Дизайн
#статьи

Абстракция и абстракционизм

Простыми словами и на примерах объясняем, чем различаются эти понятия.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Расскажем, что означают эти слова, почему их нельзя использовать как синонимы и какую роль они играют в искусстве и дизайне.

Абстракция и абстракционизм — что это и чем они различаются

В глобальном смысле абстракция — это процесс упрощения сложных вещей, благодаря которому в фокусе внимания остаётся только главное. Конкретику предмету дают множественные детали — воспринимая же что-то абстрактно, мы от них отвлекаемся и сосредотачиваемся на ключевом признаке предмета.

Абстракционизм — это направление в искусстве, основанное на принципах абстракции. В первую очередь это касается живописи. Художники, работающие в этом стиле, передают свои идеи, эмоции не через конкретные сюжеты и детали, а через интуитивные образы, формы, цвета.

Абстракция, абстракционизм и абстрактное мышление — то, с чем люди сталкиваются постоянно: в искусстве и повседневной жизни. В том числе в дизайне бытовых вещей.

Например, схема петербургского метро разработана по принципу абстракции: разноцветные линии не повторяют реальное расположение станций с географической точностью, но помогают сориентироваться по карте города
Изображение: ГУП «Петербургский метрополитен»

Как появился абстракционизм

Основателем абстракционизма считается художник Василий Кандинский. В начале XX века деятели искусства стали постепенно уходить от классических стандартов и правил. Кандинский, как и многие другие мастера того периода, искал новые решения и экспериментировал с формой и цветами.

Однажды Кандинский обратил внимание на свою картину (по другой версии — на работу Клода Моне) и удивился непонятному сюжету. Оказалось, что холст был перевёрнут. Изображение стало неочевидным, но всё равно вызвало эмоциональный отклик у художника.

Кандинский взял эту идею за основу своей работы. Так в 1910 году появилась его «Первая абстрактная картина (акварель)», а затем серия пронумерованных композиций с экспрессивными линиями. Своё видение и основные принципы абстракционизма художник изложил в книге «О духовном в искусстве», которая вышла в 1911-м.

В. Кандинский, «Первая абстрактная акварель», 1910
Изображение: Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou

Виды абстракционизма

Творческое открытие Кандинского стало революционным для мира искусства. Идею изображать действительность и чувства не через конкретные образы, а абстрактные формы, подхватили другие художники. Они уже создали разные направления абстракционизма.

В 1910–1920-х Казимир Малевич основал одно из течений абстракционизма — супрематизм. В противовес гибкому многоцветью Кандинского в своих работах он создавал визуально чистые комбинации из минималистичных геометрических форм. Экспрессии и динамики в картинах он добивался благодаря сочетанию ярких цветов, наложению тонов.

«Супрематизм», 1916
Изображение: Государственный Русский музей

Примерно в этот же период французская пара Робер и Соня Делоне создала орфизм — направление абстрактной живописи, основанное на игре света и цвета. Название отсылает к мифу об Орфее, который с помощью своей музыки мог приручать животных и подчинять волны и камни.

Подобно древнегреческому персонажу, в своих работах художники-орфисты направляют взгляд зрителя с помощью цветового ритма и пересечения разных плоскостей.

Робер Делоне, «Бесконечные ритмы. Радость жизни», 1930
Изображение: Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou

Голландский художник Пит Мондриан сформулировал концепцию неопластицизма. Это направление абстракционизма провозглашает использование линий, основных цветов спектра, простых геометрических форм и их правильных, с точки зрения создателя, пропорций.

Абстрактный экспрессионизм возник после Второй мировой войны и дал художникам возможность непрямолинейного политического высказывания. Одни из самых популярных представителей абстрактного экспрессионизма — Марк Ротко и Джексон Поллок. Их картины разные — у Ротко это преимущественно минималистичные прямоугольные цветовые блоки, а у Поллока хаотичные разливы-всплески краски.

Во второй половине XX века абстракционизм разбивается на новые течения, в том числе оп-арт, минимализм, концептуальное искусство, деконструктивизм. Появляются новые инструменты для беспредметной передачи авторского замысла: оптические иллюзии, интерактивные инсталляции, компьютерная графика.

Особенности абстракционизма

Главная черта абстракционизма — чувственные образы, которые создаются благодаря комбинации цвета, форм, линий. Если кратко, то вот ключевые элементы абстракционизма:

  • основные геометрические формы (треугольник, квадрат, круг);
  • палитра базовых цветов спектра;
  • двумерное изображение или сочетание нескольких плоскостей.

Абстракционисты активно экспериментируют с формой и цветом, стремясь найти новые способы выразить свои идеи и эмоции. Они могут использовать необычные композиции, геометрические фигуры, абстрактные линии и пятна, яркие и контрастные цвета. Некоторые абстракционисты применяют символы или ассоциации.

Стиль абстракционизм предоставляет художникам свободу творчества и самовыражения. Отсутствие жёстких правил или ограничений позволяет авторам экспериментировать и развивать художественное видение.

Абстрактная живопись с её минималистичными или спонтанными элементами может казаться простой и даже примитивной. Наверняка немало людей при виде картин Ротко думали, что и сами бы смогли нарисовать несколько разноцветных блоков с градиентом. Однако за внешней простотой скрывается работа с пропорциями, цветовыми сочетаниями, фактурами — не говоря уже об идее автора.

Известные картины художников-абстракционистов

Работы культовых художников XX века до сих пор вызывают споры, восхищение, скепсис — и всегда живой интерес.

Василий Кандинский, «Композиция VIII», 1923
Изображение: Solomon R. Guggenheim Museum / Wassily Kandinsky

Кандинский считал, что искусство живописи может воздействовать на зрителя так же, как и музыка. «Композиция VIII» — многоголосие форм, цветов и углов, которые гармонично сосуществуют на холсте.

«Чёрный супрематический квадрат», 1915
Изображение: Государственная Третьяковская галерея
Марк Ротко, «Белый центр (жёлтое, розовое и лиловое на розовом)», 1950
Изображение: Wikimedia Commons

«Белый центр (жёлтое, розовое и лиловое на розовом)» — одна из самых дорогих картин Ротко и одна из самых масштабных — размеры полотна составляют 205,8×141 см. Палитра состоит из оптимистичных оттенков, даже участки красного цвета не создают ощущения агрессии или тревоги.

Джексон Поллок, «Сближение», 1952
Изображение: Jackson Pollock

«Сближение» Поллока — это огромное полотно размером 237,5×393,7 см, усеянное порывистыми мазками и брызгами краски. Изначально художник начинал работать в чёрно-белой палитре, однако не был доволен результатом и добавил на холст яркие краски.

Пит Мондриан, «Композиция с красным, синим и жёлтым», 1930
Изображение: Kunsthaus Zürich

В «Композиции» Мондриан сочетает основные цвета спектра, а также белый и чёрный. У каждого разноцветного блока свой эмоциональный фон, который автор балансирует за счёт выверенных пропорций.

Франтишек Купка, «Комическая машина» (Fanny Machine — The machinery), 1928 год. Купка — ещё один важный представитель абстракционизма XX века
Изображение: Centre national d’art et de culture Georges-Pompidou
Евгений Михнов-Войтенко, «Абстрактная композиция», 1959. Выполнена нитроэмалевой краской на холсте
Изображение: Vladey

Евгения Михнова-Войтенко называли русским Поллоком за схожий стиль. Как и американец, советский художник применял в своих работах разливание и разбрызгивание краски. Для этой техники он использовал подвижный стол, который позволял менять угол наклона и траекторию краски.

Абстракционизм в дизайне

В отличие от традиционного дизайна, который может быть функциональным и ориентированным на конкретные объекты или задачи, дизайн, основанный на принципах абстракционизма, стремится к экспериментам, инновациям и самовыражению. В таких работах часто можно увидеть элементы минимализма: чистые линии, геометрические формы, простую композицию.

Абстрактный постер
Изображение: Sandro Rybak / Behance
Абстракционизм в интерьере
Изображение: DSGNR 57 / Behance
Абстрактные паттерны — можно использовать в интерфейсе, фирменном оформлении или дизайне тканей
Изображение: freepattern world / Behance
Изображение: Ilona Poliszczuk (Rybak) / Bifurk Studio / Mac Wojcik / Behance
Современные графические редакторы позволяют экспериментировать с формами и текстурами
Изображение: Fran Rossi / Behance

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована