Дизайн
#статьи

Что такое дизайн-мышление и когда оно нужно

Рассказываем о методе, который поможет найти настоящую проблему и решить её неочевидным способом.

Изображение: dickcraft / Getty Images

Чтобы создавать удобные и полезные продукты и сервисы, нужно понимать потребности тех, для кого они предназначены. Глубоко погрузиться в клиентский опыт, задать правильные вопросы и креативно решить проблемы поможет дизайн-мышление.

В этой статье мы поможем вам разобраться:

А ещё расскажем, какие книги по теме стоит почитать.


Что такое дизайн-мышление

Дизайн-мышление — это метод и процесс решения конкретных задач, который помогает понять пользователя, осмыслить его проблему и найти альтернативные решения. Правильный перевод слова «дизайн» в термине — это проектирование, конструирование и создание чего-то нового.

В дизайн-мышлении важнее всего то, что в центре стоят потребности и запросы конкретного человека, а не государства, организации или менеджеров со стороны заказчика.

Идею дизайн-мышления сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном». Позднее учёные Станфордского университета развили её и основали Stanford d.school — «место для исследователей и экспериментаторов», которое популяризирует этот подход.

В некоторых компаниях дизайн-мышление становится парадигмой и даже идеологией, например в Google, где по этому методу команды исследователей и разработчиков придумывают и тестируют новые идеи.

В основе дизайн-мышления три принципа:

  • эмпатия: умение поставить себя на место другого человека, понять его чувства и эмоции;
  • широта мышления: способность охватить проблему и в целом, и во всех возможных деталях;
  • эксперименты: готовность пробовать, ошибаться и пробовать снова.

Зачем нужно дизайн-мышление

Этот метод подходит для создания ориентированных на человека продуктов и услуг. Его применяют, чтобы преодолеть стереотипы и решить задачу нестандартно.

Чаще всего дизайн-мышление используют в UX/UI-дизайне и разработке, когда создают структуры и интерфейсы сайтов и приложений. Но этот метод подходит не только для цифровых продуктов. Его можно использовать в любой сфере, где нужно решить конкретную проблему конкретного пользователя: от проектирования бизнес-центра до реновации парковой зоны, от улучшения условий работы курьеров до организации логистики при закрытых границах.

Что такое UX/UI-дизайн и как попасть в профессию? Ответы в нашей статье.

Дизайн-мышление работает на пользу не только конечных потребителей, но и бизнеса:

  • Помогает растить лояльных клиентов, потому что они получают продукт, который учитывает их интересы.
  • Стимулирует культуру инноваций в компании, потому что развивает креативное мышление в командах.
  • Ускоряет выход продуктов на рынок и помогает избежать лишних трат, потому что кропотливое исследование и свободные эксперименты создают удачные и жизнеспособные решения.

Этапы дизайн-мышления

Процесс дизайн-мышления проходит шесть этапов, которые можно поделить на две фазы:

  • дивергентную (когда собирают информацию и открывают разные варианты решений);
  • конвергентную (когда анализируют всё множество идей и определяют решение).
Этапы дизайн-мышления. У этого процесса нет жёстких рамок: можно проходить только некоторые этапы, возвращаться назад и повторять нужные
Изображение: Whale Design / Shutterstock

Эмпатия

На этом этапе исследуют опыт пользователя и контекст, в котором он находится, выясняют его желания и мотивы и определяют запросы. Задача — собрать достаточно информации, чтобы «почувствовать себя в чужой шкуре» и благодаря этому понять проблемы потребителя.

Для детального исследования команда проводит глубинные интервью, наблюдает за миром пользователя и его привычками. Также используют вторичное наблюдение: собирают информацию о пользователе и обстановке в открытых источниках (в социальных сетях, СМИ и статистических отчётах).

Фокусировка

После «эмпатии» исследователи обрабатывают всю полученную информацию и выделяют главную проблему пользователя. Смысл этого шага — сформулировать конкретный вопрос для дальнейшей работы.

Важно сформулировать ключевые наблюдения и визуально оформить их. Для этого часто используют стены, на которые клеят стикеры с важными находками.

Героиня сериала «Изобретая Анну» собирала ключевую информацию своего журналистского расследования на стене в детской комнате. Это тоже пример фокусировки в дизайн-мышлении
Кадр: сериал «Изобретая Анну»

Генерация идей

Это стадия поиска множества решений одного вопроса. В режиме генерации допускают любые инсайты и самые разные ответы.

Активная групповая работа похожа на мозговой штурм. Команда специалистов разных профилей должна собраться в одном помещении, чтобы плодотворно генерировать любые концепции. На этой стадии нельзя критиковать и отбрасывать идеи.

Выбор идеи

Из всех собранных идей нужно выбрать одну и целиком сконцентрироваться на ней. Команда голосует за одно решение или объединяет несколько идей в одну.

Прототипирование

Когда решение принято, команда начинает подтверждать или опровергать свои гипотезы.

На этом этапе создают прототипы из подручных материалов и с помощью несложных инструментов, чтобы определить жизнеспособность идеи. Эти прототипы должны быть дешёвыми и быстрыми, чтобы идею не жаль было отбросить, если она окажется нерабочей.

Для прототипирования ландшафтов, городов и инфраструктуры отлично подходит конструктор Lego серии Serious Play
Фото: Medialab Katowice / Flickr
А прототипы приложений и сайтов быстро собирают из скетчей на отдельных листах бумаги
Фото: Chaosamran_Studio / Shutterstock

Тестирование

Наконец, о «выжившем» прототипе получают обратную связь от потенциального пользователя. Здесь важно понять, насколько успешно выбранное решение сталкивается с реальностью.

Прототип отдают пользователю и наблюдают за тем, как он взаимодействует с продуктом. И обязательно записывают комментарии: что ему кажется удобным, а что не нравится и почему.

Тестирование прототипа кассы самообслуживания в «Икеа»
Фото: Thomas Hazenoot

Что читать о дизайн-мышлении

  • «Дизайн всего» Скотта Беркуна убеждает, что создавать продукты нужно для потребителей, а не под технологии.
  • Книга Джима Калбаха «Путь клиента» научит составлять диаграммы и карты пользовательского опыта.
  • Хэл Грегерсен в работе «Вопросы — это ответы» поможет находить правильные формулировки проблем, которые сами покажут удачные решения.
  • «Дизайн-мышление в бизнесе» Тима Брауна покажет, как метод помогает появляться новаторским и при этом эффективным идеям в бизнесе.
  • Книга Жанны Лидтки и Тима Огилви «Дизайн-мышление для менеджеров» работает как учебник по креативности, но не для отвлечённого творчества, а для грамотного ведения бизнеса.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована