Дизайн
#статьи

Компания, навсегда изменившая дизайн: история Adobe

Рассказываем, как появились главные дизайнерские программы современности.

Иллюстрация: Adobe / Ignacio Tarot / WikiMedia Commons / Colowgee для Skillbox Media

Adobe существует уже 40 лет. Почти все тексты и изображения, которые мы видим всюду — от журналов до контента на экранах смартфонов, — были созданы с помощью программного обеспечения Adobe.

Некоторые из продуктов Adobe, такие как Illustrator и Photoshop, считаются лучшими инструментами для дизайна, а Adobe Acrobat и формат PDF уже давно стали международным стандартом для просмотра и печати электронных файлов. Adobe продолжает быть привычной частью жизни каждого дизайнера.

Рассказываем, как сложилась история успеха компании.

Основание Adobe

В конце семидесятых Джон Уорнок и Чарльз Гешке познакомились в исследовательском центре Xerox Palo Alto Research Center (PARC), где они занимались исследованиями графических систем, независимых от устройств. Их интересовал точный перевод текста и изображений с экрана на печать. Когда Уорнок и Гешке поняли, что их работа может произвести революцию в компьютерных технологиях, они покинули лабораторию и вместе основали Adobe.

Чарльз Гешке и Джон Уорнок
Фото: MediaNews Group / The Mercury News via Getty Images / Contributor / Getty Images

Работать они начали в гараже у дома Уорнока в Лос-Альтосе. За ним протекал ручей Adobe Creek, название которого и позаимствовали партнёры. В этом ручье добывали глину для изготовления сырцовых кирпичей, которые по-испански называют adobe.

Первый корпоративный логотип разработала в 1982 году Марва Уорнок, жена Джона. На сером фоне она расположила название компании в авторском смелом шрифте: «А» треугольной формы, а «Е» сделана как три полосы. Со временем Adobe его упростила и в 1993 году представила версию, которую мы знаем сегодня: белая буква «A» из оригинального логотипа на красном фоне.

Эволюция логотипа Adobe
Изображение: Adobe

Первый продукт Adobe — язык программирования PostScript. Он способен описывать точное положение, формы и размеры объектов на экране. Таким образом, пользователи получили возможность печатать файл точно так же, как он отображается. Благодаря этому PostScript стал международным стандартом для компьютерной печати, поскольку включал буквенные формы многих языков, и сделал доступной цифровую печать в корпоративных локальных сетях и интернете.

Революция настольных издательских систем

В 1983 году компания Apple Computer, Inc. (ныне Apple Inc.) приобрела 15% акций Adobe и стала первым лицензиатом PostScript. Спустя два года Apple представила первый принтер на основе этого языка — LaserWriter, совместимый с Macintosh. Он включал в себя PostSript-реализации нескольких классических шрифтов и интерпретатор — встроенный компьютер для перевода команд PostScript в знаки.

Принтер LaserWriter
Фото: Public Domain

По сравнению с прежними возможностями персональных компьютеров, сочетание PostScript и лазерной печати — это большой прогресс в типографском качестве и гибкости дизайна. Вместе с PageMaker, приложением для вёрстки страниц, эти технологии позволили любому пользователю создавать профессионально выглядящие отчёты, листовки и информационные бюллетени без специального оборудования и обучения. Это явление назвали настольной издательской деятельностью.

Многие коммерческие типографии и издательства поначалу относились к лазерным принтерам с пренебрежением, поскольку их печать не соответствовала профессиональным стандартам. Но производители имиджсеттеров во главе с компанией Linotype-Hell, последовали примеру Apple и лицензировали PostScript, и через несколько лет его стали широко применять в издательской индустрии.

Война шрифтов

Издательское дело не может жить без шрифтов. Компания Adobe начала разрабатывать различные типы гарнитур после того, как PostScript стал популярен среди пользователей Apple и Microsoft. К концу восьмидесятых Adobe зарабатывала 100 миллионов долларов в год на лицензировании программного обеспечения для принтеров и шрифтов. Компьютерные компании платили роялти за использование PostScript и связанного с ним формата шрифтов Type 1.

По мере того как потребители и предприятия всё чаще использовали настольные издательские системы, возникла жёсткая конкуренция за то, кто будет устанавливать стандарты в новой сфере. Это противостояние назвали «Войной шрифтов», и она достигла своего пика в девяностые годы.

Apple объявила о планах по продаже акций Adobe и объединилась с Microsoft, чтобы разработать собственную технологию сглаживания шрифтов TrueType. Она была базовой для операционных систем обеих компаний и имела схожие возможности с Type 1.

Но Adobe действовала на опережение и в начале девяностых выпустила программу Adobe Type Manager, с помощью которой можно печатать файлы на принтерах без PostScript. Этот шаг сделал их демократичнее и позволил обойти системные ограничения оборудования от разных производителей. Вместе с тем программа также показывала смену шрифта в реальном времени, поэтому не нужно было печатать пробные листы, чтобы увидеть результат, это было по-настоящему первое применение принципа «что видишь, то и получаешь».

В конце концов, Adobe выиграла, профессиональное сообщество так и не привыкло к TrueType и считало его неполноценным. К 1997 году компании поняли, что выгоднее сотрудничать, и заключили между собой соглашение, по которому они начали совместно развивать проект OpenType.

«Война шрифтов» привела к тому, что Adobe только продолжила расти, и в конце девяностых компания насчитывала более трёхсот сотрудников.

Творческое программное обеспечение — Adobe Illustrator и Photoshop

Добившись быстрого успеха в самом начале, Джон Уорнок и Чарльз Гешке расширили сферу своей деятельности и создали первые графические редакторы. Adobe Illustrator и Adobe Photoshop были новаторским программным обеспечением: оно переопределило качество и сложность изображений, которые можно было создавать для печати. А сегодня, в более поздних версиях, эти преимущества распространились на видео, кино и веб.

В 1987 году Adobe представила Illustrator — программное обеспечение для создания графических изображений: от плакатов и шрифтов до произведений искусства. Сегодня он широко используется графическими дизайнерами во всём мире, а тогда стал первым потребительским продуктом компании — векторной программой рисования для Mac.

Adobe Illustrator 1.1
Изображение: страница Adobe Design в Facebook*

Также в 1987 году независимый программист Томас Нолл начал писать программу для вывода полутоновых изображений на монохромный дисплей. Поначалу она называлась Display и привлекла внимание Джона Нолла, брата Томаса, который посоветовал превратить её в полноценную программу редактирования изображений. Вместе они разработали ImagePro, её купила Adobe и создала то, что мы сейчас знаем как Photoshop.

Adobe Photoshop 1.0
Изображение: Adobe Systems

Photoshop 1.0 был официально выпущен в феврале 1990 года. Это было одно из первых коммерческих приложений с возможностью добавлять новые функции через плагины внутри программы. Преимущества такой «открытой архитектуры» программы помогли закрепить доминирующее положение Photoshop в своей категории. В каждую следующую версию интегрировались новые функции, например, в Adobe Photoshop 2.0 — Path, которая позволяла пользователям обрезать объект и затем сохранять этот «путь» и использовать в будущем. А в 1994 году вышел Adobe Photoshop 3.0 с одной из самых важных функций — «Слои» (Layers).

С годами Adobe Photoshop становился всё сложнее из-за постоянного добавления новых функций. Чтобы решить эту проблему, в 2001 году Adobe выпустила Photoshop Elements — совершенно новую часть программного обеспечения, которая включала в себя только основные функции Photoshop. Приложение имело полностью переработанный пользовательский интерфейс, который был разработан с учётом принципа простоты, что значительно облегчило работу с программой для непрофессионалов.

Обмен цифровой информацией и значение PDF

В 1993 году компания Adobe, где работало уже 2500 человек, представила программное обеспечение Adobe Acrobat и запустила новый формат Portable Document Format, известный нам под аббревиатурой PDF. В этом формате изображение стало передаваться из дизайнерской программы, например, того же Photoshop, в цифровой документ и позволяло просматривать оригинальную форму текста и графики в электронном виде.

Adobe Acrobat 1.0
Изображение: Adobe Systems

Acrobat произвёл революцию в области обмена информацией, позволив людям во всём мире доставлять и получать цифровые документы именно в том виде, в котором они были задуманы, — точно так же, как PostScript переводил компьютерный текст и изображения на бумагу. Благодаря Acrobat PDF стал — и до сих пор остаётся — стандартом для обмена электронными документами. Сегодня в интернете существует более 250 000 000 файлов PDF, а десять ведущих мировых производителей ПК поставляют свои системы с уже установленной технологией для их просмотра.

Adobe Flash Player

В нулевых компания выпустила Adobe Flash Player. В нём можно было создавать анимацию для веб-сайтов в пакете Creative Suite и легко встраивать её и воспроизводить в интернете. Количество видеоконтента в Сети быстро увеличивалось, а значит, способствовало и росту популярности Flash. Примерно в то же время три бывших сотрудника PayPal основали YouTube и взяли Flash в качестве основной технологии для отображения видео на своём сайте.

Преимущество Flash заключалось в том, что он был лёгким и мог работать на разных операционных системах. Но он также имел уязвимые места, которые регулярно использовались создателями вирусов. Этот недостаток был отмечен и Стивом Джобсом, мнение которого существенно повлияло на судьбу Adobe Flash Player.

Выход iPhone в 2007 году стал точкой перелома для Flash. Поскольку смартфон его не поддерживал, YouTube разработал технологию для отображения своих видео в приложении без Flash. К 2011 году он больше не входил в состав macOS X, и пользователям приходилось скачивать его дополнительно, чтобы просматривать Flash-контент в интернете.

Многие при этом были обмануты веб-сайтами, которые требовали установки плагина для просмотра контента: люди загружали, как им казалось, официальные файлы для установки, а затем обнаруживали, что их компьютеры заражены вредоносным ПО.

Появление альтернативных программ привело к тому, что в 2017 году компания Adobe объявила о прекращении поддержки Flash с 31 декабря 2020 года. Это предупреждение, сделанное за два с половиной года до фактической даты, дало разработчикам возможность изменить свои технологии, хотя к тому времени уже было предпринято множество шагов по организации работы и без него.

Adobe Creative Cloud

3 октября 2011 года компания выпустила Creative Cloud — мультиплатформенный пакет приложений по подписке с доступом к проектам на любых устройствах. Благодаря облачному хранилищу данных пользователи смогли стать более мобильными и меньше зависеть от компьютера или планшета, на котором они работают. Adobe добавила мгновенное обновление проектов, выгрузку данных в облако и упростила обмен файлами, это сделало командную работу намного удобнее.

В Creative Cloud компания добавила библиотеку, которая, по данным из исследования Pfeiffer Consulting, в среднем ускорила работу над проектами в восемь раз. Дизайнеры получили возможность сохранять элементы в облаке, чтобы многократно использовать их и не отрисовывать заново, а также Adobe открыла доступ к коллекциям шрифтов и настроек.

В пакет вошли более двадцати программ, при этом пользователь может купить все или выбрать только необходимые ему. Эту систему Adobe отработали ещё в 2003 году с выходом Creative Suite, коллекции приложений с тесной интеграцией и унифицированным оформлением. CS также включала в себя много вариантов редакции, от стандартной до премиальных. Последняя, шестая, версия вышла в 2012 году, и потом разработку прекратили в пользу Creative Cloud, который объединил в себе лучшие наработки Creative Suite.

Последние эксперименты

В марте 2018 года на ежегодном саммите компания Adobe объявила о начале совместной работы с NVIDIA над оптимизацией структуры ИИ и машинного обучения Adobe Sensei для графических процессоров. Это ускорит время демонстрации и реализацию новых сервисов на базе Sensei для клиентов и инженеров Adobe Creative Cloud и Experience Cloud.

Adobe и NVIDIA уже более десяти лет сотрудничают в области ускорения GPU для широкого спектра творческих продуктов Adobe. Сюда входят такие функции, как автоматическая синхронизация губ в Adobe Character Animator CC и редактирование лиц в Photoshop CC. Вместе с тем разрабатываются облачные AI/ML элементы и функции, среди которых анализ фотографий для Adobe Stock и Lightroom CC, а также автоматическая маркировка в Adobe Experience Supervisor.

Главный офис Adobe в Сан-Хосе, Калифорния
Фото: MinnisCRE / Shutterstock

Начав в восьмидесятые годы в гараже с создания PostScript, сегодня Adobe известна как один из главных поставщиков креативных решений для рекламы, маркетинга и визуальной коммуникации. Штаб-квартира компании находится в Сан-Хосе, Калифорния, а общее число сотрудников — более 22 000 человек, почти половина из которых работает за пределами США.

Несмотря на то что пресса нечасто пишет о мегаслияниях и беспрецедентных инновациях, связанных с Adobe, компания занимает четвёртое место по стоимости среди организаций по производству программного обеспечения. А её передовые решения используются во всех уголках земного шара и практически в каждой отрасли, от издательского дела до государственного управления.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована