Дизайн
#подборки

«Чего ты боишься?» на «Винзаводе»: 7 проектов, на которые стоит обратить внимание

Главное, не испугаться.

Фото: пресс-служба «Винзавода»

Центр современного искусства «Винзавод» запустил своё новое ежегодное направление — «Винзавод.Гравитация». Эта программа объединяет выставочную, издательскую и публичную деятельность площадки. Название «Гравитация» — это метафора того, что площадка — центр притяжения художников и зрителей.

Изображение: пресс-служба «Винзавода»

Дебютная выставка проекта — «Чего ты боишься?». Её курирует Елена Селина, основательница галереи XL.

В проекте «Чего ты боишься?» приняли участие 28 современных художников. Их выбрали из более чем ста претендентов, отправивших заявку на опен-колл. Все они выпускники «Открытых студий».

Выставка задумывалась несколько лет назад, и тогда куратор хотела соединить искусство про страх с философией, узнать, какая трактовка ближе художникам: Батая или Лакана. Но сейчас она решила, что теоретические наслоения будут лишними и что лучше сработает вдумчивое перечисление, своеобразная каталогизация тревог. Селина предполагает, что к страхам перед глобальными катастрофами за несколько турбулентных лет у нас выработалась толерантность, и они стали обыденностью, зато на поверхность вышли личные, индивидуальные боязни.

Куратор рассказала, что за первые четыре дня работы на «Чего ты боишься?» пришли 670 человек. Это — внушительный показатель: возможно, это связано с тем, что на «Винзаводе» давно не было собственных крупных выставочных проектов, возможно — зрителям стало интересно, насколько смелые высказывания позволят себе художники.

Выставка делится на две части: внизу, в Цехе Красного, авторы просто признаются в своих страхах, вверху, в Цехе Белого, — предпринимают попытку их преодолеть. Рассказываем, на что стоит обратить внимание.

Анна Брандуш — «(В)место страха»

2024

В марте 2022 года художница захотела уйти из искусства и заняться вместо этого коучингом. Сейчас Анна решила вернуться и в качестве художественной работы предложила реальные записи своих сессий с клиентами (с их разрешения).

Видео длится около часа, а напротив монитора стоят два кресла — подсматривать за чужими диалогами с коучем как будто не менее целительно, чем сходить к терапевту. Герои Анны боятся сойти с ума, собрать все красные сигналы светофора или быть уязвимыми — а потом решаются представить, что могло бы быть на месте их страхов.

Брандуш Анна, «(В)место страха», видеоарт
Фото: пресс-служба «Винзавода»

Варвара Гранкова — «Железная дева»

2024

На белом подиуме — три скульптуры из металла. В них можно стоять, сидеть или лежать. По диаметру размещены шипы, как в якобы средневековом пыточном аппарате, сфабрикованном в Новом времени. Но они направлены наружу, а не внутрь: инсталляция символизирует механизмы психической защиты, клетки, в которую мы (не)добровольно помещаем себя сами.

Гранкова Варвара, «Железная дева», объект
Фото: Мария Красовская / Skillbox Media

Саян Байгалиев — «С одиннадцати лет»

2024

Художник помнит, как в детстве его мама боялась, что с ней что-то случится: что тогда будет с ребёнком? А сейчас у него самого родился сын, и он смог разделить мамин страх и ответственность. Преемственность этой родовой тревоги он показывает с помощью символического ковра, будто охватывающего тело покойника — так хоронят мёртвых в Казахстане.

Саян Байгалиев, «С одиннадцати лет», объект
Фото: пресс-служба «Винзавода»

Василиса Лебедева — «Голуби»

2022

Хрупкие керамические голуби появляются на выставке то там, то тут. Художница говорит, что смерть окружена ореолом тайны — но в ней нет ничего высокого или загадочного. Часто она просто банальная — как мёртвые голуби на улице. Но также она — часть круговорота жизни: из праха потом прорастает трава.

Лебедева Василиса, «Голуби», объект
Фото: пресс-служба «Винзавода»

Фарангиз Ra — «Матрица»

2024

О страхе оказаться обычным говорят реже, чем о страхе смерти, в нём как будто стыдно признаться. Это работа про противоречие: страшно раскрыть, что претендуешь на исключительность, но страшно и оказаться обычным клубеньком среди таких же невыдающихся картошин.

Farangiz Ra, «Матрица», инсталляция
Фото: пресс-служба «Винзавода»

Настя Литвинова — «Симпатическая стена»

2024

Самая безопасная работа на выставке: стена, покрытая флуоресцентной краской, за считаные секунды впитает любые слова или рисунки, так что об оставленных на ней посланиях никто не узнает.

Литвинова Анастасия, «Симпатическая стена», живопись
Фото: пресс-служба «Винзавода»

Анна Комарова — «Прятки»

2024

Осиновые ветки для инсталляции спилили, вероятно, в самом начале мая, так что она сумасшедше пахнет первыми почками. Прятаться в ней уютно, как в детском шалаше: правда, там и тут возникают загадочные пугающие артефакты.

Комарова Анна, «Прятки», инсталляция
Фото: пресс-служба «Винзавода»

На выставке представлены художники: Антипова Анастасия, Байгалиев Саян, Берекетова Жанар, Брандуш Анна, Бровина Алина, Гаркушко Катя, Головкова Дарья, Гранкова Варвара, Гудвин Миша, Жудро Лидия, Журавлёв Алексей, Капизова Диана, Катика, Ковалёва Анастасия, Комарова Анна, Кондратьева Анна, Кошлина Марина, Кузьма Жения, Лебедева Василиса, Литвинова Анастасия, Немова Юлия, Неретина Дарья, Нестеров Слава, Пирогов Даня, Плутицкая Мика, Рубанков Михаил, Штормит Лиза, Farangiz Ra.

Даты работы выставки: 23 мая — 4 августа 2024 года.

Где проходит: ЦСИ «Винзавод», Цех Белого, Цех Красного. 4-й Сыромятнический переулок, 1/8, станции метро «Курская», «Чкаловская».

купить Билет

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована