Арки, кресты и звёзды: как создать айдентику для лютеранской церкви
Дизайнер из Санкт-Петербурга делится опытом работы с неожиданным заказчиком.
Annenkirche / Карина Ли / Анастасия Занько
Лютеранская церковь Святой Анны, также известная как Анненкирхе, появилась в Санкт-Петербурге ещё в XVIII веке. В советские годы помещение использовали как кинотеатр Госфильмофонда, и даже в постсоветский период воскресные службы здесь почти не проводились.
Только в 2013 году церковь снова вернулась к работе. Сегодня Анненкирхе является площадкой как для богослужений, так и для концертов, лекций, выставок и других культурных мероприятий. Логичным продолжением изменений стала обновлённая айдентика.
Дизайнер Карина Ли рассказала о разработке фирменного стиля, символизме и картинах эпохи Возрождения.
Карина Ли
Дизайнер. Формирует визуальный стиль, проектирует интерфейсы. Окончила ВГИИК по специальности художник-график. Живёт и работает в Санкт-Петербурге.
Начало проекта
В Петербурге очень много мест, заслуживающих внимания, но из-за проблем с финансированием даже самые популярные локации не могут выделить бюджет на хороший дизайн. На начальном этапе мы собрали довольно много локаций, которым хотели предложить новое видение.
Но Анненкирхе выделялась на фоне остальных мест. Необычная локация с впечатляющей многолетней историей и нестандартным подходом — идеальный вариант для экспериментов с визуальным стилем. Хотелось подарить этому месту яркий, запоминающийся образ, который будет дополнять дружелюбную атмосферу и привлекать новых посетителей.
Подготовка
Мы выяснили, что у Анненкирхе есть проблема с носителями: очень много материалов, и все они оформлены по-разному. Поэтому перед нами стояла задача создать единый стиль.
Перед отрисовкой дизайна мы с копирайтером максимально глубоко погрузились в культуру лютеранства. Читали и изучали всё, что так или иначе связано с религией, в частности с протестантизмом, чтобы разобраться в истоках и найти символы, которые помогут сформировать визуальный язык. Руководство церкви тоже очень помогло.
На первой встрече нам провели обзорную экскурсию по Анненкирхе. Отчасти это повлияло на форму знака, но об этом позднее. В итоге появилась огромная доска в Miro, где мы собрали всё, что узнали за две недели исследования. Сформировав общее видение, мы начали разрабатывать дизайн и готовить тексты.
Концепция
Во время экскурсии нам показали место, откуда ведётся проповедь. Чаще всего настоятель находится на своеобразной сцене у самодельной трибуны в Большом зале. Рядом с ней стоит крест необычной формы, похожий на самодельное распятие. Нам рассказали, что это перекрестие двух крепежей от колеса повозки, ему примерно четыре века. На таких повозках ездили ингерманландцы, одни из первых приверженцев лютеранства на территории Санкт-Петербурга. Так я поняла, на что будет похож мой знак.
С общей концепцией фирменного стиля было сложнее. Хотелось сделать что-то современное, простое, контрастное, но при этом не слишком яркое. Тогда я погрузилась в изучение средневековой живописи. Оттенки на работах «голландцев» и мастеров Раннего Возрождения идеально подошли к общему стилю. Формы арок, скруглённые прямоугольники и овалы также взяты из сюжетов полотен. Обычно из таких форм состояли деревянные алтари в церквях европейских стран во времена Северного Возрождения. На многих картинах эпохи Возрождения также можно увидеть арки и овальные своды.
В концепции часто встречаются изображения солнца и звёзд. Солнце с большим количеством лучей символизирует дневные мероприятия и теплую дружелюбную атмосферу. Звёзды — для вечерних событий: концертов, выставок, кинопоказов. В дополнение есть также простые контурные иконки, поддерживающие общий стиль.
Тексты и носители
В Анненкирхе невероятно простой и привычный язык общения. Это то, что, на мой взгляд, отличает лютеранскую церковь от церкви любой другой конфессии. Даже без нашей помощи руководство прекрасно выстраивает связь с аудиторией. Мы лишь немного развили tone of voice, чтобы поработать с новыми носителями и дополнить общий образ.
На первый план выходят 3 основных вида материалов, наиболее важных для локации: постеры, внутренняя навигация и мерч.
Постеры оформляются в едином стиле — с использованием арок и вписанных в них изображений. Несмотря на большое количество вариаций от самих организаторов мероприятий, важно было сделать акцент на общем стиле, чтобы регулярные события в стенах церкви (английский разговорный клуб, курс «Основы христианской веры», кинопоказы) легко было отличить от уникальных, проходящих всего 1-2 раза.
Хотя территория Анненкирхе и не такая большая, как у Эрмитажа или Эрарты, там всё равно можно что-то упустить. Чтобы этого избежать, мы создали карту двух этажей и обозначили основные места внутри церкви. Для каждой локации предусмотрена табличка с подписью, в которой ёмко сформулирована особенность места.
Часть средств от продажи сувенирной продукции идёт на поддержку самой церкви, другая часть — на благотворительность. Потому очень важно было создать мерч, который понравится всем.
Итог
На этот момент публикуемая концепция — вторая версия фирменного стиля для Анненкирхе. Была полностью переработана цветовая гамма, доделано большое количество материалов, которые просто невозможно было оформить раньше из-за большой загрузки. Также в концепцию войдёт дизайн сайта, полностью отражающий общую стилистику. Пока окончательное решение использовать этот стиль не принято. Но я очень надеюсь, что он найдёт отклик у многих и мы сможем воплотить его в жизнь.
Проект айдентики подготовлен совместно с копирайтером Анастасией Занько.