Braun: лицо немецкого минимализма
Рассказываем о революции в дизайне бытовой техники, канонах лаконичного продукта и критериях успешного ребрендинга.
Иллюстрация: Wikimedia Commons / Braunhousehold / Annie для Skillbox Media
Braun — немецкая компания, которая из маленькой мастерской инженера превратилась в крупного производителя бытовой техники. За 90 лет продукты Braun эволюционировали внешне и технологически, но сохранили актуальность за счёт неизменного следования ценностям функциональности, качества и эстетической составляющей.
Из материала вы узнаете:
- о революции дизайна Braun на рынке бытовой техники;
- о современном подходе к дизайну Braun;
- о правилах промышленного дизайна Дитера Рамса.
Braun от Брауна: первые устройства и их дизайн
В 1921 году немецкий инженер Макс Браун открыл небольшой магазин по продаже радиотоваров во Франкфурте-на-Майне. Двумя годами позже он начал заниматься и производством некоторых компонентов для радиоприборов.
Макс Браун
Основатель и дизайнер компании с 1921 по 1951 год. Создал первые продукты Braun и спроектировал один из самых популярных продуктов компании — бритвенный станок.
Фото: Braun
У Брауна не было ресурсов на создание полноценного конвейера. Но это не помешало ему к 1929 году приступить к продаже радиоприёмников, собранных вручную. Он одним из первых в мире совместил проигрыватель пластинок и радиоприёмник. Его изобретение начали продавать в 1934 году под брендом Braun с фирменным логотипом Уилла Мюнхена.
Важным для Braun продуктом того времени стал первый в мире полностью автоматический диапроектор.
Радиотехника Брауна пользовалась популярностью, поэтому ему советовали сконцентрироваться на выпуске именно этих продуктов. Но Макс стремился создавать нечто новое на рынке и хотел расширить сферу компании. Он сделал первые разработки бритвенного станка, который стал знаковым для компании уже после смерти Макса.
Революция дизайна братьев Браун и новый «Браун-стиль»
После смерти Макса Брауна в 1951 году руководителями компании стали его сыновья Артур и Эрвин. Их главной задачей на тот момент был ребрендинг компании.
Эрвин и Артур Брауны
Наследники Макса Брауна. Руководили компанией с 1951 по 1961 год. Привлекли к созданию продуктов Braun специалистов Ульмской школы и заложили основы корпоративной философии дизайна.
Фото: Braun
Брауны стремились сделать так, чтобы их продукция дополняла интерьер — для тех времён эта задача была очень сложной. Техника стоила очень дорого, и предметы быта обычно подбирали под неё. Например, сначала люди покупали чайник и уже под него подбирали обеденный стол.
Артур и Эрвин обратились к экспертам из Ульмской школы дизайна, которая на тот момент во многом вдохновлялась Баухаусом. Для новых сотрудников они создали уникальные для XX века условия, которые напоминали современный Google-кампус.
До 1951 года продукты Braun ничем не отличались по внешнему виду от конкурентов. На прилавках покупателей ждали массивные бытовые приборы, которые было очень трудно встроить в интерьер немецкой минималистичной квартиры.
Ведущий дизайнер Braun Фриц Айхлер вместе с Дитером Рамсом проанализировали обобщённый образ своего потребителя — интеллигента, который ценит быстроту, качество, функциональность и ждёт, чтобы продукт соответствовал его образу жизни. Идеальная техника для такого человека должна быть бесшумной, незаметной, лаконичной и легко подходить под любой интерьер.
Фриц Айхлер
Работал дизайнером в Braun с 1951 по 1961 год. Участвовал в разработке нового радио и линейки аудиоприборов. Некоторые из его работ находятся в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Фото: Braun
Дитер Рамс
Дизайнер компании с 1961 по 1995 год. Полностью пересмотрел и изменил внешний вид продуктов Braun и открыл эпоху минимализма в дизайне бытовых приборов.
Фото: Wikimedia Commons
Дизайнеры Ульмской школы разработали новый облик приборов: популярных бритвенных станков, часов, фенов, радиоприёмников, кухонных комбайнов, калькуляторов. Усовершенствованная продукция Braun вызвала резонанс на рынке массовых товаров и открыла эпоху неофункционализма в проектировании бытовых предметов.
Благодаря Braun, с середины XX века в сфере дизайна продуктов стал развиваться «Браун-стиль», который характеризовался:
- отсутствием декора,
- максимальным лаконизмом формы,
- сдержанностью в цветовом решении.
За приверженность минимализму его также называли экономным.
Мгновенный успех новых продуктов на рынке объяснялся и пресыщением «тяжёлым» стилем Ниццоли, который требует от каждой вещи уникальности формы, неповторимости дизайна и усложнённости цветовых сочетаний.
Людям хотелось чего-то нового, лаконичного и простого, поэтому Braun стал популярен не только среди массового потребителя, но и среди зажиточной интеллигенции, которую потянуло к упрощению быта.
В конце пятидесятых продукты Braun, созданные под руководством Дитера Рамса, были отобраны для престижных коллекций в Музей современного искусства в Нью‑Йорке. Сегодня его работы можно увидеть в Музее прикладного искусства во Франкфурте и в Музее современного искусства на Манхеттене.
Современный Braun Питера Шнайдера и Оливера Грабеса
Начиная с шестидесятых годов в компании начинаются изменения. Braun становится акционерной фирмой, и в 1984 году её окончательно выкупает американская корпорация Gillette.
Меняется и ассортимент. Braun перестаёт выпускать аудиотехнику и делает упор на бытовые продукты: кофеварки, кухонные комбайны, соковыжималки, а также электрические зубные щётки, разработанные совместно с Oral-B.
Дизайнером новых продуктов стал преемник Дитера Рамса — Питер Шнайдер. В качестве эксперимента он хотел избавиться от излишне строгого стиля в дизайне, созданного Рамсом, и актуализировать логотип компании. Изменения в итоге были незначительными, что лишь подчеркнуло жизнеспособность идей Рамса.
Питер Шнайдер
Дизайнер компании с 1995 по 2008 год. Экспериментировал с продуктами компании, пытаясь уйти от строгих правил Дитера Рамса. При Питере логотип Braun приобрёл современный вид.
Фото: Braun
В нулевых корпорация Procter and Gamble выкупила Gillette вместе с Braun, а на пост главного дизайнера компании встал профессор Оливер Грабес. Свой подход к дизайну он сформулировал как «Сила чистоты». Это объединение традиционных наработок Braun с современными трактовками.
Оливер Грабес
Занимает пост дизайнера с 2009 года. Создаёт бытовые приборы, пытаясь найти гармонию между знаковым стилем Braun и современными трендами.
Фото: Braun
Оливер Грабес выступает за сильный, инновационный, современный и функциональный дизайн, который расскажет о том, как будут выглядеть устройства Braun в будущем.
Современные продукты Braun довольно разнообразны, однако ключевые сегменты можно пересчитать по пальцам: электробритвы, эпиляторы, блендеры, утюги, фены, электрические зубные щётки (Oral-B). И всего по 1–2 модели для кухонной техники.
Их дизайн по-прежнему строг, минималистичен, функционален и обладает узнаваемой эстетикой. Практически все модели выполнены в одном из трёх цветов: серебристом, белом, чёрном. Эти цвета удачно сочетаются друг с другом, подчёркивая премиальность товаров. Изредка можно встретить модели других «благородных» цветов: тёмно-красного, тёмно-синего, бирюзово-зеленоватого.
Принципы промышленного дизайна Дитера Рамса
Дизайнеры современных бытовых приборов до сих пор опираются на разработки Дитера Рамса. Их можно использовать как методичку создания стильной техники для дома и работы.
Бытовые предметы должны смотреть в будущее.
Карманное радио Braun T3 1958 года выгодно отличалось от конкурентов простым дизайном. По наблюдениям специалистов, именно эта модель вдохновила Apple на дизайн iPod 2001 года.
Хороший дизайн должен соблюдать баланс эстетической красоты и функциональности.
Дитер Рамс мечтал создать зажигалку, которая бы выделялась на прилавке. Так появилась Braun T2, похожая на «маленькую скульптуру». Зажигалка продумана до мелочей — лаконичный дизайн соседствует с удобством использования.
Дизайн должен отражать честность компании.
Лояльность покупателя можно заработать, создавая только качественный продукт. Дизайн не поможет продать «кота в мешке».
Электростатический динамик Braun LE1 1959 года выделялся не только эргономичным дизайном, но и инновационными технологиями. Благодаря лёгким мембранам звук из них был очень хорошим.
Меньше, но лучше.
Продукт — это не декоративный объект, поэтому его дизайн должен быть нейтральным и сдержанным. Дизайнер — это про концентрацию на задаче пользователей и «неотягощение» множеством дополнительных функций.
Бритва Braun Combi DL5 1957 года олицетворяет этот критерий удобным фиксированным триммером, отделкой из хрома, плавной формой и миниатюрным логотипом.