Буква «альфа» в комбинированном логотипе и свободные линии
Кейс студии maryco, которая создала новую айдентику для «Академии арт-терапии».
Изображение: «Академия арт-терапии» / дизайн студии maryco
«Академия арт-терапии» — образовательная организация, в которой психологов и специалистов творческих профессий учат использовать творчество в терапевтических целях.
«Академия» основана в 2018 году, и она прошла важные трансформации: от простой онлайн-школы до учреждения профессионального образования с государственной лицензией. Курсы обновились, цены на услуги выросли.
Основатели решили, что пришло время отразить изменения в визуальной коммуникации, уйти от статуса курсов, чтобы дальше продвигать и масштабировать проект. Прежний фирменный стиль был непоследовательным, в нём не было цельности. С изменением айдентики основатели «Академии» хотели привлечь более современную аудиторию и одновременно встряхнуть старую.
Новый фирменный стиль для «Академии арт-терапии» создала студия maryco. Её арт-директор Вероника Октябрь и креативный дизайнер Андрей Тельминов рассказали о работе над проектом.
Какая стояла задача
Разработать современный логотип и новый гайдлайн для:
- Instagram*, потому что это главный канал общения с аудиторией и привлечения клиентов;
- презентаций;
- сертификатов об обучении и дипломов.
В перспективе основатели хотят сделать редизайн продуктовых страниц на сайте и учебных кабинетов.
Прежде чем начать работу над концепциями, мы всегда проводим подробный брифинг и просим клиента сформулировать основные направляющие для фирменного стиля. В случае с «Академией арт-терапии» важно было передать новый статус компании — профильного заведения, где сочетаются фундаментальные знания, современные подходы и практика. Основатели подчеркнули, что стиль должен был отразить творческую специализацию «Академии», но без экспрессии — например, они не хотели использовать брызги краски как декоративный приём.
Шаг первый
Зафиксировали в референсах ключевые образы
Когда мы обсуждали, как должен выглядеть логотип, основатели «Академии» задали нам три направления:
- иллюстративный знак, возможно, в формате герба;
- шрифтовой логотип;
- динамический логотип, который может меняться.
Оставалось найти подходящие направления и идеи, которые передали бы образ «Академии». В референсах мы выбрали варианты, где в знаке логотипа есть ассоциативный символ, силуэтная аббревиатура, изменяемый фон и шрифт с узкими, высокими и выборочно деформированными буквами.
В референсах для айдентики мы оттолкнулись от одного из реальных занятий в «Академии»: студенты проводят в круге произвольные линии разных цветов, передавая своё настроение или переживания в конкретный момент. В целом мазки — первая ассоциация, которая возникает в связи с творчеством. Но проблема в том, что такое решение избито и типично. Мы искали примеры нестандартной интерпретации и поняли, что нам больше подходят не натуралистичные мазки или штрихи с текстурой краски или грифеля, а гладкие и обобщённые линии.
Шаг второй
Стали развивать концепции для логотипа
Мы старались отразить новый статус «Академии», её научный структурированный подход к преподаванию и связь с творчеством и искусством. Мы предложили четыре варианта логотипа, клиент изучал их одновременно.
Первая концепция — герб. Такой формат логотипа нагляднее всего отражает идею устойчивости и традиции. Чтобы передать сферу деятельности клиента, мы ввели элементы натюрморта: изобразили кувшин, грушу, вазу и цветок. Идея понравилась клиенту.
Вторая концепция — объёмные силуэтные буквы «А» и «Т». Это пример динамического логотипа, в котором можно менять заполняющую картинку. При этом идентификация бренда сохраняется и логотип всегда считывается как компактное целое. Клиенту показалось, что это похоже на советскую архитектуру — очень уж монументально.
Третья концепция — буквы «А» и «Т» как отсылка к арт-терапии и мотив карандаша. В этой версии мы обыграли «А» как остриё карандаша, чтобы передать акцент на творчестве. Сначала идея понравилась клиентам, но дальше в процессе размышления они решили отойти от отсылки к слову «арт-терапия», а значит, и от использования двух букв в логотипе. О причинах расскажем в контексте следующей концепции.
Четвёртая концепция — комбинированный логотип с курсивными буквами «А» и «Т». Из всех вариантов клиентам больше понравился этот, потому что он вышел изящным, лаконичным и современным. Основатели предварительно выбрали его и взяли время, чтобы подумать. В результате они сформулировали важную деталь: их клиенты ассоциируют проект именно со словом «академия», и в логотипе акцент нужно сделать именно на этом.
Мы стали развивать последнюю концепцию, используя только букву «А», причём именно в форме греческой буквы «альфа». С этим символом связано много ассоциаций, но в первую очередь — древнегреческое понятие «академия». Искусство, философия, культура и наука той эпохи легли в основу европейской цивилизации. И все эти смыслы соединяются в учебных курсах и миссии нашего клиента.
По желанию клиента мы оставили возможность менять один элемент в логотипе: для каждой учебной группы есть свой чат, и их удобно дифференцировать по цветам.
Шаг третий
Проработали элементы фирменного стиля
Цвета. Сначала мы выбрали зелёный: в брифе основатели указали его как один из предпочтительных, он ассоциируется со здоровьем и развитием и хорошо привлекает внимание. Потом мы поняли, что один цвет быстро наскучит, особенно в постах в Instagram*. И тогда добавили ещё три контрастных акцентных цвета — жёлтый, красный и фиолетовый. Они такие же «свежие», как основной.
Более широкая палитра позволяет не только разнообразить макеты для постов, но и сделать разные рубрики в хайлайтс.
Шрифты. У клиента было пожелание использовать бесплатные шрифты. В качестве основного мы выбрали нейтральный гротеск Vela Sans с пластичными символами — он доступен в разных стилях, и его можно применять как для акциденции в заголовках, так и в наборных блоках. Второй шрифт — рукописный Champignon, он имитирует движение пера, и с его помощью можно делать акценты.
Ещё мы предусмотрели альтернативный шрифт Roboto. Он есть на всех операционных системах, поэтому Word-документы с ним всегда будут отображаться правильно.
Стилизованные и размашистые мазки кисти. Нам не хотелось делать имитацию, похожую на скан следа кисти, поэтому мы решили развить этот мотив — осовременили его и придумали более минималистичную подачу. В Adobe Illustrator мы настроили инструмент «кисть» с заданными толщинами в сгибах, его можно применить к любой нарисованной линии.
Не каждую картину можно свободно использовать, даже если у неё истёк срок давности авторских прав. У изображения должна быть пометка Public Domain, которая позволяет скачивать, редактировать и распространять его бесплатно. Такие картины можно найти, например, на rawpixel.com.
Фотографии с фильтром. При разработке фотоправил мы ориентировались на старый профиль «Академии» в Instagram*: прокручивали ленту и увидели фотографию с приглушённым цветом и чётким композиционным акцентом. Такое решение показалось нам удачным, и на его основе мы выстроили всю фотостилистику. В Photoshop и Lightroom сделали тёплый фильтр, он корректирует основные световые и цветовые недостатки исходных фотографий.
Шаг четвёртый
Продумали типы постов
Для визуального разнообразия профиля мы разделили все посты на три типа:
- Графические векторные с фонами фирменного цвета, стилизованными мазками кисти и типографикой. В них плавные и случайные линии заполняют фон макетов, выделяют заголовки или создают иллюзию объёма, заступая на текст.
- Посты-изображения с произведениями искусства.
- Фотографии.
Выкладка постов не ограничена строгими правилами. Но, чтобы профиль смотрелся аккуратно, мы сформулировали несколько ключевых принципов в гайдлайне:
- Можно свободно чередовать разные типы постов, но лучше делать их близкими по тону.
- Нельзя, чтобы после публикации светлые (цветные) графические посты пересекались по горизонтали или вертикали. С тёмными такое допустимо.
Результат
Новый фирменный стиль появляется в Instagram*
Основатели «Академии» утвердили концепцию совсем недавно, в январе 2022 года. Они уже начали использовать новый фирменный стиль в Instagram*, как и планировали. Знаковая версия логотипа появилась в иконке профиля, линии на фонах фирменных цветов — в хайлайтс, и в ленте уже опубликованы посты в новой стилистике.
Другие носители
Над проектом работали:
Вероника Октябрь — арт-дирекшен.
Андрей Тельминов — разработка логотипа и дизайн-концепции.
Больше интересных кейсов