Дизайн
#Интервью

Exactly.ai: фаундер Тоня Самсонова —‎ о нейросети для художников

Поговорили о том, как изменится искусство в эпоху искусственного интеллекта, а искусственный интеллект — из-за борьбы художников за свои права.

Изображение: durer .ai x Tim Yarzhombek

Exactly.ai — это инструмент на базе искусственного интеллекта для художников и дизайнеров. Он позволяет создавать и тренировать на образцах их творчества кастомные модели, а потом продавать и лицензии на них, и готовые сгенерированные изображения. Это перспективный британский стартап. Недавно он был выбран в программу Google for Startups Accelerator: AI First.

Мы встретились с Тоней Самсоновой, основательницей стартапа (а в прошлом —‎ создательницей сервиса TheQuestion, телеведущей и журналисткой). Она рассказала, как устроен Exactly.ai, что он может дать художникам и как она видит развитие авторских прав в будущем, когда искусственный интеллект неминуемо будет брать на себя всё больше задач.

Тоня Самсонова
Фото: Ольга Котилевская

― Как у вас появилась идея создать такую нейросеть?

― До Exactly я делала сервис TheQuestion. Потом его купил «Яндекс», и я стала там работать.

В «Яндексе» было очень много технологий машинного обучения, которые использовались для поиска и в других продуктах, поэтому я неизбежно с ними сталкивалась. Вообще, технология моделей искусственного интеллекта давно на рынке, но только недавно случился прорыв именно в генеративных моделях, которые могут создавать, например, изображения и арт.

Я подумала, что ситуация с нейросетями очень похожа на то, как происходило столкновение между медиаиндустрией и новыми технологиями 20 лет назад. Печатным изданиям и журналистам тогда пришлось конкурировать за рекламную выручку и аудиторию с поисковиками и социальными сетями. Два мира столкнулись лбами, и это привело к девальвации качества конечного продукта: оказалось выгоднее выпускать десять сомнительных материалов с кликбейтными заголовками, чем вдумчивые расследования.

Я сразу поняла, что сейчас креаторы точно так же столкнутся с нейросетями. И вот мы видим, что сценаристы ходят с плакатами и протестуют против технологий, а художники жалуются: «Мало того, что у нас никто не спросил разрешения забрать наши изображения, чтобы обучать модели, так ещё и ИИ-инструменты используются против нас. Раньше компании приходили к нам, чтобы купить иллюстрации, а теперь могут сделать их на платформах, конкурирующих с нами за наш доход».

Мне легко представить себе эти эмоции. И я очень хочу, чтобы Exactly действительно улучшал их жизнь, а не воровал у них результаты труда. Не обязательно ходить с плакатом и протестовать против ужасных математиков и Data Scientists. Можно найти способ, где будет win-win, и от развития технологий выиграют все.

Если вы откроете «Инстаграм»* и подпишетесь на художников, то увидите, какие разные у них работы. Кто-то рисует акварелью, кто-то шьёт кукол, кто-то рисует цифровые иллюстрации. Но когда мы смотрим на картинки, сделанные нейросетями, нам кажется, что они одинаковые.

Я не хочу мир, в котором всё нарисовано в одном стиле. Оставьте мне мир, где есть индивидуальности и они по-разному его видят.

Изображение: durer.ai x Tim Yarzhombek / Behance

Как устроен Exactly.ai?

― В нашей команде инженеры работают в плотной связке с искусствоведами, с людьми, способными оценить конечный результат. Нужно было понять, как из маленького количества картинок извлечь какие-то паттерны. Например, если нам человек загрузил десять своих изображений, мы можем уловить его стиль.

Это сложная задача. Она связана с тем, что может распознать технология computer vision. Например, Google просит у вас отметить картинки со светофорами. Сегодня технология computer vision настолько классная, что, если мы дадим компьютеру изображение светофора, он поймёт, что это светофор. Если он увидит, например, меня, то определит, что я женщина с тёмными волосами, и даже назовёт моё имя.

Но все эти модели обучены на данных, которые есть в интернете. У компаний есть гигантские вычислительные мощности, чтобы обработать их и научиться распознавать. Однако эти технологии надо дорабатывать, если речь идёт о практических задачах. Например, беспилотные автомобили. Важно было научиться определять, что находится на дороге, едет ли автобус, идёт ли снег или дождь. Моделей, которые это умеют делать, много, потому что много компаний решало эту практическую задачу.

Данные о том, в какой технике нарисована та или иная картинка, искусственный интеллект распознавал не очень хорошо. Например, какие там цвета, какая палитра, мазки, это карандаш или пастель? А эта пастель такая или другая? А это масло или акрил? А краска размазана шпателем или кисточкой? Чтобы понять стиль художника, нужно на всё это обратить внимание.

А ведь это гигантский рынок. Компании ежегодно тратят триллион долларов, покупая время и талант людей, которые могут создавать изображения. 200 миллионов человек в мире зарабатывают на этом рынке. И эта индустрия будет только расти благодаря развитию разных инструментов. Но бизнес покупает не технологии, бизнес покупает таланты, индивидуальность художника. Поэтому если мы хотим создать искусственный интеллект для профессионалов, то самое важное ― добиться того, чтобы искусственный интеллект понимал их индивидуальность.

Допустим, обычная нейросеть нарисовала вазу, воспользовавшись миллионом разных картинок. Но если это моя профессия, мне не нужна случайная ваза, мне нужна конкретная. Я умею делать уникальные вазы, поэтому мне нужна моя персональная модель искусственного интеллекта.

В нашем продукте художники могут фактически создать свою DALL-E. Несмотря на то что у вас нет кандидатской в машинном обучении, вы не инженеры, вы сможете сделать свою модель.

Вам только нужно иметь свои картинки, на которых вы эту модель сможете обучить. И эта модель принадлежит не Exactly, а художнику. И все картинки, которые с этой моделью сделаны, принадлежат креатору. Если изображения, которые он загрузил, принадлежат ему ― а мы это проверяем, ― то всё, что он создал в нашем инструменте, будет его интеллектуальной собственностью.

Скриншот: сайт Exactly / Skillbox Media

― А если пользователь захочет создать модель на основе каких-то изображений, найденных в интернете?

― В этом случае человек не сможет получить копирайт. Возьмём простой пример. Допустим, я пришла в «Инстаграм»* другого художника и сделала скриншоты его картинок, а потом обучила Exactly на его работах. В этом случае я не смогу доказать, что у меня есть права на изображение, которое я загрузила. Мы не будем запрещать вам играть в такую модель: может, вы учитесь рисовать и вам нужны референсы.

Но что вы не можете сделать, так это стать правообладателем картинок, которые вы создали с моделью, если она обучена на чужих изображениях. А вот если они ваши, то у вас есть права и на готовые работы, и на лицензию, которую вы можете продать клиенту.

Изображение: durer.ai x Tim Yarzhombek / Behance

― А ещё вы делаете выставки. Сейчас у вас проект в Шордиче (район Лондона). Расскажете о нём?

― Мы делаем выставки, потому что мне кажется, что очень важно давать художникам не только инструменты, но и возможность стать знаменитыми и успешными. На Fiverr люди продают одно изображение за 5 евро, а у известного иллюстратора цена может достигать 5 тысяч евро.

Это гигантская разница, и зачастую она зависит не от того, насколько вы талантливы, а от того, были ли у вас персональные выставки, выставлялись ли вы в музеях, кто заказывал у вас работы.

На то, чтобы построить свою карьеру, у художника может уйти целое десятилетие. Мы делаем выставки для того, чтобы люди, которые пользуются Exactly, стали знаменитыми, чтобы к ним приходили клиенты и платили им не 5 евро, а 5 тысяч евро за картинку.

В Шордиче мы показываем не картинки, а модели. Люди, которые приходят в галерею, могут зайти в Exactly на страницу публичных моделей, выбрать любую, нажать, создать картинку и увидеть её на стене. Так мы демонстрируем, что модель может сделать только человек, у которого есть собственный стиль.

И что самое главное, если вы просто умеете рисовать и копируете кого-то, вас быстро сметёт AI. Теперь этот скилл не ценен. Ценны вы, ваша индивидуальность, то, как творите только вы. На этой выставке мы хотим показать, что люди важнее, чем способность что-то создать одним щелчком мышки.

Изображение: durer.ai x Tim Yarzhombek / Behance
Изображение: durer.ai x Tim Yarzhombek / Behance

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована