Спроси эксперта: что нельзя анимировать на сайте?
Разработчик Дмитрий Уткин о главных правилах анимации в интерфейсах: не навреди и не утоми.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Вопрос читателя
Какие элементы на сайте не стоит анимировать?
Алексей,
Белград
На этот вопрос ответил Дмитрий Уткин.
Анимация тратит время пользователя, но привлекает его внимание. Она как повышение тона в разговоре. Общее правило такое: там, где нужно сделать акцент для пояснения или метафоры, продемонстрировать связи или отношения, анимировать можно. В остальных случаях — противопоказано.
Нельзя
- Не анимируй элементы, если они на проблемном макете.
«Скучный блок, анимация сделает его повеселее» — нет, так делать не надо. Сначала сверстай, пожалуйста, нормальный макет.
Постоянно вижу надоедливые фейдины на лендингах — это плохо. И кодеры реализуют идею дизайнера не всегда качественно: бывает, что видишь полупустой фон, и только через три четверти экрана появляется текст. А я мог бы уже прочитать пару слов!
- Не анимируй элементы, если они часто появляются или выглядят навязчиво.
Когда постоянно переключаешься между вкладками или листаешь ленту, никакой анимации переключения и появления постов видеть не захочешь. «Мне тут коробки носить надо, а вы мультики показываете!» — вот реакция на навязчивую анимацию. Анимация — это фейерверк, и запуск салюта каждый день наскучит практически сразу.
Можно, но с одним важным условием
- Анимируй, если между изменениями элемента есть связь или пространственное отношение.
«Сюда сворачивается окошко, отсюда же раскрывается» — это отношение. Значит, можно анимировать. Если не будет навязчивым.
Ещё пример: если потянуть вбок письмо в приложении Gmail или чат в Telegram, появятся скрытые кнопки. Анимация покажет, будто чат или письмо сдвинулись, а под ними оказались кнопки.
Хорошо бы анимировать, как добавляется дополнительное значение на диаграмме. Но как только данные поменялись, анимацию надо убрать. Вредно показывать таким образом связь или «преемственность».
- Анимируй, если состояние интерактивного элемента меняется.
Пример — кнопка плавно меняет цвет при ховерении. Или «перетаскиваемая» карточка отбрасывает другую тень и слегка подкручивается — изменения состояния помогают понять, что что-то произошло. Анимируй, если это не будет навязчивым.
Разработчикам
На интерактивные элементы по умолчанию пишите: transition: all .1s ease-in;.
- Анимируй, если элемент может развлечь пользователя динамикой.
Ради шоу можно анимировать появление элементов. Но осторожно: заранее подумай, кто и на чём будет этот интерфейс или страницу показывать и смотреть. Анимировать мелкие элементы для презентации с телефона гендиректору в лифте расточительно и неразумно.
Анимировать можно всё, если это не будет навязчивым.
Главные принципы
- Не делай анимацию разнонаправленной.
В лекции «Интерфейсные анимации» Илья Бирман отлично прояснил, что важны синхронность и схожесть анимаций. Несогласованные анимации и одновременные движения элементов в разные стороны моментально утомляют и не приносят никакой пользы. Будто двое людей говорят на повышенных тонах одновременно — в итоге никто никого не в состоянии расслышать и понять.
- И никогда не делай анимацию навязчивой.
Например, эффект сворачивания окна «Джинн» в iOS долгий, сложный и потому крайне навязчивый. Или строка поиска по iPhone (если потянуть на экране с иконками приложений), которая появляется сверху вниз, а в три раза медленнее снизу вверх выдвигается клавиатура — это некрасиво.
У вас есть вопросы к экспертам, которые разбираются в разных направлениях дизайна? Присылайте их на почту design.media@skillbox.ru.
В нашем Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте» — интересное и актуальное. Подписывайтесь!