Здесь живёт джаз и модульная система
Как дизайнеру улучшить визуальную среду и сделать приятное место ещё лучше? Просто: вдохновиться и предложить свои навыки.
Фото: Лёша Пушкарёв
Рассказываем, как дизайнер зашёл на бранч в джаз-клуб и захотел сделать классную коллаборацию, собрал джаз-бенд плакатистов и разработал модульный визуальный стиль. Pro bono.
Джаз-клуб
«Эссе» — двухэтажный музыкальный клуб в центре Москвы. Здесь уже больше десяти лет каждый день исполняют классический и современный джаз, этно-джаз, блюз, соул, фанк. Это важная площадка для музыкантов, ценителей стиля и тех, кто пока ничего не знает о джазе: в «Эссе» проводят лекции-концерты, образовательные мероприятия, мастер-классы.
— Года два назад я в очередной раз был на джаз-бранче Петра Востокова в клубе «Эссе». Это бесплатная небольшая концертная программа во время обеда. Тогда я заметил, что в клубе появилась отдельная стенка с живописными портретами музыкантов, написанными маслом или акрилом в экспрессивной манере.
В аннотациях узнал имя художника — Игнат Кравцов — и контакты, к кому можно обратиться по поводу работ. У меня появилась мысль, что клубу, возможно, интересны коллаборации на тему искусства и дизайна.
Плакаты
Лёша Пушкарёв написал о себе и о содружестве дизайнеров СМРГ, которое развивал в то время, показал плакатные выставки и работы и предложил пообщаться. Так он познакомился с Анной Рогава, художественным директором клуба.
Оказалось, что Анна давно хочет делать что-то связанное с дизайном, ведь джаз и плакатная графика давно идут нога в ногу в Европе.
Так пилотной коллаборацией с «Эссе» стала выставка плакатов на день джаза.
Клуб проводил небольшой фестиваль New Era of Jazz, где восемь молодых коллективов экспериментировали с музыкой. Восемь дизайнеров СМРГ тоже решили объединиться в джаз-бенд: каждый создал собственный типографический слой, потом их объединили, и получились уникальные постеры, по одному для каждой музыкальной группы.
Язык
Следующим проектом стал новый визуальный стиль для коммуникаций клуба.
Дизайнерка «Эссе» Алиса Исайкина уже начинала работать над ним: клуб не менял свой графический язык уже очень долго, хотя за годы и контент, и аудитория, и московская визуальная культура в целом стали другими. Лёше Пушкарёву предложили подумать над этой задачей вместе с Алисой.
Лёша
— У меня есть небольшой проект — «Штормкласс», волшебный пинок для дизайнеров, которые забуксовали: мы садимся и буквально за час или два придумываем несколько интересных решений конкретной задачи. И я предложил Алисе попробовать этот формат.
Коммуникации клуба — это в первую очередь афиши и анонсы предстоящих концертов и встреч. В печатном формате их располагают в лайтбоксах на фасаде, в digital — на сайте.
Выступлений много, исполнителей с разными характерами и стилем тоже, поэтому главной задачей было создать новый, удобный язык коммуникации. Все афиши, карточки и баннеры должны часто и легко меняться, при этом формат объединяющей графики должен подходить к разному контенту и не мешать музыкантам выражать свою индивидуальность так, как они предпочитают, — часто визуальные материалы и фотографии клубу дают сами артисты.
Лёша
— Ресёрча, по сути, никакого не было. После первой встречи с Анной и Алисой, где мы обсуждали даже не работу над графическим языком, а возможные коллаборации, я ехал домой вдохновлённый и фактически придумал решение в полумедитации за рулём. Вечером я набросал концепцию, мы практически сразу утвердили её и приступили к проработке и реализации.
Основным приёмом стала простая вариативная система вёрстки макета: она позволяет адаптировать вижуал под любой формат и любую задачу — от имиджевой до информационной.
Квадрат
Когда контент часто меняется, важно найти главный и несущий принцип брендинга, который будет связывать разнородные картинки, тексты и детали графики.
В визуальном языке «Эссе» такой основой стал логотип — базовый бренд-элемент, который всегда на переднем плане, в фокусе. Он олицетворяет саму площадку, сам клуб, маркирует его. Он единственный неизменен, а всё, что происходит в клубе, — экспериментальное, всегда разное и постоянно меняется.
Джазовую музыку часто считают чистой импровизацией, но у неё есть чёткая основа, которую называют джазовым квадратом. Это цикл аккордов, в который полностью вмещается музыкальная тема.
Квадрат работает как динамический графический элемент системы. Она увеличивается в зависимости от объёма контента и задачи, которую должен выполнять вижуал — быть имиджем или анонсом. И такая система может схлопываться обратно до самого логотипа.
Изменение размера и компоновка формы происходит по строгой сетке: это уравновешивает графическую тональность контента и приструняет всегда разный и хаотичный дизайн самого плаката.
Лёша
— Мы нарисовали простую модульную сетку на основе квадрата-логотипа и разделили имиджевый (звуковой) контент и информативный на два слоя. Первый визуальный слой — как музыкальные события — заполняют всё пространство макета (клуба), а информация накладывается сверху, как стикер, который динамически меняется в зависимости от типа макета и его задачи. Этот принцип — метафора самого клуба, где есть очень простая лаконичная архитектура, площадка, сцена, а то, что происходит на ней, — всегда разное.
Шрифт
Лёша и Алиса решили заодно освежить фирменную типографику и лого современным гротеском.
Выбрали гарнитуру Jeko Typeface лондонского дизайнера Ellen Luff. Это шрифты без засечек со строгой структурой, в которой чёткие и ясные геометрические формы повторяются и создают визуальный ритм, буквально как в музыке. Кроме того, с ним просто удобно работать: Jeko вариативный и поддерживает кириллицу.
Лёша
— Слушать джаз — сплошное удовольствие, делать живой дизайн — тоже. Так что единственной сложностью в этом проекте было убедить, что шрифт нужно покупать.
Итог
Получившийся модульный стиль оказался действительно максимально вариативным и простым в использовании.
Дизайнер «Эссе» продолжает рисовать вижуалы в своё удовольствие, подставляя в макеты контент о музыкантах и коллективах. Больше не приходится задумываться о вёрстке каждой афиши и о том, что контент нужно подстраивать под графику.
Фотографии, иллюстрации, типографика стали существовать сами по себе, при этом они наслаиваются друг на друга и создают единое высказывание.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Чёрно-белая идеология: о дизайне нового издания «1984»
- От Хаоса до Бытия. Как пометки композитора в партитуре стали шрифтом
- Дизайн с особыми чувствами: вещи для детей без банальностей и избитых сюжетов
- Последнее впечатление — самое важное: человечный дизайн для студии постпродакшена
- «Динамика»: как сделать бренд из программы лояльности