Съестные и прописные: как ESH сделали студийный шрифт
Каждой приличной дизайн-студии нужен собственный брендинг.
Иллюстрация: ESH Gruppa / Полина Честнова для Skillbox Media
В конце лета 2023 года дизайнеры ESH объявили в своём телеграм-канале, что приступили к работе над фирменным шрифтом студии и готовы показывать процесс всем желающим.
Так началась серия стримов, голосований, разборов архивов, публичных ревью и коллективного рисования — и вот, через год команда представила ESH Typeface и мерч студии.
Мы узнали, зачем вообще студии шрифт и что общего в дизайне букв и кулинарии.
Свой шрифт
В портфолио ESH Gruppa с 2016 года накопились проекты для IT, культурных институций, ретейлеров и производителей, сервисов и фестивалей, и почти в каждом можно найти одну общую деталь: шрифтовую графику с выразительным характером.
Так что акцидентный шрифт для собственной айдентики стал продолжением любимого стиля работы ESH.
Осенью 2024-го студия опубликовала дисплейный шрифт — живой, немного округлый, отчасти геометричный и рифмующийся с приветливой графикой логотипа студии.
Шрифт ESH Typeface — часть визуальной идентичности студии. Часто у дизайн-студий нет своей узнаваемой айдентики, и получается ситуация «сапожник без сапог».
Мы хотели пополнить инструментарий нашей айдентики и придумали сделать шрифт, который придаст фирменную интонацию любому набранному им заголовку. И сразу даст понять, что это мы, — даже без логотипа ESH.
Филипп Третьяков, арт-директор и партнёр студии ESH
Акцидентность шрифта ESH двухуровневая:
- Есть основной набор символов и альтернативные знаки с более озорной графикой.
- У строчных и прописных букв разный характер.
А значит, меняя регистр и стилистику, можно визуально регулировать тон текста.
Мы с Катей ДД сошлись на том, что наша любимка — строчная буква «а».
Как это часто бывает в шрифтах, именно в строчной «а» видно максимум характера и настроения. Хотя, конечно, в шрифте так много всего, что в одну букву это просто невозможно уместить. Ну и, мне кажется, она (буква) похожа на Катю.
Стефан Лашко, арт-директор и партнёр ESH Gruppa
Открытый микрофон
Работать над проектом публично и вообще открывать дизайн-процессы аудитории — подход нетривиальный. С одной стороны, есть риск, что люди извне, не погружённые в контекст студии, внесут хаос. Но с другой — взгляд и идеи со стороны помогают найти свежие, не очевидные команде решения.
Мы затеяли все эти стримы в том числе и потому, что клиентские проекты часто не можем показывать в процессе. А этот — наш, собственный, и мы можем делать его онлайн в прямом эфире.
Сперва это был эксперимент — мы решили просто попробовать. И после нескольких подходов уже все втянулись — и команда, и наши дорогие подписчики канала.
Здорово, что мы использовали эту возможность.
Стефан Лашко
Я вообще раньше никогда в жизни не участвовала в прямых эфирах — боялась очень. Это был выход из зоны комфорта.
Перед первым стримом я ужасно нервничала, после — долго отходила: обдумывала, что я там сказала, то или не то. А потом, когда уже был 3-й, 4-й, 5-й и другие стримы, я уже привыкла, и стало легко и интересно.Ну а самое любимое — это были абсурдные голосования и опросы в канале.
Катя ДД, дизайнер шрифта
Опросы действительно были весёлыми и абсолютно абсурдными.
Например, мы предлагали выбрать между двумя разными буквами, которые и так будут двумя разными. Или предлагали сопоставить букву и эмодзи.
Иногда хотелось просто «засинхрониться» с аудиторией — например, мы вешали картинку буквы и спрашивали: «Yes or no?»
Ещё пытались делать мемы со шрифтом. Могу сказать, что это очень сложный жанр!
Стефан Лашко
Мерч и иллюстрации
К релизу кастомного шрифта в ESH подошли основательно: с анонсами, спойлерами и продакшеном контента. А ещё — эффектной презентацией.
Обычно шрифты в диджитале демонстрируют на небольших образцах текста — это утилитарно, удобно и не занимает много ресурсов. Но здесь для иллюстрации характера студийного шрифта дизайнеры ESH представили знаки «материальными». Концепцию тоже построили не на броской графике букв, а вокруг идеи… еды.
Процесс работы над шрифтом был похож на работу повара над новым блюдом: мы выбирали лучшие ингредиенты, искали правильный баланс вкусов, спорили о жирности и давали попробовать друзьям, чтобы услышать их мнение. Эта метафора легла в основу «съедобных» 3D-иллюстраций, которые весело презентуют шрифт.
Из описания проекта для Фестиваля нового дизайна «Среда» — 2024
Мы не закладывали ретровость в иллюстрации. Скорее стремились к реалистично-гротескной, «сочной» картинке, какая часто бывает в рекламе еды. Главным критерием было — чтобы захотелось съесть!
Делать их совсем уж реалистичными, как фотографии, показалось скучно, и тут очень кстати подошёл 3D-стиль Нины Захаровой. Он добавил артистичности и капельку мультяшности в иллюстрации и принты для мерча.
Вообще, идея о визуализации через тему еды появилась на брейншторме: тогда мы первый раз провели аналогию между процессом создания шрифта и приготовлением блюда. Сперва думали о том, что мерч может напоминать дизайн кафе или доставки; или что можно буквально сделать униформу для выдуманного ресторана. Чуть позже мы остановились на иллюстрациях со знаками как готовым продуктом.
Полина Сырватка, ведущий дизайнер
Крупные агентства, известные студии и дизайнерские компании нередко выпускают свой мерч. Обычно это предметы с логотипами, которые дают сотрудникам или, например, дарят подписчикам на конкурсах.
Не просто выпустить студийный мерч, а разработать дроп в честь релиза кастомного шрифта ESH Typeface было ещё одной оригинальной идеей команды.
Мы сделали шрифт для внутристудийного использования, поэтому продавать его не будем. Мерч мы также изначально задумывали делать лимитированным тиражом только для команды, но наши друзья и подписчики выразили желание заполучить футболки, поэтому мы решили увеличить тираж и объявим о предпродаже.
Филипп Третьяков
Больше интересного про код — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!