7 историй создания современных шрифтов
Каким был главный шрифт у рокеров 1960-х, как реставратор мебели работал с Google Fonts и какой символ Proxima Nova унаследовала из «Звёздных войн».
Иллюстрация: Jason Jones / Flickr / Capitol / Wikimedia Commons / Redrow / Дизайн агентства Absolute / Annie для Skillbox Media
Как правило, дизайнеры рисуют шрифты, чтобы решить задачу продукта или бренда: показать ценности компании, добиться определённого настроения. Но бывает, что в результате работу автора используют не так, как он предполагал. Например, из шрифта для немецких грузовых вагонов получился DIN, а гарнитура Mozilla Firefox прижилась на правительственных сайтах.
Рассказываем, как дизайнеры придумали и сделали семь популярных шрифтов, которыми вы пользуетесь.
DIN
Это немецкий шрифт, который изначально был разработан для табличек на немецких железных дорогах.
История DIN начинается в 1905 году: похожие начертания букв были введены, чтобы унифицировать описания на грузовых вагонах. В 1920-м аналогичные надписи уже использовались для всех немецких поездов. А шрифт официально был выпущен в 1923 году — в типографской мастерской D. Stempel AG взяли за основу начертания для железных дорог и доработали их. Это была довольно крупная мастерская — в ней же, спустя несколько лет, создали ещё один широко известный шрифт — Memphis.
DIN — это аббревиатура от Deutsches Institut für Normung (Немецкий институт стандартизации). Первая гарнитура называлась DIN 1451. Со временем она распространилась по всей Германии: её использовали для дорожных знаков, нумерации домов и даже на упаковках потребительских товаров. В гарнитуре было два начертания: обычное (Mittelschrift) и condensed (Engschrift). В Германии их до сих пор можно встретить в городской навигации:
В 1995 году Альберт-Ян Пул провёл незначительный редизайн шрифта — так появился FF DIN, который и сейчас активно используют в рекламе и айдентике.
В нулевых годах появились ещё версии. Одни из наиболее известных — DIN Next и PF DIN.
Fira Sans
Этот гуманистический гротеск разработали в 2013 году для Firefox OS от Mozilla Corporation. В том же году Fira выложили в свободный доступ. Над гарнитурой трудился известный шрифтовик Эрик Шпикерманн совместно с командой студии Carrois Type Design.
Помимо Fira Sans c несколькими начертаниями, была разработана моноширинная гарнитура — Fira Mono.
Сейчас Fira Sans — официальный шрифт Правительства Новой Зеландии, а также его используют в отдельных веб-ресурсах госструктур США и Канады.
Cooper Black
Это жирный контрастный шрифт без единого острого угла: его выпустили в 1922 году и назвали в честь создателя — дизайнера Освальда Брюса Купера.
Cooper Black возник как переработка Cooper Old Style — похожего шрифта с более тонкими буквами, который Купер выпустил в 1919 году. Общественное признание шрифт приобрёл после смерти автора — в 1960-х годах, с ростом популярности поп‑арта. Его часто использовали дизайнеры музыкальных обложек. Например, в 1966 году Cooper Black использовали The Beach Boys, позднее — The Doors, Дэвид Боуи, The Beatles.
Популярность Cooper Black продолжалась и в 1970-х: его по-прежнему использовали для оформления музыкальных дисков, а также для рекламы и логотипов
В наши дни Сooper Black продолжают использовать — хоть и не так активно.
Calibri
Calibri до недавнего времени был главным шрифтом Microsoft. Его автор — голландский шрифтовой дизайнер Лукас де Гроот.
К началу нулевых де Гроот уже успел стать известным в профессиональных кругах и занимался собственной шрифтовой студией LucasFonts, а работу для Microsoft ему предложили через посредника. Ключевым требованием было удобство чтения с экрана.
В Microsoft хотели выпустить коллекцию шрифтов, которая должна была использоваться с их технологией сглаживания ClearType — она сглаживала пиксели и позволяла делать текст на экране таким же чётким, как на бумаге. Помимо де Гроота в проект пригласили дизайнеров Джелле Босма, Джона Хадсона и Гэри Мунка — они сделали Cambria, Constantia и Candara.
Уже после начала работы над шрифтом, в 2003 году, де Гроота пригласили в офис Microsoft для работы совместно с другими дизайнерами и консультантами. Особенность Calibri — скруглённые контуры букв. Благодаря технологии ClearType они отображались чётко, без «размытия». Всю коллекцию шрифтов Microsoft представила в 2004 году, а в 2007-м Calibri стал дефолтным шрифтом в Microsoft Office.
В ближайшем будущем Microsoft планирует заменить Calibri. В систему добавят пять новых гарнитур: Bierstadt, Grandview, Seaford, Skeena и Tenorite — дефолтной станет одна из них.
Как любой качественный гротеск, Calibri используют и в бренд-дизайне, и в рекламе, и в вебе.
Oswald
Создатель этого шрифта, англичанин Вернон Адамс, был реставратором мебели и резчиком по дереву — и по совместительству шрифтовым дизайнером. Он автор многих известных шрифтов — в частности, Nunito, Оxygen и Pacifico. Вернон много сотрудничал с Google Fonts, и Oswald — один из таких проектов.
При создании шрифта дизайнер отталкивался от Alternate Gothic. Первую версию на Google Fonts выложили в 2011 году. К 2014 году Адамс добавил в Oswald жирное и тонкое начертание. В том же году дизайнер попал в аварию и получил серьёзные травмы — он больше не возвращался к работе и умер спустя два года.
Работы Адамса, включая Oswald, продолжали дорабатывать и публиковать уже после его смерти. Например, в 2020 году в Google Fonts появился шрифт Mulish, воссозданный по его эскизам. Но Oswald остаётся одной из самых известных работ дизайнера.
Proxima Nova
Автор этого шрифта, Марк Симонсон, начал работать над Proxima Nova ещё в 1980 году. А релиз состоялся только через 25 лет — в 2005-м. Название шрифта португальское, дословно его можно перевести как «новый следующий».
Рабочая версия Proxima Nova — до официального релиза — называлась по-другому: Visigothic. В 1990-е годы Симонсон работал графическим дизайнером в студии Rivertown Trading Company. Одним из его проектов была упаковка кассет «Звёздных войн». Там Симонсон решил попробовать использовать Visigothic.
Через год, практически в том же виде, Марк выпустил шрифт под названием Proxima Sans. В дальнейшем он продолжил его дорабатывать — и так появилась Proxima Nova.
Интересно, что в гарнитуре Proxima Nova есть символ ℗ — знак защиты авторских прав на фонограмму. Это не самый распространённый символ, но Симонсону он был нужен для дизайна кассет — и в более поздних версиях шрифта его решили оставить.
Сейчас Proxima Nova — платный шрифт, который широко используют в брендинге и рекламе.
Montserrat
Этот шрифт разработала дизайнер из Буэнос-Айреса Джульета Ульяновски.
Монтсеррат — район столицы Аргентины, который славится текстильным бизнесом. В одном из интервью дизайнер рассказывала о том, как в 2003 году участвовала в конкурсе айдентики для Монтсеррата. Одноимённого шрифта тогда ещё не было в проекте, и она взяла для своего дизайна Trebuchet, который показался наиболее подходящим. Она отмечает, что её всегда привлекали подобные буквы с «урбанистическим» характером.
Шрифт Montserrat — дипломный проект дизайнера, он был закончен в 2011 году. Рабочим названием было Progreso, но такое наименование уже кто-то зарезервировал, поэтому Джульета решила назвать гарнитуру в честь индустриального района. В том же году шрифт купили в Google, разработали новые начертания, и теперь без него трудно представить Google Fonts.