Дизайн
#Мнения

Спроси эксперта: как избежать плагиата?

Арт-директор «Логомашины» рассказывает, насколько обоснован страх скопировать чужую идею и как поступить, если это произошло.

Изображение: Dana Moskvina / Skillbox Media

Вопрос от читателя:

«Привет! У меня начали появляться заказы, но я очень загоняюсь, чтобы случайно не сплагиатить чужой логотип. Понятно, что придумать в наше время что-то оригинальное непросто, но вдруг заказчик увидит что-то похожее и обвинит меня в плагиате. Как перестать этого бояться и что делать, если такое всё же произошло?»

Варвара Черноморова

На этот вопрос ответил Данияр Шарипов.

Данияр Шарипов


Арт-директор дизайн-студии «Логомашина».


Ссылки


Страх скопировать идею или графику логотипа небезоснователен, потому что мы живём в мире, в котором вообще очень много дизайнеров, и они создали очень много графики. Ненароком сделать «то же самое» — частая история.

Логотип Airbnb (слева) и Azuma Drive-In (справа). Изображение: Airbnb / DesignStudio / Azuma Drive-In / Akisato Ueda

Нередко даже у крупных компаний похожи логотипы или фирменные стили. И они как-то с этим живут и не ощущают никаких проблем. Один из самых популярных примеров — логотипы Airbnb и Azuma Drive-In. Они оба построены на букве «А», но в неё заложены разные метафоры, разные смыслы. И они не собираются подавать друг на друга в суд.

Логотипы Euronews (слева) и USA Today (справа). Изображение: Euronews / USA Today

Есть ещё более яркие случаи, но там, как правило, совсем простая графика. Например, Euronews с логотипом-точкой и USA Today — та же точка. То есть даже крупные компании «плагиатят», причём они могут находиться вообще в одной нише и заниматься одним и тем же. Euronews и USA Today — работают с новостями. И таких примеров среди известных мировых брендов очень много.

Тем не менее создать что-то новое, уникальное и интересное несложно. Я бы даже сказал — просто. Главное — следовать некоторым стандартным правилам, и будет всё гуд.

Первое — развивать насмотренность

Как бы заезженно это ни звучало, но это действительно важно, потому что чем больше логотипов мы видим — сделанных недавно или исторических брендов, — тем больше у нас в сознании отпечатывается, что копировать не нужно, от чего нужно отстраняться.

Второе — делать ресёрч

Перед тем как создавать логотип, полезно провести ресёрч по компаниям-конкурентам и выбранным образам — чтобы не продублировать.

Третье — профессиональное ревью

Самое простое — быть в комьюнити дизайнеров. Возможно, кто-то узнает в вашем логотипе существующий. Плюс в таких комьюнити помогают подобные вещи исправить, подсказывают.

У нас в «Логомашине» на первом этапе — просмотре логотипа — участвует вся команда: арт-директор (то есть я), все дизайнеры, менеджеры. Если хотя бы один из десяти сотрудников узнал в нём какой-то популярный бренд или видел его на Dribbble или Behance, то мы сразу откидываем этот вариант. И на самом деле, как бы это странно ни звучало, в «Логомашине» это бывает не так редко. Конечно же, дизайнер это не скопировал, а просто попал в те же образы, несмотря на то, что и ход мыслей был разный.

Плюс мы живём в мире нейросетей, которые помогают нам искать похожие картинки, — сервисов Google, «Яндекса» и Pinterest. Соответственно, вы просто ставите свой логотип в разных цветовых вариациях — на белом фоне, на чёрном фоне, монохромную версию, цветную. И отправляете в «поиск по картинке». Если найдутся стопроцентные попадания, то они выпадут списком, и вы узнаете, уникален ваш логотип или нет.

Что же делать, если такое всё-таки случилось?

Сохраняйте все этапы работы

Во-первых, когда вы создаёте графику или логотип, храните всю историю работы над ним: драфтинг, скетчинг. Имея на руках все черновики, вы сможете легко рассказать, почему вы пришли именно к такому варианту знака. Если вы сумеете показать, что у вас были собственные идеи, то клиент вряд ли будет обвинять вас в плагиате.

Создавайте доверительные отношения с клиентом

На начальном этапе работы с клиентами важно создать доверительные отношения, чтобы, если вдруг что-то такое случится, вы могли легко всё уладить, просто пообщавшись и сказав, что это произошло ненамеренно. Доверительные отношения с клиентом — это и возможность защитить свой дизайн, обосновав путь к полученной графике.

Если же вы обнаружили, что у вас получился повтор уже через некоторое время после сдачи логотипа, то сможете написать клиенту об этом: вы делали логотип, но обнаружили, что существует похожий, и готовы переделать. Скорее всего, если у вас налажены доверительные отношения, то доказать, что вы сделали это неумышленно, не составит труда.

Подводя итог

Напоследок хочется сказать, что, хоть мы живём в постмодернизме, создавать что-то уникальное возможно — появляются новые технологии, новая графика, новые формы. Но сделать что-то неоригинальное или слишком простое тоже нормально — главное, чтобы это было со своей изюминкой, с обоснованной идеей. И, конечно же, с уникальным применением — это тоже играет большую роль.

У вас есть вопросы к экспертам, которые разбираются в разных направлениях дизайна? Присылайте их на почту design.media@skillbox.ru.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована