Навигация хлебозавода: кейс студии DEZA
Как мы поучаствовали в реновации общественного пространства и не сошли с ума.
Фото: DEZA
В мае 2022 года нас, студию DEZA, пригласили участвовать в конкурсе на разработку навигационного оформления пространства, которое реставрировал застройщик RBI, — Левашовского хлебозавода. Хотя мы понимали, что проект масштабный, нестандартный и в чём-то сложный и непонятный, мы согласились — и смогли победить. Но радость от победы быстро сменилась осознанием объёма грядущей работы.
В июне 2022 года наша команда впервые приехала на объект. Раньше мы никогда не делали навигацию для крупных зданий, а сейчас со всей ясностью поняли, в какую крутую историю попали.
Вспоминаем и рассказываем, каково это — участвовать в реконструкции исторического здания и, даже не обладая должным опытом, вполне успешно приложить руку к работе над уникальным городским сооружением.
Задача
В июне 2022-го мы провели стратегическую сессию и дебрифинг с клиентом, а в июле — большую встречу. И там, и там обсуждали задачи и перспективы проекта, аудиторию, а также обстоятельно проговорили пожелания к дизайн-концепции навигационной системы, типологию объектов и маршруты посетителей пространства.
Оказалось, что RBI хотели работать именно с агентством из Санкт-Петербурга, с «питерским снобизмом», который, по их мнению, должен был помочь сохранить культурный бэкграунд проекта. Снобами себя не считаем, коренных петербуржцев в студии мало, но разубеждать, разумеется, никого не стали — всё-таки главное, что здесь родилась студия.
Исследование
Работу с навигацией начали с исследования и прикидок CJM (customer journey map) — карты возможных маршрутов по зданию. Аудитория хлебозавода делится на четыре большие группы: сотрудники RBI, клиенты компании, гости пространства и резиденты. У каждой категории посетителей есть свои особенности восприятия и точки притяжения. Поэтому мы хотели разделить пространство на локации в соответствии с сегментацией аудитории.
В рабочей группе на этом этапе были стратег и маркетолог, аккаунт-менеджер и арт-директор, три бренд-дизайнера и стажёр-дизайнер.
При этом само пространство всё ещё реконструировалось и посетителей в него не пускали. Поэтому, чтобы разобраться в маршрутах, мы воссоздавали их сами.
Копали всё глубже и шире: разбираясь с особенностями применения CJM при строительстве, почему акриловые элементы не могут быть любой толщины, как вырубать из материала значки навигации. Каждый новый шаг обсуждали внутри команды.
Концепции
В августе мы показали наши концепции клиенту. Их было три, и все они связаны с историей, отражением связи прошлого и настоящего, прежним и сегодняшним значением хлебозавода для города, с петербургским интеллигентным стилем и позиционированием RBI.
Полезные референсы мы разделили на две части: историко-стилистические особенности хлебозавода и примеры навигации других культурных пространств. От первых брали элементы, связанные с архитектурой 1930-х годов, конструктивизмом, индустриализацией, блокадной историей завода. От вторых — акценты внимания, характерную типографику, примеры нестандартной работы с материалами. На стыке этих идей и появились финальные варианты.
Клиенту понравились все концепции, и он попросил использовать элементы каждой, объединив их в одну. Что мы и сделали. За основу дизайна навигационных элементов приняли третий вариант. Световые элементы экстерьера перешли из второго.
По ходу концептуального процесса мы вдохновились исторической вывеской завода и создали логотип. Его у нас не заказывали, планом действий он предусмотрен не был. Но для завершённости и усиления одной из концепций всё-таки появился. И — сюрприз — этот логотип так приглянулся клиентам, что стал полноправной частью дальнейших разработок.
Разрабатывая концепции, световые конструкции и другие носители, мы не учли важный момент. Здание хлебозавода — историческое и находится под охраной комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Эта организация должна утвердить все вывески и конструкции, которые планируется разместить на здании, рядом с ним и в нём. Процесс этот небыстрый, и гарантий согласования никто не даёт. Если здание историческое, то времени на утверждение нужно много — и не факт, что комитет всё примет сразу. Поэтому к идеям и концепциям, которые в основном работают с существующим обликом сооружения, следует относиться с осторожностью прямо на стадии их появления.
Примерка навигации
С сентября-2022 проект соединил проработку навигационной концепции и продолжение работы над картой посетительских маршрутов.
Информацию о состоянии пространства мы получили на стратегической сессии от клиента и после общения со строителями, другую часть данных собирали самостоятельно на объекте во время поездок и изучения планов. Плюс пришлось учиться читать чертежи помещений — основательно забытый навык.
Когда мы начали работать над навигацией, ремонт внутри здания ещё не закончился. RBI и строители решали бесчисленные вопросы на уровне рассадки, приходилось постоянно сталкиваться с внесением изменений в уже утверждённые планы и стараться быть максимально адаптивными под меняющиеся запросы клиента.
Постепенно стены внутри хлебозавода начали обретать цвет, форму и фактуру, которая в некоторых случаях мешала монтажу изначально запланированных элементов. Но несколько поездок на объект помогли собрать весь пазл до конца.
А ещё нам помогали навигационные макеты-прототипы — бумажные кружки, которые мы в студии нарезали всевозможных размеров, соединяли в комбинации (когда это требовалось), а затем прикладывали к заводским стенам. Весь процесс длился до весны 2023 года.
До поездок на объект у нас уже была утверждённая концепция. А так как здание всё ещё достраивалось, мы могли спокойно взять паузу. Но вместо этого пытались детально продумать дизайн, материалы, цвета всех элементов навигации — в пространстве, где ещё не закончились строительные работы. Поэтому впоследствии многое пришлось переделывать, убирать лишнее и добавлять упущенное.
Несмотря на свою масштабность, не нужно заниматься CJM в течение всего проекта — паузу можно сделать после проектировки скелета системы. А возвращаться к работе — когда помещение будет готово и нам ничего не помешает.
Как и в случае с CJM, в работе уместен перерыв, во время которого пространство достроят. Для начальных этапов достаточно утвердить дизайн, определить типы навигации и примеры визуала для них. Доработку носителей следует начинать после завершения отделочных работ.
Разработка гайдлайна
В мае 2023-го, за месяц до открытия Левашовского хлебозавода, нам казалось, что проект уже на финишной прямой. У нас были готовы почти все макеты, стало понятно, где и как они будут монтироваться, и мы на память могли сказать, какого цвета дверь женского туалета на третьем этаже.
Количество табличек, указателей и их материалы утверждены, план изготовления согласован. DEZA оформила правила-рекомендации в гайдлайн. Но здесь в проект вошёл новый подрядчик, который занимался производством всех навигационных элементов, — и перед нами неожиданно и в полный рост встал фактор стоимости. Многие наши хотелки пришлось перехотеть и переосмыслить, чтобы влезть в скорректированный заказчиком и подрядчиком бюджет.
В результате мы переделали гайдлайн — в новой версии сократили количество табличек и изменили материалы. Пришлось с сожалением отказаться от использования металла, заменой которого стал искусственный камень.
Весь процесс создания гайдлайна и производства табличек коммуникативно связан с остальными партнёрами, которые не посвящены в тонкости работы брендингового агентства. Постоянные доработки на объекте и временами возникающее недопонимание между подрядчиками и агентством влекут за собой появление правок в гайдлайне.
Чтобы избежать этих проблем, нам стоило заранее уладить все бюджетные вопросы с подрядчиками.
Одной из последних значимых проблем оказалось непонимание, как всё структурировать в гайде — собрать элементы по этажам или по типологии. В итоге сделали так: разделы гайдлайна посвятили типам указателей, а все исходники сгруппировали по этажам.
Открытие хлебозавода
Монтаж элементов системы навигации — последний этап работ перед открытием объекта. Благодаря заранее созданным макетам-прототипам и разработанному гайдлайну, он прошёл быстро и позволил завершить проект легко.
Работа над системой навигации Левашовского хлебозавода заняла ровно год. На старте мы рассчитывали закончить вдвое быстрее. Однако помним, что процесс шёл параллельно строительству и реконструкции, что и привело к задержкам.
Помимо этого, проект включил доработку логотипа — хотя его и не просили, он понравился заказчику. В итоге доработка лого, размещение его на носителях и в гайдлайне тоже отняли некоторое незапланированное время.
В конце концов пространство открыто, большинство причастных и посетителей довольны, работа, в том числе наша, понравилась и заказчику, и жителям Петербурга, и городским СМИ.
За год мы получили много опыта в работе с городской средой, и для DEZA это большое событие. Мы с первого проектного дня понимали, что нам предстоит не просто коммерческий заказ, а вклад в сохранение культурного наследия Петербурга. Все усилия того стоили.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!