Что такое дизайн-мышление и когда оно нужно
Рассказываем о методе, который поможет найти настоящую проблему и решить её неочевидным способом.
Изображение: dickcraft / Getty Images
Чтобы создавать удобные и полезные продукты и сервисы, нужно понимать потребности тех, для кого они предназначены. Глубоко погрузиться в клиентский опыт, задать правильные вопросы и креативно решить проблемы поможет дизайн-мышление.
В этой статье мы поможем вам разобраться:
А ещё расскажем, какие книги по теме стоит почитать.
Что такое дизайн-мышление
Дизайн-мышление — это метод и процесс решения конкретных задач, который помогает понять пользователя, осмыслить его проблему и найти альтернативные решения. Правильный перевод слова «дизайн» в термине — это проектирование, конструирование и создание чего-то нового.
В дизайн-мышлении важнее всего то, что в центре стоят потребности и запросы конкретного человека, а не государства, организации или менеджеров со стороны заказчика.
Идею дизайн-мышления сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном». Позднее учёные Станфордского университета развили её и основали Stanford d.school — «место для исследователей и экспериментаторов», которое популяризирует этот подход.
В некоторых компаниях дизайн-мышление становится парадигмой и даже идеологией, например в Google, где по этому методу команды исследователей и разработчиков придумывают и тестируют новые идеи.
В основе дизайн-мышления три принципа:
- эмпатия: умение поставить себя на место другого человека, понять его чувства и эмоции;
- широта мышления: способность охватить проблему и в целом, и во всех возможных деталях;
- эксперименты: готовность пробовать, ошибаться и пробовать снова.
Зачем нужно дизайн-мышление
Этот метод подходит для создания ориентированных на человека продуктов и услуг. Его применяют, чтобы преодолеть стереотипы и решить задачу нестандартно.
Чаще всего дизайн-мышление используют в UX/UI-дизайне и разработке, когда создают структуры и интерфейсы сайтов и приложений. Но этот метод подходит не только для цифровых продуктов. Его можно использовать в любой сфере, где нужно решить конкретную проблему конкретного пользователя: от проектирования бизнес-центра до реновации парковой зоны, от улучшения условий работы курьеров до организации логистики при закрытых границах.
Что такое UX/UI-дизайн и как попасть в профессию? Ответы в нашей статье.
Дизайн-мышление работает на пользу не только конечных потребителей, но и бизнеса:
- Помогает растить лояльных клиентов, потому что они получают продукт, который учитывает их интересы.
- Стимулирует культуру инноваций в компании, потому что развивает креативное мышление в командах.
- Ускоряет выход продуктов на рынок и помогает избежать лишних трат, потому что кропотливое исследование и свободные эксперименты создают удачные и жизнеспособные решения.
Этапы дизайн-мышления
Процесс дизайн-мышления проходит шесть этапов, которые можно поделить на две фазы:
- дивергентную (когда собирают информацию и открывают разные варианты решений);
- конвергентную (когда анализируют всё множество идей и определяют решение).
Эмпатия
На этом этапе исследуют опыт пользователя и контекст, в котором он находится, выясняют его желания и мотивы и определяют запросы. Задача — собрать достаточно информации, чтобы «почувствовать себя в чужой шкуре» и благодаря этому понять проблемы потребителя.
Для детального исследования команда проводит глубинные интервью, наблюдает за миром пользователя и его привычками. Также используют вторичное наблюдение: собирают информацию о пользователе и обстановке в открытых источниках (в социальных сетях, СМИ и статистических отчётах).
Фокусировка
После «эмпатии» исследователи обрабатывают всю полученную информацию и выделяют главную проблему пользователя. Смысл этого шага — сформулировать конкретный вопрос для дальнейшей работы.
Важно сформулировать ключевые наблюдения и визуально оформить их. Для этого часто используют стены, на которые клеят стикеры с важными находками.
Генерация идей
Это стадия поиска множества решений одного вопроса. В режиме генерации допускают любые инсайты и самые разные ответы.
Активная групповая работа похожа на мозговой штурм. Команда специалистов разных профилей должна собраться в одном помещении, чтобы плодотворно генерировать любые концепции. На этой стадии нельзя критиковать и отбрасывать идеи.
Выбор идеи
Из всех собранных идей нужно выбрать одну и целиком сконцентрироваться на ней. Команда голосует за одно решение или объединяет несколько идей в одну.
Прототипирование
Когда решение принято, команда начинает подтверждать или опровергать свои гипотезы.
На этом этапе создают прототипы из подручных материалов и с помощью несложных инструментов, чтобы определить жизнеспособность идеи. Эти прототипы должны быть дешёвыми и быстрыми, чтобы идею не жаль было отбросить, если она окажется нерабочей.
Тестирование
Наконец, о «выжившем» прототипе получают обратную связь от потенциального пользователя. Здесь важно понять, насколько успешно выбранное решение сталкивается с реальностью.
Прототип отдают пользователю и наблюдают за тем, как он взаимодействует с продуктом. И обязательно записывают комментарии: что ему кажется удобным, а что не нравится и почему.
Что читать о дизайн-мышлении
- «Дизайн всего» Скотта Беркуна убеждает, что создавать продукты нужно для потребителей, а не под технологии.
- Книга Джима Калбаха «Путь клиента» научит составлять диаграммы и карты пользовательского опыта.
- Хэл Грегерсен в работе «Вопросы — это ответы» поможет находить правильные формулировки проблем, которые сами покажут удачные решения.
- «Дизайн-мышление в бизнесе» Тима Брауна покажет, как метод помогает появляться новаторским и при этом эффективным идеям в бизнесе.
- Книга Жанны Лидтки и Тима Огилви «Дизайн-мышление для менеджеров» работает как учебник по креативности, но не для отвлечённого творчества, а для грамотного ведения бизнеса.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!