Дизайн
#статьи

От романтизма до Новой волны. Фрагмент книги «Графический дизайн: стилевая эволюция»

Глава о том, как в мир дизайна пришёл постмодернизм.

Пендикова Ирина / «Графический дизайн: стилевая эволюция» / издательство «Магистр»

В этом году в издательстве «Магистр» вышла книга «Графический дизайн: стилевая эволюция». Хотя издание выглядит довольно простым и не имеет ярких картинок, оно должно занять заслуженное место на полке дизайнера.

В книге последовательно излагается история графического дизайна с момента его зарождения в XIX веке до конца 1980-х. Опорными точками служат десятилетия и имена дизайнеров, создавших образ эпохи. Через «Искусства и ремёсла», Баухауз, афиши 1930-х и шрифтовые эксперименты 1940-х авторы подводят читателя к эпохе постмодернизма и появлению Новой волны.

С разрешения издательства публикуем фрагмент из финальной главы.

Изображение: Пендикова Ирина / «Графический дизайн: стилевая эволюция» / издательство «Магистр»

Постмодернистская Новая волна: «типографика хаоса»

Началом эпохи постмодернизма условно считается 1975 г. В эпоху постмодернизма, по выражению канадского культуролога М. Маклюэна, планета постепенно приобретает статус произведения искусства, а человек превращается в объект художественных манипуляций. В результате человеческой деятельности окружающая среда преобразуется по законам творчества, а граница между искусством и реальностью исчезает. Дизайн становится ключевым видом профессионально-творческой деятельности, а в связи с развитием сферы Интернета особую, флагманскую роль начинает выполнять графический дизайн.

Основной тезис классического понимания сущности дизайна — «форма следует функции» — перестал быть главным, а важнейшая роль дизайна стала заключаться не столько в удовлетворении потребностей человека, сколько в установлении коммуникации с ним как с потенциальным потребителем.

При этом произошла полная победа визуальной культуры — исчезла потребность в удобочитаемости шрифта, так как развороты журналов воспринимаются как целостная картинка — вместе с акцидентными шрифтами и колонками текста. На первое место выходит проблема метафорического формообразования, которое направлено на создание игровой ситуации как наиболее эффективного контекста рецепции потребителем заложенной в проект концептуальной идеи. Стилевые особенности постмодернистского дизайна обусловлены тем, что общество потребления вступило в фазу избыточного потребления, и этот «избыток» на протяжении 1980–1990-х гг. будет определять ситуацию и в графическом дизайне.

Именно в Базеле — на родине интернационального стиля зародилась Новая волна в графическом дизайне, начало формирования которой было положено учеником и коллегой крупнейших мастеров Базельской школы Э. Рудера и А. Хофманна — Вольфгангом Вайнгартом (р. 1941).

Уже через год после появления Вайнгарта в Базельской школе (1964) в его сознании началась переоценка ценностей швейцарской типографики, вызванная ощущением жёсткой заданности выработанного канона и невозможностью реализации свободной творческой мысли дизайнера.

В. Вайнгарт начал процесс восстановления в правах визуально образного решения проектной задачи, для чего первоначально стал экспериментировать с эффектами, возникающими благодаря игре с межбуквенными расстояниями и интерлиньяжами. Именно с Вайнгарта начался отход от удобочитаемости как главного требования к печатному тексту.

Типографика В. Вайнгарта. 1974 г. Изображение: издательство «Магистр»

Особенной заслугой Вайнгарта представляется его требование развития свободного концептуального мышления, позволяющего поднять типографику до уровня искусства — общей тенденции постмодернистской парадигмы культуры.

Один из самых вдохновляющих его типографических экспериментов родился из его путешествий в Ливан, Сирию и Иорданию (1966–1968), где он снимал с борта лёгкого двухмоторного самолёта руины римского храмового комплекса в Баальбеке и древнеримского театра в Босре, крупные планы древних каменных построек Иерусалима и Бейрута и совершенно пустынные ландшафты. Все эти впечатления, зафиксированные в фотосъёмке, вдохновили его на создание совершенно новых визуальных структур в типографике в противовес ортодоксальной модульной сетке.

На этих принципах строилась новая педагогическая система Вайнгарта: студенты должны были искать самостоятельные творческие концепции, а единственным ограничением творческого полёта обозначались только существующие условия полиграфического производства.

Если в начале своей карьеры Вайнгарт говорил об ограничении творческих возможностей металлическим набором, то в 1980-х гг. он стал пионером внедрения в профессиональную деятельность компьютерной техники. Именно в его учебном заведении в 1984 г. впервые кабинеты были оборудованы компьютерами Macintosh 512К — так началась новая цифровая эпоха в развитии графического дизайна.

Эксперименты В. Вайнгарта, усвоенные учениками его школы, привели к появлению Новой волны в графическом дизайне и формированию нового стилевого направления, соотносящегося с художественно-эстетическими принципами постмодернизма. Его наиболее последовательными учениками стали Даниэль Фридман и Эйприл Грейман.

Идеи, полученные американскими дизайнерами во время обучения в Базельской школе дизайна у В. Вайнгарта, привели к появлению такого явления в графическом дизайне, как калифорнийская Новая волна. Дизайнеры Новой волны преодолели ортодоксальность швейцарского интернационального стиля, внедрив эмоции и композиционный хаос в типографику, открыли путь для широкого разнообразия творческих подходов в проектировании.


Научитесь: Графический дизайнер с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована