Дизайн
#статьи

Достучаться до небес. 10 фактов о Бурдж-Халифе — самом высоком здании в мире

Делимся архитектурными и инженерными решениями проекта.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Бурдж-Халифу открыли в 2010 году, но о нём продолжают говорить до сих пор — этот «город в городе» стал основной туристической меккой в Дубае. Название небоскрёба с арабского переводится как «Башня Халифы». Его назвали так в честь бывшего президента ОАЭ Халифы ибн Зайд аль-Нахайяна.

Самое высокое здание в мире насчитывает 163 этажа, его высота составляет 828 метров, а абсолютная высота вместе со шпилем — 829,8 метра. Это многофункциональный комплекс с зелёными зонами, искусственным озером и поющим фонтаном.

Вместе с основателем архитектурного бюро «Параметрика» Иваном Сухих собрали 10 фактов о Бурдж-Халифе и рассказываем, есть ли будущее у таких проектов.

Главные факты о Бурдж-Халифе

  • Автор проекта: американский архитектор Эдриан Смит.
  • Архитектурное бюро: Skidmore, Owings and Merrill.
  • Абсолютная высота: 829,8 метра.
  • Количество этажей: 163.
  • Стоимость: 1,5 миллиарда долларов.

Кран-кенгуру, специальная система трубопроводов и лёд в бетоне

Строительство Бурдж-Халифы стартовало в 2004 году — на объекте круглосуточно работали 12 тысяч человек, и в неделю им удавалось строить по 1–2 этажа. Темпы строительства удалось ускорить не только за счёт количества рабочих, но и благодаря сборке здания из заранее подготовленных элементов. Но чем выше оно становилось, тем сложнее было поднимать конструкции и закачивать бетон.

Основание крана поднималось вместе с растущим небоскрёбом и опиралось на каркас здания
Фото: Chris Jackson / Getty Images

Бетонную смесь закачивали через специальную систему трубопроводов со скоростью 630 литров в секунду. Здесь Бурдж-Халифа установил ещё один мировой рекорд — высота нагнетания бетона составила 601 метр. До этого лидером был небоскрёб Тайбэй 101 в Тайване с высотой 449,2 метра.

Однако с бетонной смесью возникли дополнительные сложности — необходимо было точно рассчитывать консистенцию бетонной смеси. Жидкий раствор мог долго застывать, а слишком густой — застыть ещё в трубопроводе. Усложнялось всё это и жарким климатом Дубая. Поэтому бетонные работы вели только ночью, а в бетон добавляли лёд.

50-метровые скважины и полимерная смола — как закладывали фундамент Бурдж-Халифы

Скальная порода в месте будущего строительства Бурдж-Халифы была некачественной — хрупкой и с трещинами, что свойственно для Эмиратов. Поэтому фундамент нельзя было закрепить в скальном грунте, в отличие от большинства высотных зданий в мире.

Для этого бурили 50-метровые скважины, но из-за хрупкости породы и грунтовых вод они могли начать обваливаться. Чтобы этого не случилось, скважины наполняли смолой — она вытесняет воду и обломки породы. Позже туда заливали бетон, который выталкивал смолу и формировал сваи фундамента при застывании. Фундамент в виде монолитной плиты толщиной почти 4 метра расположился на 200 сваях диаметром 1,5 метра.

Изображение: N.Tagge / Wikimedia Commons

Асимметричная форма для ослабления мощи ветров

Чем выше, тем сильнее ветер. Асимметричная форма Бурдж-Халифы не просто эстетическое решение: Эдриан Смит использовал её для повышения устойчивости к ветру.

Форма здания, напоминающая сталагмит, позволяет ослабить мощь вихрей, которые образуются из-за потока воздуха вокруг небоскрёба, а нижние этажи выполняют роль опоры.

Как Бурдж-Халифа преодолевает мощь ветров

Как моют окна Бурдж-Халифы

Бурдж-Халифу строили быстро. В январе 2009 года конструкция башни была полностью готова, а в сентябре уже завершили её внешнюю облицовку. Но сколько времени будет уходить на мойку окон снаружи?

Их общая площадь равна 17 футбольным полям. А убирают их планово — четыре раза в год. На мойку небоскрёба уходит 3–4 месяца. То есть уборка никогда не заканчивается.

Стеклянные поверхности моют альпинисты на подвесных кабинках, которые движутся по встроенным рельсам. А 27 верхних этажей и шпиль моет робот.

Фото: Veronique De Suerte / Shutterstock

140 тысяч литров воды в день — как в Бурдж-Халифе нагревают воду с помощью «зелёных» технологий

Обеспечить такие высотки светом, горячей водой, холодом и свежим воздухом — задача не из лёгких. И для функционирования инженерных систем небоскрёбов требуется огромный объём электроэнергии — при пиковой нагрузке Бурдж-Халифа потребляет до 50 МВт в день.

Чтобы хоть немного снизить энергопотребление, на пристройке Бурдж-Халифы установили плоские солнечные коллекторы. Принцип их работы прост. В коллекторе находится теплоноситель, который нагревается благодаря солнечным лучам, а потом передаёт тепловую энергию воде через теплообменник бака-аккумулятора. И уже из бака нагретая вода попадает в систему водоснабжения.

Солнечные коллекторы на пристройке Бурдж-Халифы
Фото: Guilhem Vellut / Flickr

С помощью коллекторов в Бурдж-Халифе за семь часов дневного солнечного излучения можно нагреть 140 тысяч литров воды, что экономит более 3 МВт электроэнергии. Для сравнения — система водоснабжения небоскрёба в среднем поставляет 946 тысяч литров воды в день.

30 тысяч термопанелей, чтобы избежать парникового эффекта внутри

Дубай — один из самых жарких городов мира: около 355 солнечных дней в году и средняя температура в 28 градусов. Поэтому было важно не только продумать систему кондиционирования и вентиляции, но и остеклить здание таким образом, чтобы не создавать парниковый эффект внутри.

Обычное стекло использовать было нельзя — в таком случае охладить помещения не удалось бы даже с помощью мощных кондиционеров. Поэтому для Бурдж-Халифы использовали двусторонние термопанели — всего было установлено около 30 тысяч штук. Внешняя сторона панели отражает ультрафиолетовые лучи, а внутренняя — инфракрасные. Благодаря такому решению нагрузку на систему охлаждения снизили на 50%.

Так выглядят окна Бурдж-Халифы изнутри
Фото: Valerija Polakovska / Shutterstock
Фото: ARTISTBELLA / Shutterstock

Система кондиционирования с эксклюзивным ароматом Armani

Охлаждают Бурдж-Халифу с помощью системы кондиционирования воздуха с морской водой — холодильный центр с чиллерами находится в отдельном от небоскрёба здании. Такое решение увеличивает затраты на электроэнергию, но перед инженерами и не стояло задачи создать энергоэффективный проект.

Главной особенностью системы кондиционирования стала разработка эксклюзивного аромата. Посетителей Бурдж-Халифы встречает не только приток свежего воздуха, но и фирменный аромат с запахом можжевельника, созданный Armani. Он подаётся на специальные мембраны в системах приточной вентиляции и циркулирует в местах общего пользования.

40 миллионов литров воды в год: как в Бурдж-Халифе используют конденсат из кондиционеров

Уже вряд ли кого-то может удивить использование дождевой воды для полива растений — такой способ экономии водных ресурсов применяют во многих странах мира. Но в Дубае это невозможно. Годовая норма осадков здесь — 50 мм, тогда как в Москве эта цифра достигает 650 мм. Однако дубайский климат способствует образованию конденсата.

Для Бурдж-Халифы спроектировали первую специальную систему сбора такого конденсата из кондиционеров. По трубопроводам он попадает в резервуар, который расположен в подвале здания, а далее его используют для полива зелёных зон возле комплекса. Благодаря этому решению каждый год можно собирать до 40 миллионов литров воды.

Зелёные зоны возле Бурдж-Халифы
Фото: Maciej Matlak / Shutterstock

57 лифтов и винтовая лестница в 2909 ступеней

Одновременно в Бурдж-Халифе может находиться около 35 тысяч человек. Чтобы небоскрёб мог справиться с таким большим потоком людей, проектировщики предусмотрели 57 лифтов, которые движутся со скоростью 10 метров в секунду. Чтобы добраться до верхних этажей, необходимо будет сделать пересадку: с первого этажа до последнего идёт только лифт для сотрудников.

Подняться на вершину можно и по винтовой лестнице в 2909 ступеней. Пройти её от начала до конца — идея сомнительная, а вот выйти из лифта, чтобы полюбоваться видами, которые открываются на Дубай через панорамные окна, — вполне неплохая.

Вид на Дубай из окон Бурдж-Халифы
Фото: Nadezda Murmakova / Shutterstock
Так выглядит винтовая лестница, которая соединяет 124-й и 125-й этажи Бурдж-Халифы
Фото: Emaar Properties

Пример для подражания в вопросах безопасности и эвакуации

Пожары и землетрясения — факторы, которые нужно обязательно учесть при строительстве небоскрёба. Бурдж-Халифа способен выдержать шестибалльное землетрясение, и, по словам архитектора и стратегического консультанта Real Estate Bees Эшли Дэвис, небоскрёб в Дубае — пример для подражания в вопросах безопасности и эвакуации.

В башне сделали огнестойкие полы, создали пожаро- и дымозащищённые лестницы. Примерно через каждые 30 этажей расположены железобетонные убежища с огнеупорным покрытием и вентиляционной системой. Эти помещения способны выдерживать натиск огня в течение пары часов, и люди могут находиться там, пока не подойдёт их очередь эвакуироваться.

При пожаре автоматически запустится система вентиляции. Свежий воздух будет поступать по огнеупорным воздуховода и вытеснять дым из лестничных шахт. Это, в свою очередь, поможет безопасно покинуть здание — по лестницам или на пожарном лифте, который вмещает до 60 человек.

Уместность решений на примере Бурдж-Халифы

Иван Сухих

Основатель и методолог архитектурного бюро «Параметрика».

Решение о строительстве любого небоскрёба основывается на уместности. В идеале должны совпадать три пункта: дороговизна земли, тяжёлый климат и градостроительный образ. В таком случае небоскрёб уместен, нужен и важен. И в Бурдж-Халифе всё это есть.

Об экономии

Такая застройка позволяет экономить среди прочего на прокладке инженерных сетей, которые дорого обходятся Эмиратам из-за недостатка пресной воды. Благодаря компактности среду вокруг можно делать более благоприятной — затраты на благоустройство будут ниже из-за большого количества людей. Поэтому можно выбирать более дорогие решения. Вместо той же брусчатки выстелить территорию камнем.

О комфорте

Дубай — комфортный город с пешеходной организацией, но работает это лишь несколько месяцев в году. В остальное время ты находишься будто на Марсе, и лучше, если у людей будет место, где они смогут такой период переждать. Небоскрёб стоит рассматривать не как жилой дом, а как комплекс, где все функции будут дополнять друг друга и не противоречить. Всё это присутствует в Бурдж-Халифа.

О престиже

Мы же не всё в своей жизни делаем рационально: не идём в дешёвую столовку, когда хотим отметить какой-то праздник, а готовы переплатить и оставить чаевые официанту.

Небоскрёб хорошо выглядит и формирует градостроительный образ, он может стать эстетически правильной составляющей города. В Барселоне есть несколько зданий выше классической застройки. Ориентируясь на здание водоканала или башню Агбар, ты не запутаешься, будучи туристом. Аналогично и с Бурдж-Халифой. Это основная туристическая мекка. У многих жителей земного шара этот небоскрёб ассоциируется с Дубаем. Он стал символом города и страны.

О развитии проекта

В сравнении с обычными высотными зданиями небоскрёбы строить дороже и сложнее: противопожарные требования, особый подход к безопасности, лифты, ветровая нагрузка, сложность инженерных коммуникаций, методы строительства.

Всё это может окупаться уместностью таких проектов. А реализовывать их есть кому — на мировом рынке представлены бюро и компании, которые занимаются проектированием и строительством высоток уже не один десяток лет.

И, на мой взгляд, такие проекты будут развиваться, но уже не в том качестве и количестве. Мы наблюдаем развитие технологий — всё больше людей хотят работать удалённо и перебираться за город. И пандемия показала, что это возможно. Поэтому небоскрёбы будут развиваться скорее как многофункциональные комплексы, где будут доминировать офисы. Потому что, несмотря на развитие удалённого формата работы, необходимость личных взаимодействий будет сохраняться.

Инфографика: самые высокие небоскрёбы в мире

Бурдж-Халифа: Дубай, 163 этажа.

Стал самым высоким зданием в мире в 2007 году и до сих пор удерживает этот статус.


Merdeka 118: Куала-Лумпур, 118 этажей.

Небоскрёб спроектировали таким образом, чтобы гости могли любоваться историческим местом — стадионом Merdeka.


Шанхайская башня: Шанхай, 632 метра, 128 этажей.

Здесь расположена самая высокая смотровая площадка в мире — на высоте в 561 метр.


Королевская часовая башня: Мекка, 601 метр, 120 этажей.

У вершины башни установлены огромные часы диаметром 43 метра; диаметр циферблата лондонского Биг-Бена — 7 метров.


Международный финансовый центр Ping An: Шэньчжэнь, 599,1 метра, 115 этажей.

Небоскрёб должен был обойти по высоте Шанхайскую башню, но посчитали, что антенна в 60 метров будет препятствовать авиаперелётам.


Инфографика: Полина Честнова / Skillbox Media

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Ландшафтный дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована