Дизайн
#статьи

Da Da, JoJo, CinCin: дизайн винтажных фантиков от жвачек

Что дизайнер может найти в старых вещах из родительского дома? Вдохновение и референсы.

Изображение: Митрий Гранков / Полина Честнова для Skillbox Media

Митрий Гранков показывает свою коллекцию фантиков и рефлексирует о том, что на дизайн полезнее всего смотреть через 30 лет.

Митрий Гранков

Художник, графический дизайнер, музыкант, кандидат исторических наук. Учился на курсах А. Васина и Н. Вельчинской, а также в Мастерской Б. В. Трофимова. Окончил Школу современного искусства «Свободные мастерские» ММОМА. Работает с саунд- и видеоартом, делает коллажи и объекты. Лауреат Премии Сергея Курёхина (2021).

Я наткнулся на эту коллекцию из своего детства, когда перебирал старые вещи в родительском доме.

В конце 1980-х и в 1990-е папа часто и подолгу бывал в командировках и привозил из-за границы редкие тогда в России жвачки. Помню, высоко на шкафу (видимо, чтобы мы с братом не достали) лежало несколько блоков. Они манили не только своим вкусом, но и яркими обёртками и интересными вкладышами. Тогда мы и собрали небольшую коллекцию фантиков.

Я нашёл их спустя 30 лет и обнаружил, что это удивительно вдохновляющее визуальное богатство. Мне захотелось систематизировать, проанализировать и описать эту коллекцию маленьких ярких бумажек.

Фантик от жвачек Da Da, Сирия, и JoJo, ФРГ
Изображение: личный архив Митрия Гранкова

Какими были фантики

Тогда, в детстве, самыми ценными казались вкладыши. Их выпускали сериями — и мы покупали жвачки ради коллекционирования. Потом были ещё наклейки. Но с визуальной точки зрения обёртки представляют собой не менее ценный материал. И здесь я буду рассматривать именно фантики, обёртки от жвачек.

Я стал разбирать коллекцию и увидел, что их можно распределить по разным группам.

  • С точки зрения дизайна есть фантики с простыми текстовыми логотипами, фантики с персонажами, отдельная большая группа — с изображениями пузырей.
Изображение: личный архив Митрия Гранкова
  • Или можно разделить по другим характеристикам: обёртки для «пластинок» или для «кубиков».
Изображение: личный архив Митрия Гранкова
  • А ещё по странам. В моей коллекции нашлись фантики от жвачек из Сирии, Пакистана, Турции, Кореи, Китая, Восточной и Западной Германии, США, Словении, Греции, Италии, России.
Изображение: личный архив Митрия Гранкова
  • Ну и, конечно, по темам: автомобили, футбол, Disney, аниме, супергерои и так далее.
На обёртках от «Бэтмена», «Терминатора» и некоторых других используются похожие приёмы. Позади героя — колючая форма, напоминающая взрыв, который вполне может сойти и за взрыв жвачного пузыря
Изображение: личный архив Митрия Гранкова

Дизайн фантиков

Цвета

В США есть жвачка со статусом поп-культурной иконы — Bazooka. Ей уже больше 75 лет, и она была одной из первых в стране.

Дизайн её упаковки с 1953 года в цветах американского флага. Это делало продукт более патриотичным, а значит, более популярным.

Оказалось, синий и красный — очень популярные цвета для старых упаковок жевательной резинки. Возможно, именно Bazooka задала тренд.

Изображение: личный архив Митрия Гранкова

Но посмотрите, что меня удивило. Все эти фантики 1988 года, они даже могли быть из одного тиража, но среди них не найти двух одинаковых. Каждый хотя бы немного отличается от другого. Цветовые слои при печати смещаются, поэтому случаются наложения и сдвиги надписей и цветовых плашек.

Смещение печати на фантиках от жвачки Bazooka, США, 1988 год
Изображение: личный архив Митрия Гранкова
Первый и второй фантик от жвачек из Голландии, третий — из Германии
Изображение: личный архив Митрия Гранкова

Редко используется градиент, но всегда безумно яркие цветовые сочетания — жвачка как будто кричит: «Посмотри на меня! Купи меня!» Обёртка — казалось бы, совершенно утилитарная вещь, которая после покупки должна сразу же оказаться в мусорной корзине. Но у неё есть очень важная функция — привлекать покупателя.

Поразительное качество печати: спустя более 30 лет они выглядят всё так же ярко. Вероятно, именно эта привлекательная яркость и разнообразие породили целую культуру коллекционирования обёрток и вкладышей.

Изображение: личный архив Митрия Гранкова
Изображение: личный архив Митрия Гранкова

Логотипы

Ещё один дизайн-вывод: все логотипы на фантиках от жвачек разные, но многие похожи друг на друга. Можно сказать, они выполнены в одном стиле. Буквы прыгают и танцуют, теснятся и налезают одна на другую. Часто они раздуты или выполнены в псевдо-3D, у них есть графичная тень или обводка.

Изображение: личный архив Митрия Гранкова

Иллюстрации

Посмотрите на «футбольные» фантики разных лет (на фото 1990 и 1992 годов) — они очень похожи. Но как по-разному изображается динамика — в движении мяча и в самой надписи.

Изображение: личный архив Митрия Гранкова

Отдельная категория — вкладыши с персонажами. Здесь есть как широко известные, так и редкие, странные герои.

Изображение: личный архив Митрия Гранкова
Изображение: личный архив Митрия Гранкова
Изображение: личный архив Митрия Гранкова
Надпись на фантике: «Стань опекуном кита на один год. Всего за два фантика от Bubblicious и один доллар получи фотографию кита-полосатика, короткий рассказ о нём, документ-подтверждение опекунства и буклет о китах»
Изображение: личный архив Митрия Гранкова

Шрифты

В типографике некоторых фантиков используется обычный гротеск. И этот минимализм смотрится очень современно.

Изображение: личный архив Митрия Гранкова

Леттеринг на некоторых картинках выглядит тоже вполне свежо. Кажется, что некоторые фантики вполне могли бы сойти за плакаты, например, модных вечеринок.

Такие визуальные решения интересно увеличивать, приглядываться к деталям и представлять в другом масштабе, в ином контексте.

Изображение: личный архив Митрия Гранкова
Изображение: личный архив Митрия Гранкова

Смысл

Современные обёртки от жвачек могут показаться не такими интересными и разнообразными. Но кто знает, что о них скажут спустя 30 или 50 лет?

Нужно, чтобы прошло время, — дистанция и новый контекст помогают оценить «старый» дизайн более беспристрастно и найти в нём что-то свежее и актуальное.

Wrigley начала продавать свою жвачку ещё в конце XIX века. Логотипы на их продуктах продуманы концептуально и точно передают идею и название. Например, на Doublemint это двойная стрелка, которая показывает на два куста мяты с двух сторон логотипа. При этом в каждом кусте также по две веточки мяты, да и листики на них тоже двойные. Со временем логотип немного менялся, но эта главная идея сохранялась
Изображение: личный архив Митрия Гранкова

Кроме того, существует цикличность: визуальные приёмы, бывшие в ходу 30, 40, 50 лет назад, снова становятся трендами и находят своих поклонников в современности. Плоская графика, минимализм, открытые броские цвета, яркая динамичная типографика, обводки, плашки — всё это снова с нами.

Сейчас любой из этих фантиков можно было бы превратить, например, в постер или обложку. А все эти случайные наложения, возникшие тогда как дефекты печати, теперь пытаются сымитировать специально.

Смещение и наложение на фантике от жвачки «Дональд»
Изображение: личный архив Митрия Гранкова

Иногда нужно оглянуться назад, обратиться к прошлому, чтобы понять, откуда растут ноги современных трендов и модных фишек в типографике и графическом дизайне. И очень часто мы переоткрываем дизайн прошлого века заново, находим вдохновение в журналах дадаистов, в старых комиксах, в эстетике low-fi и VHS и тому подобном. Так и старые обёртки от жвачек неожиданным образом могут стать интересным визуальным материалом и послужить вдохновением для графических дизайнеров, художников и иллюстраторов.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована