Дизайн
#статьи

Дизайн и социальная ответственность: ESH Gruppa стала частью проекта о проблеме насилия

Как визуальные метафоры помогают говорить на сложные темы.

chinahbzyg / shutterstock

17 ноября в Еврейском музее и центре толерантности начнёт свою работу выставка «Несомной». К её открытию запустили одноимённый документальный веб-проект, исследующий природу насилия. За визуальное оформление сайта отвечали дизайнеры из ESH Gruppa. Мы поговорили с командой студии о концепции проекта и разработке айдентики.

Изображение: «Несомной» / «Такие дела» / Еврейский музей и центр толерантности / дизайн студии ESH Gruppa

Идея проекта

Веб-проект «Несомной» состоит из двух частей, главная из которых — документальный фильм. Его создали на основе интервью с 12 героями, пережившими опыт эмоционального насилия. Они расскажут о детских воспоминаниях, в которых родители кричали друг на друга, повышали голос и поднимали руку на ребёнка; о школьных годах, когда было одинаково просто участвовать в травле более уязвимого одноклассника и самому стать объектом насмешек; об отношениях, в которых один из партнёров был сильным, а другой — зависимым; о работе, которая превращала человека в функцию, и сотрудниках, ведущих войну друг против друга.

Изображение: «Несомной» / «Такие дела» / Еврейский музей и центр толерантности / дизайн студии ESH Gruppa

«Мы выросли в обществе, где бить ребёнка — ещё недавно было нормой воспитания. Нас не учили проговаривать свои чувства, не скатываясь в агрессию или эмоциональный шантаж. Мы не знаем, что делать, когда на наших глазах задевают слабого. Но мы уверены в том, что обо всём этом важно говорить.

Одна из важнейших идей веб-проекта „Несомной“ — это возможность преодоления травмы через открытый разговор. Поэтому в механике сайта предусмотрен интерактивный модуль, позволяющий в реальном времени посмотреть фильм и обсудить его с тем человеком, с которым вы поделитесь ссылкой».

Визуальный стиль

Онлайн-издание «Такие дела» и команда Еврейского музея и центра толерантности предложили ESH Gruppa разработать визуальный стиль. Основную концепцию доработали на воркшопах с авторами проекта Сергеем Карповым и Галиной Мосаловой. После этого студия параллельно создавала айдентику и механику веб-проекта, а на финальном этапе разрабатывала UI цифрового продукта.

Основой айдентики стала визуальная метафора отрешённости от ситуации, когда человек видит мир в общих чертах, не вникая в детали. Эту идею дизайнеры студии развили благодаря эффекту текстурного стекла в работе с изображениями, видео и типографикой.

Этот приём органично совмещается с большим количеством визуального контента, который используется в проекте, не переводя внимание на себя. Также студия подготовила решение для выставочного пространства в Еврейском музее, плакаты, промомакеты для веб-версии и мерч.

Работа с материалом

Вторая часть проекта «Несомной» — это истории зрителей. После просмотра фильма у каждого будет возможность рассказать о своём опыте насилия — с позиции жертвы, агрессора или свидетеля. Записать видео или только аудио (на условиях полной анонимности) можно на сайте или в специальной зоне музея, где всем участникам будет обеспечена приватность. Записи, прошедшие модерацию, станут частью веб-проекта «Несомной» и одноимённой выставки.

«С самого начала мы задались вопросом: „Как рассказать про насилие без чернухи?“ В поисках верной интонации мы изучили множество проектов на тему насилия: социальную рекламу, художественные проекты, сайты организаций и фондов. Мы увидели, что в большинстве случаев интонация этих проектов тревожная или манипулятивная, она шокирует и привлекает внимание, но не даёт места для рефлексии.

„Несомной“ показывает истории людей, переживших насилие, и даёт зрителю возможность поделиться своей историей с другими, таким образом делая первый шаг к преодолению травмы. А чтобы привлечь людей к такому нелёгкому разговору, мы должны создать атмосферу безопасности с помощью вкрадчивой и чуткой коммуникации.

Далеко не все герои проекта столкнулись с насилием в роли жертвы. „Несомной“ с большим вниманием относится к позиции свидетеля — самой непрозрачной из всех, на первый взгляд, вообще не подразумевающей возможность травмы. Авторы проекта также избежали демонизации агрессоров и задали им честные вопросы о силе и уязвимости, выборе и его отсутствии.

Мы рассмотрели роли жертвы, свидетеля и агрессора в ситуациях насилия и нашли один общий признак — все участники в разной мере оказываются отделёнными от реальности, закрываясь от самих себя, вымещая злость на другом или пытаясь не замечать чужих проблем».

Курс

Профессия Графический дизайнер

Вы узнаете, как создавать айдентику бренда в вебе и для печати. Научитесь работать в Illustrator, Photoshop, InDesign и Figma. Добавите в портфолио плакаты, логотипы, дизайн мерча и другие сильные проекты. Начнёте карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована