Бренд-дизайнер: чем занимается и что должен уметь
Вот кто создаёт отличительные знаки для компаний и их продуктов.


Иллюстрация: Дана Москвина для Skillbox Media
Большинству бизнесов нужны собственные системы визуальных кодов, чтобы привлекать внимание потребителей, выделяться среди конкурентов и обозначать суть своего дела. Эти коды — логотипы, фирменные шрифты, знаки и цветовые сочетания — составляют айдентику или фирменный стиль бренда. И делать его — задача бренд‑дизайнера.
Кто такой бренд-дизайнер
Бренд-дизайнеры — это специалисты, которые создают элементы фирменного дизайна для коммерческих и некоммерческих компаний, а также собирают свод правил того, как использовать эти визуальные элементы на разных носителях.
В основном бренд-дизайном занимаются специалисты в графическом дизайне и визуальных коммуникациях, и они взаимодействуют с маркетологами, копирайтерами и исследователями аудиторий.
Как правило, бренд-дизайнеры работают на фрилансе или в студии с внешними заказчиками, а не в штате самой компании, которой требуется фирменный стиль.
- Бренд-дизайнер на фрилансе чаще выполняет заказы для малого бизнеса: магазинов, локальных марок одежды или продуктов, небольших сервисных организаций, ресторанов.
- Работа в дизайн-студии или агентстве — это обычно командный труд над большими комплексами брендинга для крупных клиентов: логистических компаний, ретейл-сетей, масштабных мероприятий, федеральных онлайн‑сервисов.
Чем занимаются бренд-дизайнеры
На верхнем уровне работу бренд-дизайнеров можно поделить на два больших направления:
- Брендинг — создание фирменных стилей с нуля.
- Ребрендинг — обновление существующей айдентики компаний из-за смены целевой аудитории, позиционирования, маркетинговой стратегии или просто трендов.

Изображение: Eunsun Park / Behance

Изображение: byHAUS studio / Behance
В обоих случаях главные задачи бренд-дизайнеров — это:
разработать логотип;
собрать стройную визуальную систему фирменных знаков, шрифтов, цветов и изображений;
сформировать руководство по тому, как всё это использовать в дизайне сайта, мерча или полиграфической продукции.

Читайте также:
Разработка логотипов
Логотип — лаконичный и узнаваемый символ компании. Это может быть надпись фирменным шрифтом или сочетание надписи с картинкой. Эти тексты и образы всегда тщательно продуманы: за ними стоит концепция и в каждой линии есть смысл.

Читайте также:
Главная задача бренд-дизайнера, когда он создаёт логотип, — сформировать лаконичный и запоминающийся образ с помощью типографики и изображения: выразить в фирменном символе идею, а для надписи подобрать соответствующий шрифт или нарисовать леттеринг.

Изображение: maisonette / Duoband / Valentapharm / Wikimedia Commons
В разработке логотипов и знаков важен не только креатив:
- Они должны хорошо смотреться в любом масштабе. Возможно, их придётся печатать на сувенирной ручке или на уличном билборде. Поэтому логотипы должны быть чёткими, интересными и узнаваемыми в любом размере и при любом качестве.
- Фирменные знаки и надписи не должны быть трендовыми — их создают не на один сезон, а как минимум на несколько лет.
Разработка айдентики
В фирменный стиль входят палитра корпоративных цветов, шрифты и графические элементы — паттерны, текстуры, иллюстрации. Когда бренд-дизайнер работает над этим комплексом айдентики, он не просто выбирает то, что кажется ему эстетичным или модным: каждый штрих и каждый оттенок должны иметь смысл для компании, создавать нужный образ в глазах потребителей.
Например, в фирменный стиль для сети пекарен может входить открытый геометрический гротеск, цветовая схема из бежевого, тёмно-зелёного и терракотового, паттерн в виде неровной сетки и минималистичные образы багета и кусочка торта — и всё это должно передавать настроение хюгге-уюта, символизировать французскую провинцию и эффективно привлекать покупателей.

Скриншот: сайт Fendi Casa / Skillbox Media

Изображение: Vlada Chern / Behance
Разработка гайдлайна
Гайдлайн — это набор инструкций или руководство по использованию фирменного стиля компании. В нём прописывают конкретные правила, по которым дизайнерам и другим специалистам надо работать с визуальными элементами айдентики: как располагать на печатной продукции логотип, как сочетать цвета, как производить рекламные материалы. Ещё в гайдлайне есть краткое обоснование визуальных решений — почему конкретному бренду подходят именно они.
Когда бренд-дизайнер составляет гайдлайн, его основная задача — дать сотрудникам клиента удобный инструмент, чтобы они могли поддерживать фирменный стиль самостоятельно. Например, чтобы и посты в соцсетях, и рекламные баннеры выглядели одинаково качественно.
Гайдлайн часто называют брендбуком. Это привычно, но формально неправильно: брендбук — более широкое руководство, которое включает также описание потребителей, особенности продуктов и корпоративные ценности.

Читайте также:

Изображение: Aydan Karimova / Behance

Изображение: Irina Deneka / Behance
Что должен знать и уметь бренд-дизайнер
Бренд-дизайнеру обязательно нужны компетенции в графическом дизайне:
- Понимать основы композиции и колористики, то есть уметь гармонично сочетать формы и цвета.
- Владеть графическими редакторами. Логотипы и графические элементы отрисовывают в векторных редакторах — Adobe Illustrator, иногда в CorelDRAW. Также бренд-дизайнер пользуется Adobe Photoshop — для работы с фотографиями и мокапами. А чтобы сделать брендбук, требуется софт для вёрстки — например, Adobe InDesign.

Читайте также:
- Разбираться в типографике. Важно подбирать подходящие гарнитуры, составлять гармоничные шрифтовые пары и работать над оформлением текстов.
- Уметь работать с референсами — собирать готовые картинки и на их основе создавать новый дизайн: перерисовывать, стилизовать или использовать как отправную точку для собственных интерпретаций.
Кроме того, нужны общедизайнерские способности:
- Постоянно развивать насмотренность, чтобы генерировать креативные и полезные идеи. Бренд-дизайнеру важно быть в курсе трендов и исторических стилей, разбирать чужие работы, интересоваться всеми аспектами визуальной культуры, читать, смотреть и слушать.
- Обращать внимание на детали и быть готовым точно выверять расположение элементов по сетке или дотошно очищать контуры объектов от остатков фона.
А также софт-скиллы:
- Уметь общаться, слышать чужое мнение и отстаивать своё. Это важно при взаимодействии с коллегами в команде и при защите дизайн-проекта перед заказчиком.

Читайте также:
Бренд-дизайнеру важно понимать основы маркетинга. Клиент хочет получить не просто красивую картинку для вывески: логотип должен работать на узнаваемость и привлекательность бренда и, соответственно, на прибыль. Поэтому нужно разбираться в позиционировании и специфике разных бизнесов.