7 логотипов мировых музеев: дизайн, который рассказывает об искусстве
Кто и как придумал логотипы для МоМА, Эрмитажа, Третьяковки и при чём здесь Леонардо да Винчи.
18 мая — Международный день музеев. В этой подборке рассказываем о семи крупнейших музеях и о том, как в дизайне логотипов отразились их смыслы, концепции и гениальные графические решения.
Из материала вы узнаете:
- о том, как нарисовать логотип «с натуры»;
- о самом изменяемом и при этом неизменном логотипе;
- о самом раскритикованном логотипе;
- о том, как можно сочетать в логотипе русский авангард и классику;
- и другие истории и находки в айдентике искусства.
Victoria & Albert Museum, Лондон
Музей Виктории и Альберта — первый в мире музей декоративно-прикладного искусства, открытый в 1852 году в Лондоне. Его основатели — королева Виктория и её муж, принц-консорт Альберт. Сегодня коллекция музея включает более миллиона экспонатов и представляет многовековую историю нашей цивилизации — от первых керамических поделок, изготовленных около пяти тысяч лет назад, до современных образцов дизайна и графики.
Только за последние полвека предпринималось несколько попыток разработать логотип музея. Так, в 1970-е он был создан на основе шрифта Baskerville Italic с витиеватым амперсандом, а в 1975 году бюро HMSO Graphic Design добавило к логотипу портреты основателей.
Оба варианта не прижились, и в 1989 году музей обратился в студию Pentagram к знаменитому Алану Флетчеру. Требования в задании были очень конкретными — логотип должен состоять только из трёх символов V, & , A и быть функциональным, вневременным и запоминающимся.
Алан Флетчер выбрал шрифт с высоким контрастом — элегантную антикву «нового стиля» Bodoni, разработанную более двухсот лет назад. После долгих попыток соединить буквы в единую композицию, решение пришло как озарение — дизайнер удалил один из штрихов буквы «А», заменив её амперсандом. Получилась лаконичная и в то же время динамичная композиция, в которой все три знака образуют неделимое целое.
Логотип музея Виктории и Альберта используется без изменений вот уже более двадцати лет. Как и было заказано, он не подвержен влиянию времени.
Centre Pompidou, Париж
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже открылся в феврале 1977 года. Основное направление музея — современное искусство и искусство XX века.
Музею потребовалось новое здание — на конкурс был подан 681 проект (в том числе и от архитекторов СССР, получивший большое одобрение). Победу же одержал проект британского архитектора Ричарда Роджерса, который вынес технические детали — лифты и эскалаторы — наружу здания.
Именно это революционное архитектурное решение легло в основу логотипа, разработанного Жаном Видмером к открытию музея. По легенде, дизайнер, сидя на террасе кафе перед ещё незавершённым зданием, набросал несколько эскизов логотипа, глядя прямо на стройку. Их объединяла общая идея — воздушные линии этажей, пересекаемые зигзагом — знаменитым эскалатором музея, идущим через весь фасад.
По словам самого Жана Видмера, логотип Центра Помпиду — самый быстрый логотип из сделанных им когда-либо. В 2019 году логотип был модернизирован — в него добавили ещё один «этаж», но основная идея Жана Видмера сохранилась.
МоМА, Нью-Йорк
Нью-Йоркский Музей современного искусства (The Museum of Modern Art, MoMA) — один из самых влиятельных музеев современного искусства в мире. В его коллекции находятся не только предметы изобразительного искусства, созданные в ХХ веке, но и лучшие образцы промышленного и графического дизайна.
Первый логотип музея был разработан знаменитым американским дизайнером русского происхождения Иваном Чермаевым в 1964 году. В его основу лёг гротеск 1904 года Franklin Gothic. Что интересно, знаменитая маленькая буква «о» в аббревиатуре MoMA появилась лишь в 1980-е. Сегодня эта небольшая деталь — фишка и фирменное лицо MoMA, но придумало её не бренд-агентство, а сама администрация музея.
Следующие изменения логотип претерпел спустя два десятилетия: в 2004 году дизайнер Pentagram Мэтью Картер подготовил для MoMA первый корпоративный шрифт. Он сохранил дух логотипа Ивана Чермаева, немного «приподняв» верхушки букв, — так родился шрифт MoMA Gothic.
Последние изменения в логотип музея внесла студия Made Thought Studio в 2019 году. Новое начертание по-прежнему гротескное, но шрифт обновлён — теперь это гарнитура MoMA Sans. Она была разработана за два года до этого Кристианом Шварцем из студии Commercial Type. Пожалуй, MoMA — самый меняющийся логотип в нашей подборке. Меняющийся и при этом неизменный.
The Met (Metropolitan Museum), Нью-Йорк
«Метрополитен музей», основанный в 1870 году в Нью-Йорке, входит в десятку самых посещаемых музеев мира. Сегодня в его коллекции находится более двух миллионов культурных артефактов, самым древним из которых около пяти тысяч лет, а последние современные приобретения датированы прошлым годом.
Предыдущий логотип музея был разработан в 1971 году — в его основу легла гравюра XVI века из трактата Divina proportione («Божественная пропорция»), выполненная Леонардо да Винчи совместно с математиком Лукой Пачоли.
Новый логотип, разработанный нью-йоркским отделением дизайн-агентства Wolff Olins, был презентован в начале 2016 года и вызвал широкий резонанс. Его тут же сравнили с двухэтажным автобусом, назвали «типографской версией автокатастрофы». Администрация The Met осталась при своём мнении, и логотип сейчас используется во всех материалах музея.
Буквы обновлённого знака The Metropolitan — The Met вписаны в куб и образуют две лигатуры. Как объясняет администрация музея, это символизирует сближение посетителя с искусством. Также, чтобы подчеркнуть масштабность коллекции музея, к шрифту выдвинули особые требования — он должен был сочетать в себе и классические, и современные формы.
Третьяковская галерея, Москва
Третьяковская галерея — один из главных российских музеев изобразительного искусства. Она была открыта в Москве в 1856 году купцом Павлом Третьяковым, который собирал коллекцию русской живописи и поддерживал российских художников.
По мере роста коллекции здание постоянно достраивалось, а в 1904 году помещения были объединены общим фасадом в виде древнерусского терема по проекту Виктора Васнецова. Именно этот «терем» служил символом и логотипом Третьяковской галереи вплоть до 2017 года.
Новый логотип, выпущенный к 150-летию музея, разработан студией ONY и представляет собой стилизованную букву «Т». Знак состоит из простых геометрических форм — два треугольника отсылают к русскому авангарду, а в широкий основной штрих можно вписывать разные произведения живописи, тем самым объединяя знак с текущими выставками.
Задача перед дизайнерами стояла непростая — с одной стороны, новый знак должен отражать глубокие традиции музея, с другой — быть современным, а также понятным зарубежному посетителю.
Впервые в истории галереи использовано цветовое кодирование — знак главного здания Третьяковской галереи красный, Новой Третьяковки — синий, а Музея Виктора Васнецова — зелёный. Объединяющий же филиалы цвет — золотой.
Государственный Эрмитаж, Санкт‑Петербург
Санкт-Петербургский Эрмитаж можно смело назвать главным российским музеем. Основанный как частное собрание Екатерины II в 1764 году, сегодня он — один из крупнейших музеев в мире.
Изначально небольшая коллекция императрицы располагалась во дворцовом флигеле — от него и пошло название «Эрмитаж». В 1862 году она переехала в здание, сегодня известное как Новый Эрмитаж, а в 1920 году — в зимнюю резиденцию российских императоров, Зимний дворец.
Идея разработать для музея собственный знак возникла в 1990-е годы, задание было поручено известному петербургскому дизайнеру Аскольду Кузьминскому, выполнившему более двухсот дизайн-проектов во ВНИИТЭ. К этому моменту Ленинградский филиал Института технической эстетики практически перестал существовать, и Кузьминский работал с частными заказами. На разработку логотипа у него ушло полтора года, было создано немало набросков и эскизов.
Помимо логотипа музея были придуманы шуточные знаки для архива, столовой, пункта обмена валюты. Каждый из них обыгрывал букву «Э». Но «главная „Э“», с изящным графическим элементом вместо горизонтального штриха, служит своему музею вот уже четверть века.
Русский музей, Санкт-Петербург
В этом году Государственный Русский музей вошёл в десятку самых посещаемых мировых музеев, заняв шестое место. Это крупнейшее собрание русской живописи, основанное в 1895 году императором Николаем II, сейчас располагается в пяти зданиях, главное из которых — Михайловский дворец на Инженерной улице в Петербурге.
Согласно распространённой музейной практике, именно это здание в стиле позднего классицизма долгое время служило графическим символом музея. В 2016 году произошёл масштабный ребрендинг — был запущен новый сайт, создана система цветового кодирования, а логотип обрёл иное шрифтовое решение. Новую айдентику разработало агентство Art Sugar.
Логотип рассчитан не только на русскоязычного, но и на зарубежного посетителя: начертание одинаково хорошо образует лигатуры «РМ» (Русский музей) и RM (Russian Museum). Главным цветом для нового логотипа был выбран красный. Как объясняет администрация музея, им хотелось сохранить связь знака и с русским авангардом, главным цветом которого был красный, и с народным творчеством, в котором слово «красный» также означало «красивый».
- Ребрендинг многих из представленных музеев был проведен в течение последних пяти лет. Читайте, айдентика каких компаний изменилась в 2021 году.
- Любите музеи? Читайте наше интервью с Александрой Саньковой — создательницей Московского музея дизайна.