Дизайн
#истории

В Донецке я работал на компанию из Кремниевой долины

Уйти на фриланс с должности управляющего. Устроиться в американскую компанию через Freelance.ru. Денис Близнюк рассказывает о своем пути в дизайн.

Фото: предоставлено Денисом Близнюк


Денис Близнюк

Украина, Мариуполь


Дипломная работа

Мобильное приложение для охотников по заказу «Концерна Калашников»


Пройденные курсы

«UX-дизайн» от AIC,  «Анимация интерфейсов»


Достижения

Работа в Москве на позиции UX-дизайнера (приложение, не имеющее аналогов в мире в сфере дополненного потребления). Руководитель рабочей группы по исследованию пользователей на всех этапах взаимодействия с продуктом. 


Рост дохода за последний год:

+120 %


Ссылки


Из интервью вы узнаете:


— Привет! Меня зовут Денис Близнюк, я из Украины, из города Мариуполь. Мне всегда нравился дизайн, но я долго не знал, как к нему подступиться. Три года назад решил, что пора, а сейчас планирую перебираться на Запад.

Тогда, в 2015-м, я ездил отдыхать с друзьями-программистами, и посмотрев на них, понял, что можно работать по-другому, не так, как я привык: заниматься тем, что интересно, и при этом находиться в любой точке мира. Стремление к чему-то такому у меня было всегда, но только увидев живой пример, я решил, что могу так же.

Так около трех лет назад я начал изучать основы веб-дизайна. Тогда приходилось совмещать это с основной работой: я был мастером цеха на металлургическом предприятии. При этом, несмотря на диплом электроэнергетика, занимался не схемами и инженерной работой с оборудованием, а административными задачами: планированием процессов, заказом запчастей. Взаимодействием с людьми, а не с машинами.

— Как ты начал заниматься дизайном?

Все началось с базовых уроков на YouTube: Photoshop, другие инструменты, основы дизайна. Почти сразу начал пытаться сам рисовать сайты. Получалось, как и у любого начинающего, так себе, и я быстро понял, что нужно повышать квалификацию. Первым шагом стали курсы Даниила Фимушкина по введению в профессию веб-дизайнера. Он рассказывал, как захватить внимание пользователя, о базовых психологических штуках, связанных с дизайном, об инструментарии. После курса я зарегистрировался на Freelance.ru и начал брать первые заказы. Тогда я делал это в первую очередь для того, чтобы набраться опыта и набить руку.

В процессе я понял, насколько сейчас высок спрос на мобильный дизайн, и прошел курс по нему. Сейчас незнание этой специфики равносильно приговору: завтра ты уйдешь с рынка. Я до сих пор предпочитаю работать с мобайлом — тут можно проектировать достаточно точные и ожидаемые результаты меньшей кровью, чем в вебе. Без исследований, конечно, не обойтись, но здесь существует достаточно много готовых паттернов, применяя которые, можно собрать жизнеспособное приложение за сравнительно короткие сроки, а дальше уже опираться на него в разработке.

Так продолжалось около полугода, я садился за компьютер по вечерам после работы на заводе. Со Skillbox впервые познакомился как раз тогда: попался на глаза курс по UX-дизайну. Тогда я не мог себе его позволить: мне предложили рассрочку, но она, увы, не распространялась на граждан Украины. Я внимательно прочитал описание курса, встретил массу незнакомых слов и стал самостоятельно заполнять эти пробелы. Так что еще тогда увиденная мной программа оказалась очень полезна.

Еще через несколько месяцев я уволился с завода и переехал жить в Донецк, где училась моя невеста. Плотно занялся дизайном, стал брать серьезные проекты за нормальные деньги. Я уже понимал, как правильно проектировать сайты и приложения, но знаний для того, чтобы выйти на следующий уровень, явно не хватало. И когда курс по UX встретился мне снова, записался на него уже без колебаний.

Одно из заданий в рамках курса: проектирование интерфейсов рабочего места сотрудника Сбербанка
Изображение: предоставлено Денисом Близнюком

Разница между самостоятельным обучением и хорошими курсами, конечно, очень велика: одно дело, когда ты пытаешься сам собрать мозаику из разрозненной информации, и совсем другое — когда тебе предлагают цельную методологию и при этом готовы подробно объяснять, как нужно делать правильно.

— Почему именно UX, а не другое направление дизайна?

Из всех курсов, связанных с дизайном, я выбрал UX, потому что к тому времени уже понимал, что это — именно та область, знания в которой для меня будут наиболее актуальны. Уже было понятно, что графический дизайн, вся эта работа с логотипами — точно не мое. А опыт взаимодействия с людьми, выяснения их потребностей и построения продукта на основе этих данных у меня уже был.

— Как, работая на фрилансе, ты применял полученные знания об UX? Ведь небольшим заказчикам бывает непросто объяснить, что тебе нужно больше информации от них, требуется контакт с пользователями, проведение исследований.

— Честно признаюсь, что я всегда ориентировался на клиента. Если он не слишком сильно вовлечен в процессы и его потребности — сделать так, как он хочет, я, конечно, стараюсь объяснить ему, что нужно больше информации: о целевой аудитории или о чем-то таком. Но когда было понятно, что ему это не интересно, и он настаивал на своем, — просто делал, как этот человек хочет.

Достаточно и тех, кто после моих объяснений понимает, что им это нужно, что с этими данными проект станет более жизнеспособным. С такими людьми я работал по всем правилам. Конечно, это увеличивало и сроки, и бюджеты. Но в перспективе именно с ними выстраивалось долгосрочное сотрудничество. Такие клиенты, готовые воспринимать новые для них знания, возвращаются, когда у них появляются новые проекты, и раз за разом растет и их собственная компетентность и осведомленность. Причем пропорция таких заказчиков везде примерно одинаковая. Я тогда работал и с российскими, и с украинскими, и с западными компаниями.

Тогда же в Донецке стал сотрудничать с калифорнийской компанией Knowledge City, занимающейся разработкой дистанционных обучающих программ для IT-специалистов. Там очень широкий диапазон курсов: от азов работы с компьютером до управления проектами. Но вышло так, что ничего мне интересного у них не оказалось, поэтому мы просто работали, я не пользовался их образовательными возможностями.

Система управления обучающей платформы KnowledgeCity, над которой работал Денис
Изображение: предоставлено Денисом Близнюк

Впрочем, не думаю, что стал бы у них учиться: самым сложным в работе с Западным побережьем оказалось подстраиваться под разницу во времени. Учитывая постоянные созвоны, scrum-митинги и прочее, это было очень тяжело. Пожалуй, это и стало главной причиной, по которой я ушел от них через полгода.

Интересно, что эти ребята нашли меня на Freelance.ru. Уже вечером после того, как я откликнулся на объявление, у нас были переговоры с русскоязычным проджект-менеджером и с техническим директором Knowledge City, а на следующее утро мне прислали документы на подпись и я начал с ними работать.

За это время мы создали несколько админок для менеджеров курсов. Для меня это послужило мощным толчком в сторону изучения юзабилити, работы со сценариями пользования, проработки персон. Чтобы подтянуть свои знания, я смотрел видео Юрия Ветрова из Mail.ru. Тогда же стал уже специально готовиться к тому, чтобы пойти на курс от Skillbox.

— После того, как ты несколько месяцев участвовал в создании learning management system для ребят из Кремниевой долины, — как тебе система, с которой ты столкнулся в Skillbox? Не было ли желания предложить какие-то улучшения, может быть, взять подобную задачу в качестве одного из заданий?

— Я всегда ориентировался на результат, а не на сиюминутные понты, поэтому особенно не афишировал свой опыт и подобных предложений не делал. А готовя домашнюю работу, старался разобраться с ней максимально быстро, чтобы закрепить полученные знания и перейти к следующему обучающему блоку — и скорее начать применять на практике весь комплекс того, чему меня научат.

Конечно, потом я не раз возвращался к уже пройденному, особенно когда мне пришлось сделать в обучении небольшой перерыв. Я переезжал из Донецка в Петербург и было немного не до того.

— С какими техническими трудностями приходилось сталкиваться, работая из Мариуполя, а потом из Донецка? Как там с интернетом, как с получением платежей от заказчиков?

С доступом к интернету у меня никогда не возникало сложностей, а вот вывод гонораров действительно был проблемой. Там не действует никакая банковская система, кроме локальной, а в нее не прислать средства «снаружи». Деньги в этих местах выводятся через посредников: ты делаешь перевод на карту такому человеку, а он сразу же на месте отдает тебе наличные, взяв комиссию в 5%. Цифра небольшая, но найти таких людей бывает непросто — они же действуют в серой зоне закона.

Альтернативой было ездить в Ростов и обналичивать деньги самостоятельно, но билет в одну сторону стоит 700 рублей. Для небольших гонораров это совсем не выгодно, и к тому же отнимает много времени. Звучит немного экстремально, но это жизнь. На самом деле ситуация там сейчас никак не изменилась.

— Чем ты занимался в Петербурге?

— Я проходил испытательный срок в компании «Циклон лаб». Она занимается разработкой интерфейсов для медицинского оборудования: тех, которыми пользуются хирурги и анестезиологи.

К сожалению, несмотря на наличие там отличной UX-лаборатории, где были воссозданы реальные условия использования интерфейсов, и настоящего оборудования со всеми непривычными экранами и контроллерами, за три месяца мы так и не смогли приступить к делу. Все это время и мне, и аналитикам, нанятым в тот же период, приходилось заниматься параллельными проектами компании, не имевшими отношения к медицине. Я делал фирменный стиль, визитки и прочую ерунду. Так что на практике я столкнулся с тем, про что кто-то из классиков юзабилити говорил: «Забудьте мои советы, когда дело касается интерфейсов, от которых зависит человеческая жизнь».

Зато у меня было время на то, чтобы доделать дипломный проект для Skillbox. Им стало мобильное приложение для охотников, созданное по запросу концерна «Калашников».

Бонусом к UX-дизайну я прошел курс по анимации, она тоже была мне интересна. К сожалению, к середине курса мне стало не хватать времени и пока что это направление пришлось заморозить. Впрочем, полученные знания я смог применить, например, в «Циклон Лаб», когда им понадобился рекламный ролик. Как я уже говорил, эти ребята просили меня делать все, что имело отношение к дизайну.

Анимация интерфейса от Дениса
Изображение: предоставлено Денисом Близнюк

— Чем занимаешься сейчас?

Сейчас я живу в Москве и сотрудничаю с проектом Gmoji в качестве
UX-проектировщика. Это стартап, суть которого — отправка реальных подарков в виде стикеров. Вы присылаете другому пользователю изображение шаурмы, чашки кофе или айфона, а он может обменять их на настоящие в магазинах-партнерах. Причем эти стикеры работают для любого мессенджера, социальной сети или даже почтового аккаунта.

Проект Gmoji появился в Екатеринбурге, почти год уже работает в Москве, сейчас ребята планируют расширяться на другие российские города, а потом двигаться на Запад
Изображение: предоставлено Денисом Близнюком

— Как ты поддерживаешь свои знания в тонусе?

Сейчас сильно не хватает времени. Я бы, может, записался еще на какие-нибудь курсы, но пока не могу даже собраться сделать себе профили на Behance и Dribbble. У меня давно есть инвайты, но я до сих пор откладываю, потому что считаю, что почти любой кейс можно сделать лучше. Хочется попасть на эти сайты, уже на 100% будучи уверенным в качестве того, что я там покажу.

Поэтому пока что я ограничиваюсь тем, что слежу за появлением новых инструментов и плагинов к уже привычным, а также — за трендами дизайна в тематических telegram-каналах.

— Что посоветуешь тем, кто только планирует заниматься дизайном?

Если вы пока не знаете, какую специальность выбрать, а просто хотите работать
в IT или креативных индустриях, это одно. Стоит посмотреть на социальные сети людей, которые занимаются интересующими профессиями, составить себе представление о том, каков типичный день работника каждой из них, понять, подходит ли ему такой стиль и такой уровень жизни. Важно учитывать и то, что нравится: если идти в эти профессии просто ради денег, больших результатов вы не добьетесь.

А когда вы уже понимаете, какое направление выбрать, можно начинать целенаправленно собирать базовые знания в выбранной области. Путь такой: освоение инструментов, знакомство с теми, кто сможет ввести в курс дела в этой сфере, а потом — выбор конкретной специализации. Photoshop, Sketch и Illustrator пригодятся любому дизайнеру, но понять, хотите вы делать красоту или создавать практичные продукты, можно только самому. Овладев инструментами, можно будет переходить к профильным курсам.

Telegram-каналы, которые рекомендует Денис:

  https://t.me/uxlive

  https://t.me/thedesigner — выжимка, переводы статей.

  https://t.me/duiux

  https://t.me/designgest_live — полезности.

  https://t.me/designgest — для развития.

  https://t.me/chulakov_design — давно нет публикаций, но материал интересный, особенно для начинающих.

  https://t.me/uxchat — болталка, помогут с вопросом.

  https://t.me/lonelyforall — о графическом дизайне и людях.

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована