Спроси эксперта: стоит ли делить заказы с другими?
Основатель содружества графических дизайнеров делится опытом и напоминает, что в работе будет не только дизайн.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Вопрос читателя
Я дизайнер на фрилансе. В одном профессиональном чате встретил предложение от другого дизайнера делиться заказами и выполнять работу пополам. Оплату тоже предлагается делить 50 на 50.
Это широкая практика? В чём может быть подвох?
нина
На этот вопрос ответил Лёша Пушкарёв.
Деление заказов — достаточно распространённая практика в нашем дизайн-содружестве «DELO». Расскажу, какие важные уроки мы извлекли.
- Делить нужно всё.
В подобной схеме сотрудничества распределять 50/50 вы должны практически всё — от ответственности до временны́х затрат и общения с клиентом. Всегда нужно помнить, что кроме основной работы по проектированию и дизайну будет ещё множество кросс-задач: коммуникация с клиентом, ведение проекта, работа над договорами и оформление документов. Важно знать и понимать, кто из вас остаётся юридически ответственным за проект, кто заключает договор и через кого производится оплата, так как именно эти обязанности физическому лицу разделить 50/50 на фрилансе не получится.
- Компетенции могут быть разными.
Уровень навыков дизайнеров необязательно должен быть идентичен в таком сотрудничестве. Один может взять на себя работу по ведению проекта и коммуникации, а второй будет делать больше технической работы. Главное, чтобы это распределение было комфортным для обоих, и тогда такое сотрудничество будет максимально гармоничным и успешным.
- Учитывайте, чей клиент.
Всегда имеет значение, кто привёл клиента, потому что поиск проектов и первичная продажа тоже требуют определённых временных затрат и навыков. Поэтому распределение обязанностей 50/50 нужно обговаривать с учётом этого вклада, делать это заранее и достаточно подробно, чтобы при такой схеме обязательно работал процесс win/win.
Например, мы сейчас продумываем систему бонусов и стимулов для тех, кто приводит клиента, потому что этот момент влияет на многие аспекты рабочих процессов. Ответственность за регулярный поток проектов очень высокая и должна либо оплачиваться отдельно, либо иметь какие-то бонусы: конечно, удобнее просто сидеть и ждать, когда тебя пригласят в проект, а чтобы самому найти клиента, нужно проделать много работы в начале.
- Оценивайте партнёра и себя.
Вот что пишет один из моих партнёров и участников содружества Артём Веретёнко: «Мне кажется, нужно сначала понаблюдать за человеком и оценить его моральные качества. Но важно, чтобы они были высокими и непоколебимыми с обеих сторон: равноправные деловые отношения возможны только среди зрелых личностей. Желательно иметь общие ценностные ориентиры, интересы. Чем больше точек соприкосновения в антологии мира, тем лучше. Ты сам должен быть полезен, разгружать партнёра, а не грузить. При необходимости — быстро учиться.
Широка ли такая практика? Думаю, многие дизайнеры в теории хотели бы так работать. Многие хотят объединить усилия, да и веселее это. Но в реальности, думаю, это как пазл: не всегда получается сработаться, у нас могут быть разные энергии, отношение к работе, требования к результату, жизненные ситуации.
Про подвох: ты ничего не теряешь. После первого же такого проекта всё будет ясно. Если опыт будет негативный, то это поможет в будущем грамотнее оценивать потенциальных коллег.
У вас есть вопросы к экспертам, которые разбираются в разных направлениях дизайна? Присылайте их на почту design.media@skillbox.ru.
В наших Telegram-канале и группе во «ВКонтакте» интересное и актуальное. Подписывайтесь!
Читайте также: