгоритмов глубокого обучения позволила системам ИИ обучаться на основе больших массивов данных без вмешательства человека и принимать решения на основе этих данных.

Правда, это привело к «проблеме чёрного ящика»: мы можем получить только результат, но не узнаем, как ИИ к нему пришёл.

ИИ добился успехов во многих областях исследований: от медицинской диагностики до автономного вождения. Однако одна область, в которой искусственный интеллект особенно искусен, может удивить некоторых людей — дизайн шрифтов!

Изображение: Midjourney / Ольга Панькова

Давайте попробуем разобраться в потенциале создания и рисования шрифтов с помощью искусственного интеллекта, а также его влиянии на современную практику графического дизайна.

Идея интеллектуальной машины, создающей эстетически приятные шрифты, не нова; на самом деле в последние годы её изучали многие исследователи и получили интересные результаты.

Технологии создания шрифтов на основе ИИ предполагают использование алгоритмов глубокого обучения для генерации глифов, которые могут быть объединены в читаемые и визуально привлекательные шрифты, что демонстрируют такие проекты, как Google Sans (2018) или Cascading Font Selection (CFS; 2019) от Microsoft.

Кириллица Google Sans
Скриншот: Skillbox Media

Шрифт состоит из множества глифов (символов), которые расположены и разработаны для формирования общего визуального стиля, который может быть идентифицирован как единое семейство шрифтов. Каждый отдельный символ в шрифте имеет свою уникальную форму — например, строчная буква а может иметь изогнутую ножку, а прописная А — две отдельные линии, образующие структуру буквы.

Учитывая это понимание того, что составляет дизайн шрифта и как он строится, систему искусственного интеллекта можно запрограммировать на создание собственного уникального шрифта путём обучения на основе существующих шрифтов в наборах данных, которые подаются в алгоритм в качестве входных данных. Используя глубокие нейронные сети (DNN), которые обучаются посредством распознавания образов на больших объёмах визуальных данных, в этой статье показано, что системы искусственного интеллекта уже способны создавать собственные оригинальные дизайны шрифтов без вмешательства человека — хотя и с некоторыми ограничениями, связанными с размером и сложностью набора данных.

Изображение: Midjourney / Ольга Панькова

Потенциальные возможности применения этой технологии огромны. Дизайн шрифтов на основе ИИ может использоваться для создания более читабельных и эстетически приятных пользовательских интерфейсов, таких как те, что присутствуют во многих современных смартфонах. Это также может помочь уменьшить количество ручного труда, который в настоящее время требуется графическим дизайнерам при создании шрифтов с нуля, освободив их время для других задач или творческих занятий.

Однако у этой технологии есть и потенциальные недостатки, которые не стоит игнорировать. Технологии создания шрифтов на основе ИИ требуют большого набора данных для создания реалистичных и разнообразных форм глифов — то, что может потребовать значительных усилий для создания вручную, но относительно легко для системы искусственного интеллекта, имеющей доступ к необходимым ресурсам. Кроме того, из-за зависимости от алгоритмов глубокого обучения эти шрифты могут быть склонны к ошибкам или предвзятости, если они обучаются с использованием наборов данных, которые не являются репрезентативными для всех человеческих культур и опыта; это потенциальная проблема при создании шрифтов, ориентированных на глобальную аудиторию.

Изображение: Midjourney / Ольга Панькова

Система искусственного интеллекта способна генерировать свой собственный уникальный дизайн шрифта, обучаясь на основе существующих наборов визуальных данных, которые затем вводятся в алгоритм в качестве входных параметров. Хотя эти системы уже смогли создать оригинальный дизайн шрифта без вмешательства человека — хотя и с некоторыми ограничениями из-за размера и сложности базы данных — необходимы дальнейшие исследования, чтобы алгоритмы ИИ могли создавать более продвинутые, настраиваемые шрифты, которые могут имитировать традиционные стили почерка или даже генерировать совершенно новые визуальные образы.

Весь этот текст тоже написал искусственный интеллект (кроме первого абзаца) :-)

Теперь немного вмешаюсь и я, автор колонки.

Нет. Шрифту нужен человек

ИИ создал мне два текста, про шрифты и про леттеринг (второй — ниже), и сам сказал, что шрифтовые истории он генерить способен, а с леттерингом всё не так просто. Но я бы добавила: и со шрифтом не всё так гладко.

Шрифт — не только инструмент и системный набор похожих элементов. Он всё же строится в первую очередь на оптике, а не на математике, а ИИ — это 100% математика. Алгоритмы могут создавать что-то уникальное, но не способны просчитать, где и как должны быть скомпенсированы штрихи, какая должна быть пластика у букв.

Изображение: Midjourney / Ольга Панькова

Так что, думаю, ИИ-шрифты должны быть разве что акцидентные, технические или технологические. Либо всё, что может выдать нейросеть, должны вручную дорабатывать дизайнеры.

Я просила шрифт с засечками, а получился скорее леттеринг
Изображение: Midjourney / Ольга Панькова

«ИИ, ты заменишь леттереров?»

Системы искусственного интеллекта способны распознавать и генерировать закономерности, но им не хватает способности интерпретировать абстрактные представления — буквы или символы в визуальной форме. Это происходит потому, что модели ИИ опираются на числовые данные, которые не могут быть интерпретированы машинами интуитивно; вместо того чтобы рисовать фигуры, эти алгоритмы должны выводить числа, которые представляют особенности каждой фигуры (например, длину и ширину).

Для того чтобы нарисовать букву, хоть немного похожую на то, как она должна выглядеть, модели ИИ потребуются сложные алгоритмы визуального распознавания, а также доступ к эталонным изображениям букв и символов разных размеров и ориентации, что сложно для современных моделей.

Например, если попросить ИИ нарисовать форму сердца со словами любви внутри него, модели ИИ не могут создать ничего близкого к тому, что человек может сделать вручную за несколько секунд. Эта проблема подчёркивает, как далеко нам ещё предстоит пройти, прежде чем искусственный интеллект сможет повторить сложность человеческого творчества и мастерства.

Изображение: Midjourney / Ольга Панькова

Нет. Леттеринг — это ведь не просто картинки

А с леттерингом всё действительно однозначно. Искусственный интеллект и правда достиг большого прогресса во многих областях, но рисование букв и других символов «от руки» для него — одна из самых больших проблем.

Если с системным подходом алгоритм справляется, то что-то уникальное, леттеринговое ему пока не под силу.

Не просто фантазийное, а читаемое.

Изображение: Midjourney / Ольга Панькова

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована