Дизайн-2021: люди, проекты, студии
Историк искусства Мария Савостьянова выбирает значимые работы 2021 года и рассказывает, что они говорят о 2022-м.
Иллюстрация: isabel+helen’s ‘inflatable bags’ / designboom / voltatrucks / offishial instagram / foam logo / talent.foam / sixnfive / Meery Mary для Skillbox Media
Мария Савостьянова
Историк искусства, критик. Преподаёт в школе дизайна при РАНХиГС. Заместитель издателя журнала о современном искусстве Russian Art Focus. Автор книги «Дизайн сегодня»
Какие люди и проекты привели нас в 2022 год? На этот вопрос каждый профессионал отвечает, исходя из собственного опыта. Однако любопытно взглянуть на имена и работы, которые остались на дне сита крупных информационных хабов, посвящённых дизайну. Что взяли с собой в историю Designboom и Dezeen (платформы, публикующие сотни новостей и популярные во всём мире) и в какие большие тенденции встраивается их выбор?
Невесомая архитектура, идея движения и визуальные образы
Посмотрим на некоторых победителей десяти номинаций Design Prize 2021 — премии, учреждённой Designboom в 2017 году.
Джунья Ишигами получил «Золотую Мадоннину» (статуэтку The Design Prize) за проект Дома культуры и искусств в Токусиме. Ишигами — архитектор, награждённый «Золотым львом» Венецианской биеннале (2008), с опытом работы в бюро SANAA. Его особенность: прозрачная, визуально невесомая архитектура — мираж, который кутает ландшафт как утренний туман.
Дом культуры — это фирменные белые платформы с тонкими колоннами, распластанные по участку, который примыкает к руинам старинного дворца.
Дух времени здесь в задачах, которые ставит себе сам архитектор. Он знает, что общественные здания давно проектируют так, чтобы они могли менять функцию.
Однако в качестве изменений Ишигами представляет природные катастрофы и новые эпидемии. В случае наводнения его парящие в воздухе крыши могут служить площадкой для эвакуации, а открытые и полуоткрытые террасы, наряду с хорошо вентилируемыми помещениями, — гигиеничны при распространении новых вирусных инфекций.
Получается, в прогнозах Джуньи Ишигами жизнь без эпидемий уже маловероятна.
Среди новичков, то есть бюро и студий, вышедших на рынок менее десяти лет назад, лучшими признаны англичанки Изабель Гибсон и Хелен Чеснер (Isabel + Helen). Эти выпускницы Колледжа искусств Челси одержимы идеей движения. C 2012 года они анимируют бытовые и носильные вещи, витрины, гаджеты, разливы краски, логотипы и почти всё, что потенциально может двигаться.
Оказалось, что инженерные эксперименты Isabel + Helen нужны прославленным брендам. Среди компаний, которые захотели механического драйва, — Moncler, Bottega Veneta, Dior, Hermes, Stella McCartney. Не говоря уже о спортивных брендах вроде Adidas и Nike, для которых движение — жизнь. Обратили внимание на девушек Тейт Модерн и Музей Виктории и Альберта, что логично, ведь анимированные инсталляции и скульптуры Isabell + Helen скрепляют искусство и дизайн.
Работы студии отмечены неслучайно. В последние три года кинетизм и художники, увлечённые кинетическим искусством, получили десятки музейных выставок, внимание публики и прессы.
Достаточно вспомнить монографическую выставку Александра Колдера в нью-йоркском Музее современного искусства или «Лабораторию будущего. Кинетическое искусство в России», показанную в Третьяковке в 2021 году.
Аргентинец Эсекьель Пини и его студия Six N. Five, работающая в Барселоне, оказались лучшими в категории «коммуникация». Название студии отражает реальный опыт: долгие годы за свои проекты Пини принимался, заканчивая основную работу, то есть начиная с 6 часов 5 минут вечера. Его студия занимается фильмами, анимацией, предметами, в основе которых — визуальные образы, сгенерированные компьютерными программами со множеством деталей и характерным цветовым решением. Среди последних громких проектов — 11 десктопных фонов (wallpapers) для Windows.
Ещё одна работа студии — трёхминутный ролик «Восстание» (The Кevolt), который можно назвать настоящим произведением видеоарта. Сюжет — бунт вещей, озорные и злые энергии, которые таит в себе материальный мир. Тема совсем не новая, но в трактовке аргентинца — предупреждение, которое нам нужно воспринять как можно скорее.
Первую минуту нам показывают красивый, безлюдный минималистичный дом с бассейном. Потом начинаются странности: кто-то надавил на дверцы шкафа, на полке качнулся букет, слегка сдвинулся пластиковый стул. В середине видео вещи входят в раж: пластиковый стул крутится в брейк-дансе на столе, потолочный вентилятор гонит воздух, пляшет армия вантусов, оставляя следы на стенах и потолках, а сушилка прыгает на двуспальной кровати. Потом начинаются разрушения.
Сайт о фотографах, ресторан и электрический грузовик
У платформы dezeen.com так подробно устроена конкурсная сетка, что победителей оказалось целых 58. Выбирают и людей, и проекты, в том числе лучших архитекторов, визуализаторов, промдизайнеров, лучший ресторан, офисное пространство, носильный предмет — заметим, в этом году победил силиконовый молокоотсос. Это интересно, потому что материнство не в фокусе, а молокоотсос выбрали, потому что в фокусе личный комфорт. Мы наложим своё сито и назовём проекты, которые точнее всего говорят, с какими идеями мы пришли в 2022 год.
Лучшим веб-сайтом признан talent 2020.foam.org, спроектированный студией Build in Amsterdam для амстердамского музея фотографии FOAM. Надо сказать, что музей всегда следил за своим фирменным стилем и держал марку продвинутой институции. Сайт посвящён двадцати молодым фотографам. Чем он хорош? Удобством и уважением к работам: есть элементарная навигация и возможность увидеть фотографии в максимальном увеличении. За период пандемии мы приучили себя смотреть искусство в интернете, а разработчики сайта, очевидно, проанализировали многие пользовательские предпочтения и сделали правильные выводы.
Лучшим по части устойчивого развития признан мадридский ресторан Mo de Movimiento архитектора Лукаса Муньоса. Заведение было почти полностью построено из мусора и отходов. Муньос, который настроен делать архитектуру и мебель из найденного на улице (а лучше на помойке), решил последовательно использовать только те материалы, которые остались от старых помещений — на месте ресторана раньше находились театр и студия звукозаписи. Все элементы конструкции — повторная сборка старых балок.
Этот проект вызывает восхищение и оторопь — столько всего придумано и приспособлено: налицо невероятная изобретательность, которая часто проявляется у людей, стоящих на пороге полной нищеты. Что актуально — по понятным причинам, крайняя бедность волнует не только испанцев.
Ещё один победитель, теперь уже в номинации «маленький интерьер» — кафе The Arena Papi на парижской улице Ришер. Этот проект студии Neri& Hu многих заставит мечтать о профессии дизайнера, потому что он прост, концептуален и выразителен как произведение искусства.
Небольшое пространство на первом этаже старого османовского дома хорошо просматривается с улицы и деликатно «приглашает» зайти, будто зовёт тихим голосом парижан-интровертов, с трудом восстанавливающих коммуникацию после долгих месяцев изоляции. С улицы кажется, что там, в стенах XIX века, в жилище эстетствующих интеллектуалов, ещё не закончен ремонт.
Видны кирпичные стены, каменная кладка, всё остальное — стойка, стулья, столы — будто вырезано из картона: ни громких звуков, ни ярких цветов. Зачем лишнее? Расчищенные парижские стены и так красноречивы.
В этом интерьере всё взвешено на аптекарских весах, и каждое движение материи — силуэт стула, фактура, вешалка — выглядит как идеально выполненное упражнение. Интерьер минимальный по усилиям, но в нём так сильно настроение, что место общепита похоже на высокую поэзию.
Неудивительно, что Neri& Hu, автор кафе на улице Ришер, признана лучшей архитектурной студией 2021 года. Росанна Ху и Линдон Нери (Neri& Hu) — китайская пара, живут и проектируют в Шанхае. Оба китайцы, воспитанные вне Поднебесной. Он вырос на Филиппинах, но с 15 лет учился в частных школах в Америке, её детство прошло на Тайване, но ещё подростком она переехала в США. Оба отучились в лучших университетах, поженились и начали работать в команде архитектора Майкла Грейвза. Потом строили много и умно, предлагая заказчикам уникальные решения, в которых Запад видит Восток и наоборот.
Стоит отметить, что среди победителей, отобранных Dezeen, есть только одно транспортное средство, но выдающееся. Volta Zero — первый в мире электрический 16-тонный грузовик (как утверждают разработчики, дизайнеры лондонского бюро Astheimer). Его замыслили и спроектировали специально для перевозок в центре городов. Наградили этот проект потому, что мир по-прежнему движется к нулевым выбросам углеводорода. Это значит, что, несмотря на пандемию, некоторые долгосрочные стратегии живы. Например, никто не перестал думать об экологичном транспорте, а значит, нефтяная игла рано или поздно утратит свою актуальность.
Мы видим вкус к смешиванию аналогового и цифрового. Кинетическая механика и принцип «сделай сам» привлекательны для поколения, выросшего в оцифрованном мире. Женщины не сдают позиции в проектировании. И, наконец, ситуация в мире развивается в таком направлении, что очевидно — соревноваться в изобретательности из-за бедности дизайнеры продолжат и в 2022 году.