Спроси эксперта: почему некоторые шрифты начинают бесить?
Ольга Панькова размышляет, как предсказать популярность шрифта и при чём здесь поддержка шрифтовиков.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Вопрос читателя
Почему некоторые шрифты становятся трендовыми и начинают раздражать?
Мария,
Екатеринбург
На этот вопрос ответила Ольга Панькова.
Ольга Панькова
Выпускница кафедры дизайна в МЭИ и двухлетнего курса «Шрифт и типографика» в Британской высшей школе дизайна. Работает шрифтовой и графической дизайнеркой. Соосновательница «Бюробукв». Преподавательница BBE и BoldItalic. Рисовала буквы для «Яндекса», «ВКонтакте», МТС, «МегаФона», «Арзамаса» и многих других. Финалистка и победительница конкурсов D&AD, ADC Awards, «Современная кириллица», Granshan, Morisawa Type Design Competition, фестиваля «Среда», TDC.
Большинство создателей шрифтов тоже задаются вопросом, почему некоторые из них становятся трендовыми :-)
Но давайте попробуем разобраться в причинах.
Когда вы придумываете совсем новый шрифт, практически невозможно предсказать, станет он популярным или нет. Но если ваша задача — нарисовать на волне моды какой-то быстрый акцидентный, харáктерный шрифт — например, «злую антикву», — то он с высокой вероятностью станет популярным. Особенно если у подобных шрифтов нет кириллицы или если у этого начертания есть альтернативные знаки и особые лигатуры. Или классные фичи: когда легко можно заменить цифры в наборе с прописных на строчные, легко переключаются альтернативные сеты, есть всевозможные цифры для надстрочных и подстрочных знаков. В общем, когда шрифт упрощает вёрстку.
Ещё шрифт может стать трендовым, когда он сделан в каком-то определённом стиле. Например, несколько лет назад была мода на советские вывески и вообще на шрифты советского периода, в том числе на конструктивные, «палочные». Когда такие шрифты появляются большим удобным семейством с множеством начертаний и пропорций, то, конечно, их начинают активно использовать.
Также можно отчасти предсказать рост популярности шрифта, когда какой-то тренд уже держится довольно долго и начинает надоедать. Обычно ему на смену приходит что-то новое и зачастую совсем противоположное. Например, была мода на широкие тяжёлые закрытые гротески, а пришла — на лёгкие, острые антиквы.
Тренды не касаются текстовых шрифтов, потому что их стараются сделать максимально удобочитаемыми: ведь чем больше характера в буквах, тем больше мы «цепляемся» за этот характер и концентрируем на нём внимание, а это усложняет чтение. А вот акцидентные шрифты как раз специально делают очень выразительными, добавляют рисунку максимум характера — разумеется, это привлекает внимание. Такие шрифты используют в заголовках, упаковке, постерах и рекламе, они кричат о себе и о продукте. И если шрифт удачный — когда он хорошо отрисован или привлекает потребителей к продукту, — то его становится много везде и всюду. Вот поэтому он и начинает раздражать.
На мой взгляд, это говорит о том, что, как бы в последнее время ни расширялся рынок кириллических шрифтов, качественных акцидентных мы по-прежнему видим и используем не так много. Все хорошие шрифты дизайнеры расхватывают моментально, как горячие пирожки. Их активно используют и затирают до дыр, пока они не надоедают самим дизайнерам или заказчикам или пока не сменяется общий тренд.
Термин «акцидентный» происходит от латинского слова accidentia. Оно означает что-то побочное, несущественное, то, что появляется случайно. Из самого названия категории понятно, что такие шрифты — это нечто временное. Так что нет ничего необычного в раздражении, когда временное вдруг переходит в разряд постоянного, встречается нам везде и всюду.
Рецепт против засилья раздражающих шрифтов, пожалуй, один: поддерживать дизайнеров покупками, чтобы они рисовали больше новых и свежих шрифтов ❤️
У вас есть вопросы к экспертам, которые разбираются в разных направлениях дизайна? Присылайте их на почту design.media@skillbox.ru.
В наших Telegram-канале и группе во «ВКонтакте» интересное и актуальное. Подписывайтесь!